Человек, который живёт прошлым
Руководитель исторического театра «Порубежье» Александр ЦЕЛУЕВ – о любви к истории, о национальной гордости, об оживающих экспонатах музеев и о том, как Смоленская область стала полигоном для съёмок фильмов о войне.– Александр, как давно вы увлечены историей?
– Увлекаюсь историей я всю сознательную жизнь. В детстве часто гостил у родственницы, и у неё было огромное количество учебников и книг по истории. Наверное, тогда меня это и пропитало. Лет в семь посмотрел фильм «Александр Невский» – советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Впечатление было сильнейшее. История стала любимым предметом в школе. В вузе учился, увы, не на историческом факультете, я окончил худграф. Но любовь к истории постоянно присутствовала – книги, фильмы исторической направленности всегда превалировали над всем остальным. Больше всего интересовала история нашей страны и привлекали события от средневековья до Второй мировой войны.
– Как давно вы начали заниматься реконструкцией?
– В 1995 году я познакомился с людьми из смоленского клуба исторического фехтования «Скиф», и его руководитель Юрий Каштанов показал мне, по большому счёту, то направление, по которому стоит идти. Я отслужил в армии, в 1998-м вернулся и с моим товарищем принялся искать единомышленников. Сперва нашёлся один, другой, потом друзья, соседи, знакомые. Так в 1999 году появилось «Порубежье». Нас стало достаточно много, чтобы организовывать какие-то мероприятия. Премьера нашей деятельности состоялась 23 февраля 2000 года: на площади Ленина ко Дню защитника Отечества мы делали «средневековое» выступление – инсценировку сражения. Постепенно «Порубежье» стало для меня смыслом жизни. В него вложено столько времени, сил и души, что бросить это занятие невозможно.
– Расскажите, чем занимается «Порубежье»?
– Мы позиционируем себя не как клуб, а как исторический театр. У нас огромное количество проектов, которые мы сами готовим и реализуем, выступления в музее (спектакли или интерактивные программы) для туристических групп, праздничные мероприятия. К масштабным проектам можно отнести ставшие уже регулярными мероприятия в Дорогобуже. Так случилось, что этот город оказался расположенным к нам и дружелюбным. Самый масштабный проект, который мы здесь реализовали, – День партизанской славы. 15 февраля 1942 года Дорогобуж и большая часть Дорогобужского района была освобождена партизанами от немцев. Они на протяжении почти полугода их удерживали. Эта история неординарная, тем более для такого райцентра. Проект получил одобрение и стал регулярным, причём с каждым разом зрителей всё больше. Если в первый раз была небольшая инсценировка штурма немецкой комендатуры, то в 2013-м это был уже достаточно большой плацтеатр. Местный полигон даже предоставил нам в качестве антуража артиллеристское орудие времён войны. Оно в нерабочем состоянии, но с помощью пиротехники мы имитировали выстрелы.
– Какие ещё проекты вы реализуете?
– Раз в два года мы выходим на съёмки самостоятельного фильма. У нас есть видеокамера, монтажное оборудование, определённый опыт в этом деле, и всё, начиная от сценария, заканчивая монтажом, мы делаем сами. За десять лет, которые «Порубежье» является и киностудией, мы сняли пять фильмов. Это полноценные полнометражные фильмы, три из них – о средних веках, два – о Великой Отечественной войне. Также делаем специально обработанные видеоверсии наших спектаклей, ознакомительные ролики. Кроме того, для работы, к примеру, музея требуется огромное количество видеоматериалов по определённой тематике.
– Расскажите подробнее о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. Какие эпизоды в них отражены?
– Два года назад мы сняли фильм, который стал нашей первой пробой по Великой Отечественной войне. Назывался он «Посреди войны». События, показанные в нём, связаны с освобождением Смоленщины осенью 1943 года. В картине всего несколько персонажей и, по большому счёту, один насыщенный боевой эпизод, где потребовалась массовка. Если вкратце о сюжете, трое наших сапёров получают задание по разминированию территории. Они случайно сталкиваются с немецкой диверсионной группой и пытаются её уничтожить.
Второй фильм мы снимали осенью прошлого года, называется «Последний отряд». Это уже более масштабная лента. Съёмки проходили с 1 сентября по 28 ноября. Монтаж был закончен лишь к Новому году. Этот фильм о партизанах. Действие происходит на территории Беларуси. Немцы пытаются предотвратить диверсии на железной дороге, по которой они перебрасывают подкрепление на фронт. Работая над сценарием, пришлось отталкиваться от исторических реалий. Одно время о немцах говорили как о людях, которые ничего не могли сделать с партизанами, боялись леса, не знали, как с ними воевать. На самом деле история говорит о том, что немецкая армия оказалась одной из немногих, которая смогла наладить достаточно эффективную борьбу с партизанским движением. В составе германских войск были так называемые яхт-команды (охотники на партизан) – очень хорошо подготовленные солдаты. Они прекрасно ориентировались в лесах – многие из них были лесниками или даже браконьерами. Немцы брали в эти команды и русских предателей, а также «фольксдойче». И действия этих команд были достаточно эффективными. В некоторых районах партизаны несли большие потери и их операции срывались.
