Тургеневские страсти Рэйфа Файнса
О роли Ракитина всемирно известный британский актёр Рэйф Файнс мечтал давно. Ради этой роли он ежедневно практиковался в изучении русского языка, совершил поездку в Спасское-Лутовиново в имение матери Тургенева. О своём увлечении русской классикой, XIX веком и загадочной русской душой Файнс рассказал на съёмочной площадке фильма «Две женщины».- Что вы открыли для себя нового в текстах Тургенева после посещения Спасского-Лутовиново?
- Наверное, это было самым вдохновляющим путешествием. Я каждый день думаю о Тургеневе. А там я смог представить себе его жизнь, это помогло мне составить представление о его личности.
- Насколько вы были готовы к встрече с русской деревней?
- Сначала я провел два месяца в Москве, пока учил роль на русском. Оказавшись в Новоспасском, я понял, что счастлив. Невольно вспоминаю детство. Ведь ребенком я долгое время жил в деревне. Новоспасское для меня первая возможность побывать в самом сердце российской глубинки. Самое замечательное в текстах Тургенева – это его способность описывать природу. И имен здесь все эти описания становятся для тебя резкой действительностью.
- За время, проведенное в России, вы смогли разгадать тайну загадочной русской души?
- В русском языке и русской душе - очень много комнат. Целой жизни не хватит, чтобы их обойти. Иностранец, зачарованный их красотой, бредет все дальше и дальше. И тут самое главное, чтобы у тебя был русский друг, который бы показал, где находится пожарный выход...
- Ракитин не первая ваша роль по произведениям русской классики. Вы сыграли Онегина в фильме вашей сестры Марты Файнс. Есть что-то общее у этих двух персонажей?
- Очень мало. Они принадлежат к одному слою общества. Ракитин - хороший человек, у него есть ощущение морали, а Онегин циник.
- Вы несколько старше Ракитина, это создаёт для вас дополнительные трудности?
- Как и Чехов, Тургенев прописывал конкретный возраст для своих персонажей. Но мне кажется, было бы очень обидно потерять из-за этого возможность сыграть эту роль, о которой я давно мечтал. Я знаю многих актёров, которые играли персонажей и на 20 лет моложе себя. Майкл Редгрейв приехал в Москву и играл здесь Гамлета, а ему было 52.
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА