
Анатолий Ахреев: Невероятно героическая история
К 80-летию Великой Победы Смоленский государственный академический драматический театр им. А. С. Грибоедова представил премьеру «Мой бедный Марат» по пьесе советского драматурга Алексея Арбузова.
В новом спектакле прослеживается судьба трех человек в разные периоды жизни, начиная с их первой встречи в блокадном Ленинграде зимой 1942 года. Юные Лика, Марат и Леонидик вместе выживают в осажденном городе, взрослеют, переживают разлуки и встречи, живут надеждами и ожиданиями.
Они дружат, влюбляются, сражаются, жертвуют и страдают, вызывая ответную реакцию в зрительном зале. В спектакле задействованы актеры смоленского театра Анастасия Татаринова, Дмитрий Соколов и Максим Туранцев. Художник-сценограф - Юрий Соломонов, художник по костюмам – заслуженный художник РФ Светлана Архипова, музыкальное оформление -Сергей Хандрык.
О работе над спектаклем рассказывает режиссер, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Ахреев (Москва). В сентябре он проводил мастер-классы с актерами театра, а теперь выпустил премьеру в Смоленске.
Герои спектакля, прежде всего, советские люди
— Этот спектакль, в финале которого будет гореть пятиконечная звезда, о замечательном советском поколении, перед которым после войны была распахнута целая жизнь. Этой жизнью надо было правильно распорядиться, но не все в ней зависело от человека. Многое зависело от исторической случайности. Все таки личная жизнь частного человека складывалась по велению Господа бога, и то, что по этому велению молодые люди остались живы, уцелев в блокаду, а потом прошли войну, сделало их не просто счастливыми, а людьми, перед которым стояла огромная ответственность — построить свое трудное счастье в послевоенной жизни. Прежде всего, выстроить так свою жизнь, а это оказалось практически невозможно, чтобы сохранить дружбу, сохранить любовь, сохранить правду отношений, сохранить цельность мировоззрения, цельность взгляда на жизнь, на мир, на человека. Это оказалось очень трудно не только героям этой пьесы, а всему советскому поколению, которое с таким трудом завоевывало свое будущее, не зная, что 90-ые годы это будущее превратится в ностальгическое прошлое¸ о котором мы вспоминаем до сих пор. И мне очень хочется, чтобы зрители в зале помнили об этом так, как помнили о своем времени герои пьесы, и чтобы мечты героев совпали с чаяниями юности тех, кто будет смотреть эту с одной стороны историю мелодраматическую, а с другой — невероятно героическую историю про советского человека».
Залог успеха спектакля о военном времени - высококачественная драматургия
— К сожалению, если сейчас попытаться спросить режиссеров: «Сумели ли вы найти современную пьесу на эту тему? — они скажут. — Нет». Есть тексты, есть слова, есть лозунги, но того качества драматургии, которым отличается, скажем, творчество Алексея Арбузова или Виктора Розова или других авторов, которые составили целую библиотеку прекрасной советской драматургии о войне, сегодня такой драматургии нет. Но, если бы она была, молодой зритель был бы весь наш, в том смысле, что он приходил бы в театр. Он верил бы, он так хочет искренности, он так хочет рассказа о человеке, про человеческую душу, про человеческие конфликты в их самом сутевом, не внешнем, выражении. Он хочет рассмотреть себя сквозь призму тех героев, которым он верит, за которыми он пойдет, которым он захочет подражать. Именно такая драматургия всегда была нужна, и она имелась в советских литературе и театре. Но, поскольку хорошего в жизни бывает мало (и не должно быть много прекрасных пьес), слава богу, что есть несколько, которые составляют золотую коллекцию драматургии о войне. И театр смоленский выбрал именно эту пьесу, в которой есть человек, в которой есть любовь, в которой есть молодость, надежда, совпадающие, мне кажется, во все времена с чаяниями и надеждами молодого человека.
Хотелось бы рассказать о непростом сегодняшнем времени
— Я уверен, что есть замечательные авторы по-настоящему честно думающие и талантливо пишущие. Надо просто или разыскать, или, имея и не теряя надежды, их дождаться. Я работаю сейчас с замечательными молодыми артистам смоленского театра. Кроме троих, сыгравших в спектакле, есть другие замечательные ребята и девчонки, которые страшно хотят работать, Я счел бы за счастье, если бы нашлась работа, которая объединила молодых актеров, да и актеров других поколений, чтобы возникла какая-то новая интересная счастливая работа. Этим я и живу.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Алексей Курцев