Мы решили показать сюжет, в котором задействована яхт-команда, в буквальном смысле не дающая партизанам развернуться. Армейское командование забрасывает в немецкий тыл нашу диверсионную группу, чтобы помочь партизанам. В самом начале фильма эта группа попадает в засаду, практически вся погибает. Но уцелевшие с остатками партизанского отряда в конце фильма всё-таки уничтожают яхт-команду. Фильм двухсерийный, общее время – два с половиной часа. Мы не считаем это ни в коем случае коммерческим проектом. Фильм можно абсолютно бесплатно найти в интернете или посмотреть в музее.
– Где проходили съёмки фильмов?
– Оба фильма о Великой Отечественной войне мы снимали в одних и тех же местах – на окраинах Реадовского парка, в Красном Бору. Причём некоторые сцены, связанные с интерьерами из фильма «Последний отряд», снимались в подлинных помещениях, построенных во время войны немцами. Основным полигоном стала одна из деревень Краснинского района. Там мы снимали переправу через реку, сцены с мотоциклами, а также пиротехнические эффекты. Мы использовали также часть заброшенных домов.
– А где вы достали немецкие мотоциклы тех времён?
– Здесь мы пошли на принцип кинообмана. Средств на то, чтобы купить такой мотоцикл, не было. Мы взяли по бросовой цене запчасти от наших «Уралов» и «Днепров», собрали всё это и получили два сносно ездящих агрегата, закамуфлированных под немецкие мотоциклы.
– Александр, скажите, порубежцы совсем перестали делать средневековые инсценировки или вы планируете вернуться к этому периоду?
– Средние века, можно сказать, это наше детство. Мы уже перепробовали всё, что только можно. А ведь каждая эпоха интересна тем, что приходится создавать форму, антураж, вооружение – мы занимаемся и Смутным временем, и эпохой Петра Первого. И естественно, когда дело дошло до Великой Отечественной, мы разживаемся не только гимнастёрками, касками, но и приходится искать какую-то технику. Удовольствие это недешёвое. Кто знает, может, когда-нибудь и до броневиков доживём.
– Как считаете, насколько хорошо смоляне знают историю своего края?
– Сейчас интерес к военной истории стал массовым. Существует огромное количество форумов, на которых люди обсуждают какие-то исторические вопросы. Но если человек захочет полностью погрузиться в историю нашего края и узнать, что здесь происходило, мне кажется, подобного полного ресурса пока не существует. А ведь в принципе это было бы неплохо. Ведь начиная с монгольского вторжения Смоленщина военными событиями обижена не была. В XVI–XVII веках здесь был военный котёл. Эпоха Петра Первого у нас вообще незаслуженно забыта. Удивительно, но многие смоляне сейчас даже и не подозревают, что именно при Петре Смоленск явился тем самым щитом Москвы. Возле села Раёвка Монастырщинского района была остановлена во время Северной войны армия шведского короля Карла XII. Война 1812 года, пожалуй, освещена более всего – в связи с прошедшим юбилеем. С Великой Отечественной войной дело обстоит иначе. С одной стороны, нет человека, который бы не знал про эти события, тем более что до сих пор живы её участники. В то же время многие смоляне смутно представляют, что именно происходило на территории региона. И с каждым годом, к сожалению, это знание уходит. Специалисты, конечно, выкапывают интересные факты, зачастую ранее неизвестные. Историки знают много, а вот обычным смолянам знаний не хватает.
– Как считаете, в чём причина массового интереса к истории в последнее время?
– С каждым днём людей, интересующихся историей, всё больше, потому что, на мой взгляд, за последние двадцать лет предметов национальной гордости у русских нет. Нам нечем гордиться. И остаётся искать моральную поддержку в прошлом, искать какой-то стержень в жизни наших предков. А что нам ещё остаётся? У людей срабатывает некий исторический инстинкт самосохранения.
Я считаю, мы должны культивировать интерес к военной истории нашего города. Смоленск всегда был городом-ключом, городом-щитом, городом-воином, городом-героем. У нас, конечно, есть чем ещё похвастаться: Глинка, Гагарин и так далее. Но, по большому счёту, Смоленск влиял на историю страны именно во время войн. Живя здесь, очень важно гордиться тем, чем мы являемся.
– Какие планы на ближайшее будущее у «Порубежья»?
– 18 мая в Громовой башне будет проходить Музейная ночь. Мы представим спектакль «Когда оживает история». Это инсценировка по мотивам фильма «Ночь в музее», но с русской спецификой. У нас оживут экспонаты Громовой башни.
Фото: www.porubejie.com