Главная составляющая успеха – не переставать удивляться

Фото: © Сергей Тюмин во время бенефиса 4 октября 2025 года

Культура

Главная составляющая успеха – не переставать удивляться

15 октября 2025 года в 13:55
4 октября в Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова отметили 70-летие заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Борисовича ТЮМИНА.

Свидание в предместье, или почти смешная история

Главным событием праздничного вечера стал спектакль «Старший сын» (режиссёр-постановщик Михаил Бехтерев) по культовой конца 60-х годов XX столетия пьесе Александра Вампилова, где Сергей Тюмин выступил в главной роли. Его герой – музыкант-неудачник и отец-одиночка Андрей Григорьевич Сарафанов. По жанру «Старший сын» – комедия, хотя, как и большинство произведений Вампилова, пьеса имеет серьёзную нравственно-психологическую подоплёку. Впервые поставленная в 1969 году, в своё время она шла в 28 театрах бывшего СССР, став лидером сезона. Старшее и среднее поколения россиян наверняка помнят эту пьесу по фильму режиссёра Виталия Мельникова с участием блистательных артистов: Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Светланы Крючковой.
Жанр смоленского спектакля его создатели определили как «свидание в предместье», оставляя зрителям, у которых вампиловский сюжет по-прежнему вызывает живой интерес, право самим расставить нужные акценты.

Фото: © А. Вампилов «Старший сын». Сарафанов – Сергей Тюмин, Сосед – Александр Кокшаров

Живёт где-то за городом (ехать надо электричкой) семья: отец с двумя почти уже совсем взрослыми детьми – Ниной 19 лет (арт. Анастасия Татаринова) и 16-летним Васенькой (арт. Антон Бубнов). Очень всем им вместе непросто, однако на поверку оказывается, что ни оставить, ни тем более осудить друг друга никто из них, по большому счёту, неспособен. Нина даже замуж собралась – за курсанта военного училища (арт. Герман Дымарецкий), чтобы уехать с ним на Дальний Восток. Васенька, несмотря на предстоящие экзамены в школе, собирается бежать из дому из-за неразделённой любви к живущей по соседству насмешнице Макарской (арт. Людмила Моткина), которая старше его на десять лет.
Своя тайна есть и у их отца. Он уже давно не работает в филармонии, а для заработка играет на похоронах, однако признаться в этом детям стесняется. Дети делают вид, что верят ему, хотя знают правду.

Расставить всё на свои места помогают случайно оказавшиеся в этой семье двое едва знакомых друг с другом шалопаев: Сильва (арт. Дмитрий Соколов) и Бусыгин (арт. Александр Кащаев). Прибегнуть ко лжи этих молодых людей вынуждают обстоятельства. Цель – скоротать ночь в тепле, так как на электричку они опоздали, следующая будет только утром, а укрыться от холода негде. Никто, к кому бы они ни просились, даже на порог их не пустил. «У людей толстая кожа, – говорит Бусыгин, – и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют».

Подслушав ненароком разговор Сарафанова и Макарской и узнав таким образом его имя и фамилию, приятели решают в его отсутствие зайти к нему домой. А когда дети пытаются их выпроводить, Сильве приходит в голову идея выдать Бусыгина за сарафановского сына. Расчёт простой: почти у каждого мужчины теоретически может оказаться совершенно ему неведомый сын…

Андрей Григорьевич Сарафанов, как его играет С.Б. Тюмин, отнюдь не чудак, а потерявший всякую надежду на лучшее человек – и не столько из-за неумения приспосабливаться, сколько из-за жизненных обстоятельств, точнее, из-за выкрученных этими самыми обстоятельствами рук.

Если что и заставляет этого человека как-то держаться, так это ответственность перед детьми. А выйдет замуж Нина, убежит из дому Васенька – того гляди зачахнет Андрей Григорьевич от тоски: сопьётся или ещё как-то пропадёт. Но что пропадёт – сомневаться не приходится, он и сам это о себе знает. Поэтому-то неожиданное появление мнимого старшего сына Сарафанов воспринимает как данный ему свыше шанс начать новую жизнь! И его порыв немедленно ехать в Чернигов воспринимается именно как осознание, что если сегодня, вот сейчас он ничего в своей жизни не изменит, то скатится ниже некуда.

И зрители, пришедшие 4 октября на бенефис одного из старейших артистов Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова, прекрасно это поняли и подтвердили продолжительными аплодисментами.

А после спектакля состоялось поздравление юбиляра, в котором приняли участие и коллеги-артисты, и студенты-первокурсники гитисовского набора при Смоленском институте искусств во главе с ректором института Алексеем Серым. Вёл церемонию чествования Сергея Тюмина художественный руководитель театра Михаил Бехтерев.
48 лет на смоленской сцене

Выпускник Всесоюзного государственного института кинематографии, воспитанник народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, Сергей Тюмин отдал смоленской сцене 48 лет. В 1977 году юным артистом он пришёл в Смоленский драматический театр, отсюда в мае 1978-го был призван на службу в армию и в ноябре 1979 года вернулся.

В 1999 году в честь 60-летия образования Смоленской области артист Тюмин был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. А совсем недавно удостоен ещё одной государственной награды – ордена Дружбы.

Однажды во время интервью я спросила Сергея Борисовича про возраст, чувствует ли он с возрастом какие-то изменения в восприятии профессии, окружающего мира. В ответ он отшутился: «Говорят, что у большинства мужчин уже после сорока лет происходит переосмысление всей прошедшей жизни: чего достиг – чего нет, состоялся – не состоялся. А у меня такое ощущение, что я ещё бегу, что рано мне пока подводить итоги». Учитывая разносторонность его интересов, открытость ко всему новому, думаю, не так уж он и лукавил.

