Андрей Аббасов: Я ведь тоже из советского прошлого!

Фото: © Смоленский Камерный театр

Культура

Андрей Аббасов: Я ведь тоже из советского прошлого!

15 ноября 2024 года в 12:03

28 ноября на спектакль «Особняк на Рублёвке» по приглашению главного режиссёра Смоленского Камерного театра Петра Орлова приезжает знаменитый российский и советский писатель, общественный деятель, драматург и киносценарист Юрий Поляков – автор положенной в основу этого спектакля пьесы «Золото партии».

Фото: © Смоленский Камерный театр

Многие любители театра наверняка помнят, что премьера «Особняка на Рублёвке» на сцене Смоленского Камерного состоялась в сентябре прошлого года и была приурочена к открытию Смоленского кинофестиваля «Золотой Феникс», поскольку поставил спектакль на сцене Камерного президент кинофестиваля народный артист России Всеволод Николаевич Шиловский. На премьере в театре присутствовал драматург, а главную роль – Петра Лукича Барабаша, 97-летнего ветерана ЦК КПСС, – исполнил сам Всеволод Шиловский.

Во время встречи с артистами и представителями прессы Юрий Поляков выразил сожаление, что не может остаться ещё на один день, чтобы посмотреть, как играет старика Барабаша актёр другого поколения – Андрей АББАСОВ. И тогда же пообещал обязательно приехать в Смоленск ещё раз.

Для театра приезд автора на спектакль по его пьесе – большая честь и ответственность. А в данном конкретном случае ещё и счастливая возможность поздравить Юрия Михайловича Полякова с 70-летием, которое он отметил 12 ноября нынешнего года.

Немалая ответственность выпала и на долю исполнителя главной роли.

Мы разговариваем с Андреем Аббасовым за две недели до приезда в Смоленский Камерный театр писателя-драматурга Ю.М. Полякова.

Фото: © Смоленский Камерный театр

Андрей Анатольевич, по пьесе вашему персонажу в «Особняке на Рублёвке» чуть ли не около ста лет. Насколько сложно создавать образ человека, столь далёкого от тебя по возрасту, да не только по возрасту, ваш герой просто из другой жизни?

Я так скажу: любой спектакль – это повод высказаться, причём как для режиссёра, так и для актёра. И для меня в этой роли есть определённый момент исповедальности. Сам-то я ведь тоже из советского прошлого. Был октябрёнком, пионером, пришло время – вступил в комсомол в соответствии со своими убеждениями, никто меня не агитировал. И горбачёвские идеи не оставили меня равнодушным.

Всё это было! Так что когда я говорю о каких-то идеалах, я понимаю внутренний темперамент моего персонажа. В этом смысле мне есть на что опереться кроме, как говорит в пьесе мой герой, «круговорота воды в природе»… К тому же, как и старик Барабаш, я атеист. Нас ведь как воспитывали: человек – главное. Перекреститься не могу. Мне это кажется фальшивым. Так что во многом я играю себя! А возраст… Всеволод Николаевич Шиловский говорит, что у Петра Лукича Барабаша темперамент молодого человека, но нужно его, этот темперамент, внутрь загнать. Вот к этому я и стремлюсь. Другое дело – насколько у меня получается… А вообще, считаю, актёр обязательно должен иметь гражданскую позицию.

Сегодняшнее время внушает вам оптимизм?

Я бы с надеждой смотрел в будущее, если бы у нас в Смоленске удалось создать традиционный театр. Основой могли бы стать эксклюзивные материалы, записанные на Смоленщине этномузыкологом Натальей Николаевной Рогачёвой, которая собирает их уже более тридцати лет. Причём это не только традиционные смоленские сказки для детей, но и сказания для подростков, «сказы» для взрослых...

Главным направлением работы такого театра стала бы не только ознакомительная и просветительская деятельность, но и, что особенно важно, воспитание, основанное на принципах, сформулированных нашими предками. Всё это наше родное, дошедшее до нас ещё с языческих времён. В своё время на всё это христианство наложилось, и получился эдакий, образно говоря, дружелюбный микс.

