Самый страстный спектакль Барковского
Новая работа Смоленского драматического театра имени Грибоедова посвящена людям, прошедшим войну.«Я, конечно, вернусь» – так называется новая постановка заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия БАРКОВСКОГО.
В последние десять лет военная тема в нашем искусстве стала предельно острой: какой следует изображать Великую Отечественную? Какую правду нужно вскрывать художнику? О чём нужно говорить с современным зрителем? И не украли ли у нас Победу, в том числе – из самых гуманных побуждений?
Главный режиссёр театра имени Грибоедова Виталий Барковский рассказал «СГ» о новой работе и своём видении военной проблематики.
- Дело происходит осенью 45-го года. Герои пьесы вот уже пять месяцев лежат в госпитале и не могут пойти домой, поскольку у них тяжёлые увечья, физические и психические. Это люди с целым грузом проблем: их покалечила война.
Мне кажется, то, что связано с такими пограничными ситуациями, при подробном анализе даёт человеку силу, даёт уверенность в том, что зло будет наказано, зло будет уничтожено.
- У спектакля поэтическое название – строчка из песни Владимира Высоцкого. Звучат ли стихи со сцены? И почему – Высоцкий?
- Эта строчка даёт надежду. Стихов этого поэта в постановке нет, да и вообще стихов.
- Насколько я понимаю, для вас мотив возвращения имеет личный характер…
- Я побывал во всех странах и знаю, как там живут. Мне предлагали остаться, и я, когда-то мечтавший об этом, не остался и не жалею об этом. И когда я еду домой, в Витебск, по заросшей березняком и кустами Смоленщине, даже эта запущенная земля мне так дорога, как никогда не была бы мила та же Америка или любая другая страна. Потому что эта земля была защищена и отвоёвана у врага. Сейчас мы отвоёвываем внутри себя свою собственную Площадь Победы. Нашей Победы! Сомнения в ней не созидают, они не преумножают ту жизнь, которая подарена нам и за которую заплачена столь дорогая цена. Наоборот, они усугубляют неверие в наших детях. Сомнения, как ни странно, – это страшная штука!..
- Какая главная мысль, лейтмотив новой постановки?
- Человек в любых условиях, даже израненный, всё равно хочет видеть белый свет. И я не осуждаю и тех, кто хотят просто выжить. Это естественная реакция человека перед уходом. Всё равно хочется жить! Я ведь помню: моему отцу, прошедшему войну, был уже 81 год, он тяжело болел, но хотел ещё хотя бы денёк пожить!..
Это самый страстный, самый эмоциональный, завораживающий силами долга, любви, жертвоприношения спектакль – из всех моих сегодняшних. Это благодарность поколению моих родителей за преданность идеалам. Моему величайшему народу. Этот подвиг – бессмертен! Советский народ – это уходящая натура, но именно ему пою я песню. Перед этими людьми я становлюсь на колени в этом спектакле.
- Мы знаем вас как стильного режиссёра. В каком стиле решена эта постановка?
- В академическом. Это не Анатолий Эфрос, мой учитель, но его лучшие заветы я применил. В таком объёме – может быть, впервые за время моей работы в Смоленске. Это психологический театр.
СПРАВКА
Спектакль «Я, конечно, вернусь» поставлен по пьесе Льва Проталина «Благословите светлый час». С этой пьесой в 2005 году автор стал лауреатом всероссийского открытого конкурса драматургов «Факел Памяти». У Льва Проталина геройски воевал отец. Долгие годы драматург (настоящее имя Валерий Канахин) заведовал литературной частью Владимирского областного академического театра драмы имени Луначарского.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Николай Коншин и Сергей Тюмин, актёры Инна Флегантова, Ирина Лисенкова, Ольга Фёдорова, Александр Черкашин, Александр Руин, Екатерина Максимова, Юрий Гапеев, Олег Кудрявцев, Андрей Шанин, Константин Юхневич, Анастасия Клецова, Ирина Коваль, Арсен Казарян.
Фотопортрет режиссёра: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В госпитале. Архивное фото из Интернета.