Более 20 лет параллельно с работой в театре артист преподаёт актёрское мастерство и культуру речи в Смоленском институте искусств. Им подготовлен уже не один десяток актёров, режиссёров массовых представлений, специалистов других связанных с искусством профессий, выпустил он и собственный актёрский курс.

Он пишет стихи, пьесы, является автором инсценировок, по которым поставил уже несколько спектаклей на малой сцене и в Доме актёра.

Поставленный им по собственной инсценировке моноспектакль по Ф.М. Достоевскому «Сон смешного человека» в 2001 году был отмечен призом зрительских симпатий на V Международном фестивале камерных работ по произведениям великого классика в Старой Руссе. С этим спектаклем по приглашению Ассоциации культуры «Русь» Сергей Тюмин побывал в итальянском Больцано (провинция Южный Тироль), где похоронена дочь великого писателя Любовь Достоевская.

Спектакль «Тьма египетская», поставленный Тюминым по ранним рассказам М. Булгакова «Записки юного врача», на фестивале «Смоленский ковчег» в 2018 году был отмечен призом «За лучшую режиссуру».
Эпиталама из оперы «Нерон» и частушки

Сарафанов в «Старшем сыне» Вампилова отнюдь не первый музыкант, образ которого Сергей Тюмин создал на смоленской сцене. Музыкальная одарённость пригодилась артисту и для партии Ямщика в опере Валерия Бровко «Капитанская дочка» по мотивам повести А. Пушкина, поставленной в Смоленске в преддверии 200-летнего юбилея великого поэта.

А в спектакле «Дни Турбиных», демонстрируя вокальные данные своего героя, артист исполнил «Эпиталаму» из оперы А.Г. Рубинштейна «Нерон».

Премьера «Дней Турбиных» – одного из лучших смоленских спектаклей последней четверти ХХ века – была приурочена к 70-летию русской революции. Создатели спектакля – режиссёр Игорь Южаков и художник Борис Бланк – слово «революция» использовали не в привычном для советского времени марксистском понимании, а в более широком смысле. Рушится дом Турбиных с его кремовыми шторами. Разбиваются человеческие судьбы. Волею истории булгаковские герои оказываются в ситуации, когда ради того, чтобы остаться в живых, нужно фактически перечеркнуть все свои прежние представления о правде и чести.

Фото: © М. Булгаков «Дни Турбиных». Шервинский – Сергей Тюмин, Елена – Ольга Раскатова

У Сергея Тюмина в «Днях Турбиных» была роль Шервинского. Его герою повезло больше других. От мучительных раздумий, как поступить, Шервинского спасла музыка. Оказавшись свидетелем предательства гетмана, он, не колеблясь, снимает мундир адъютанта. Он выбирает своё главное призвание – профессию оперного певца.

Значительно позднее – в спектакле «Одна абсолютно счастливая деревня» – Тюмин пел частушки, залихватски аккомпанируя себе на гармошке, играть на которой выучился во время репетиций этого спектакля.

Главное – не переставать удивляться

Работая над ролью, Тюмин-артист не только стремится найти выразительную форму существования своего героя, но и старается психологически точно выстроить логику его переживаний и поступков. В одном из интервью он рассказал об этом на примере спектакля «Сирано де Бержерак», где играл Графа де Гиша: «Как его сыграть? Для меня большая загадка была в том, что, с одной стороны, де Гиш – антипод Сирано, но при всём при том во втором действии он остаётся на самом тяжёлом участке фронта. То есть он явно не трус! Характеристики, от которых мы с режиссёром отталкивались, размышляя, что это за человек: брезгливый, аристократичный. И мне вспомнился телеведущий Виталий Вульф. Я позаимствовал у него высокомерный поворот головы и картавость».

Фото: © Э. Ростан «Сирано де Бержерак». Граф де Гиш – Сергей Тюмин, Роксана – Ольга Фёдорова

Способность к гротеску ярко проявилась у Сергея Тюмина во многих его театральных работах: роли человека-функции Липпанченко в трагикомедии Игоря Войтулевича «Красный шут» (по роману А. Белого «Петербург»), в трагифарсе Станислава Назирова «Герой» по пьесе ирландского драматурга Дж. Стинга, где артист сыграл недоумка Шоона Кьоу. Чувство формы, владение искусством перевоплощения, пластика, склонность к гротеску помогли Сергею Тюмину сыграть сразу шесть ролей в спектакле «Декамерон» по новеллам Боккаччо (режиссёр Валентин Варецкий). Трудно представить, насколько это даже чисто технически сложно: за считанные секунды сменить костюм и выйти на сцену уже совершенно в другом образе!

В последней по времени премьере театра – мюзикле для всей семьи по роману Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» заслуженный артист России Сергей Тюмин играет две роли: лесника Тома Редрута и старого пирата Билли Бонса. Во время бенефиса на глазах у зрителей артист на несколько секунд перевоплотился в старика Билли.

Главная составляющая успеха, – как-то сказал артист, – не переставать удивляться. Я и студентам своим это говорю.

Собственно, он так и живёт. Не устаёт удивляться и удивлять. В готовящемся проекте Смоленского государственного академического театра им. А.С. Грибоедова «Электра» по пьесе Еврипида, к которому приступает выпускник ГИТИСа греческий режиссёр Василиос Самуркас, Сергей Тюмин сыграет одну из ролей.

Фото: © Н.В. Гоголь «Ревизор». Ляпкин-Тяпкин – Сергей Тюмин, его жена – Галина Круть


Фото: smolteatr.ru, из личного архива автора


Светлана Романенко

Пою тебя, Селигер
В Смоленске гастролирует театр из Владикавказа