При театре национального искусства в Москве, пока он существовал, была детская студия, вели которую мы с Натальей Николаевной. И в 2015 году на представительном международном фестивале «Русская драма» наш спектакль по материалам смоленского фольклора «Фросенька» был удостоен диплома первой степени.

Были и другие победы. Оценивали нашу работу высоко. Но всё это должно быть системой…

Сказка «Колобок», поставленная вами в Смоленском Камерном театре также по материалам Натальи Рогачёвой, тоже ведь имела успех, в том числе на международных фестивалях…

Наш «Колобок» – это капля в море. Действительно, на фестивале «Волшебный фонарик» в Питере мы получили призы «Лучший спектакль» и «Лучшая работа актёра». Досадно, что жюри не отметило актёрский ансамбль. Роль Колобка, конечно, сложная, но ведь все работают на него. Из претензий к спектаклю, которые были высказаны кем-то из жюри во время обсуждения, мне запомнилось только, что нужно бы использовать больше диалекта. Но я с этим не согласен. В данном случае, на мой взгляд, гораздо важнее понятность.

Есть надежда, что на сцене Камерного театра по материалам Натальи Николаевны Рогачёвой в следующем году удастся поставить ещё одну традиционную смоленскую сказку – «Курочка Ряба».

Фото: © Смоленский Камерный театр

Андрей Анатольевич, во время встречи с актёрами и прессой в прошлом году писатель Юрий Поляков особенно подчеркнул, что в драматическом театре задача режиссёра – максимально выразительно и действенно донести до зрителя слово автора. Что вы думаете на этот счёт?

Разделяю эту точку зрения! Театр – это прежде всего драматургия. На основе плохой пьесы хороший спектакль сделать невозможно. Но плохой спектакль может получиться и из хорошей пьесы, если разрушить заложенную автором произведения логику поступков персонажей, не уловить и не суметь донести до зрителя смысловые нюансы текста.

То же самое скажу и об инсценировках произведений. Перефразируя Станиславского, инсценировщик должен раствориться в авторе…

Желаю вам удачи во всех ваших начинаниях и продолжениях! Не сомневаюсь, что встреча с Юрием Поляковым пройдёт хорошо, что ваша трактовка личности старика Барабаша окажется близкой автору...

Хорошо бы. Спасибо за пожелание.

Фото: © Смоленский Камерный театр

Справка «СГ»

После окончания в 1995 году Саратовской государственной консерватории им. Л.Я. Собинова (специальность «артист драматического театра и кино») Андрей Аббасов восемь сезонов прослужил в Пензенском драматическом театре им. А.В. Луначарского, одном из старейших театров страны, основанном в XVIII веке. В 2005–2006 годах играл в Московском Театре на Юго-Западе у режиссёра Валерия Беляковича, а с 2006 года – в Московском государственном музыкальном театре национального искусства под руководством Владимира Назарова. В 2015 году театр В.В. Назарова был реорганизован, став одним из подразделений Московской филармонии.

В труппе Смоленского Камерного театра Андрей Аббасов с сентября 2017 года. В его репертуарном списке около 20 ролей.

В 2021 году прошёл курс профессиональной переподготовки в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина (мастерская «Театральная режиссура»). Как режиссёр на сцене Камерного поставил три спектакля: «Колобок», «Доктор Айболит» и «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сказка «Колобок», литературной основой которой являются смоленские фольклорные материалы, в 2023 году дважды с успехом участвовала в театральных форумах. Спектакль удостоен гран-при III Международного фестиваля «Волшебный фонарик» в Санкт-Петербурге и диплома зрительского жюри VII Международного фестиваля «Поговорим о любви…» в Новошахтинске Ростовской области.

Работы Аббасова-актёра, в особенности Графа Альмавива в «Безумном дне Фигаро» режиссёра Петра Орлова и ветерана ЦК КПСС Петра Лукича Барабаша в «Особняке на Рублёвке», ярко контрастные по манере исполнения, отличает большое мастерство.

Фото: © Смоленский Камерный театр

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Светлана Романенко

Смоленская филармония представила нового дирижёра Камерного оркестра