Творчество и бизнес: яркое объединение в Смоленске
Нынешний август в Смоленске выдаётся богатым на яркие, интересные мероприятия, собирающие на своих площадках тысячи гостей. Помимо еженедельных фестивалей под открытым небом «АРТ-Маяковский» назовём исторический «Гнёздово-2024» (уже двенадцатый по счёту) и уличной еды Street Food Russia (проводился в третий раз), о которых рассказывала наша газета. Событийная жизнь города продолжается, и уже в ближайшую субботу смолян ждёт ещё одно масштабное мероприятие, организатором которого выступает бизнес-сообщество «Опора России» при поддержке регионального министерства культуры и туризма. Оно, подчеркнули гости нашей редакции, не столько о бизнесе, сколько о том, как каждый из нас – своим творчеством и работой – может изменить родной город. О том, что ждёт жителей Смоленска и его гостей 17 августа, рассказали исполнительный директор Смоленского регионального отделения «Опоры России» Юлия ЦИМЕРМАН и технический директор фестиваля «Арт-фест. Опора России. Творчество. Бизнес» Ирина КИРПИЧЕНКОВА.
Большая, объединяющая цель
– Юлия Вячеславовна, Ирина Эдуардовна, расскажите, пожалуйста, что за фестиваль, как родилась его идея, кто над ним работает? Давайте начнём с самых азов...
Ю. Ц.: – Всё началось с того, что мы решили, что нашему бизнес-сообществу нужно такое событие – объединяющее массовое мероприятие, которое каждому из нас даст возможность показать себя. И мы придумали фестиваль «Арт-фест. Опора России. Творчество. Бизнес», чтобы через творчество, через нашу работу показать, что мы создаём что-то новое, полезное для всех – и для нашего сообщества, и для всего города. Для нас фестиваль уже стал объединяющим: он вдохновляет, нас все поддерживают, а большая часть нашего сообщества принимает участие в его локациях.
– Если оглянуться назад, были какие-то незапланированные трудности, с которыми вам пришлось столкнуться?
Ю. Ц.: – Все трудности были незапланированными, когда мы писали проект, чтобы подать его на грантовый конкурс, открытый министерством культуры и туризма Смоленской области. Тогда мы думали, что, если победим, сделаем что-то такое яркое, произведём фурор, и всё будет классно. Сложности пришли потом, когда началось решение технических вопросов, предоставление бухгалтерской отчётности – всё это достаточно сложно, а такого опыта именно у нас не было. Благо что у нас есть ресурсы внутри сообщества – мы распределяем все задачи.
И. К.: – Мы все за то, чтобы работу упрощать, а не усложнять, поэтому спокойно общаемся, преодолеваем какие-то трудности. Нужно в договоре прописать именно так эту строчку? Хорошо, отредактируем, попросим артиста или поможем ему с документацией сами как организаторы, но так, чтобы всё было в рамках закона.
Ю. Ц.: – Я хочу сказать, что это величайший опыт. Повторюсь, эта работа помогла нам ещё больше объединиться внутри сообщества. Фестиваль – это такая большая цель, это то новое, что добавляет энергии, и, конечно, это опыт, который, я думаю, приведёт к тому, что фестиваль станет ежегодным. Мы всех приглашаем прийти, посмотреть, как и что у нас получилось.
– У идеи фестиваля два локомотива – Ирина и Юлия? Или у ваших коллег тоже глаза горят?
Ю. Ц.: – Нас больше, просто мы все не смогли бы к вам прийти. У нас в команде Илона Дунаева, Евгений Костин, Инна Маренкова…
И. К.: – Анастасия Быкова – наша смоленская художница, которая занимается социальным предпринимательством. Все на самом деле очень активные люди, и мы иногда зажигаем друг друга. Когда ты уже не понимаешь, как за сегодня успеть выполнить все задачи, приходят Юля, Илона, Инна: «Садимся и делаем». Садимся, делаем, поддерживаем друг друга, хотя сил уходит очень много.
– Вы упомянули технические сложности. О чём идёт речь и кто их решает?
И. К.: – Это в первую очередь согласование разных вопросов со всеми инстанциями – органами власти, другими организациями: МВД и ГИБДД, МЧС, областные министерство здравоохранения и министерство культуры и туризма, городское управление культуры. Поскольку мы действуем в рамках закона о массовых мероприятиях, мы обязаны предупредить все городские службы. Пока у нас небольшой опыт в проведении мероприятий такого масштаба, но мы, не разделяясь по направлениям, собираем контакты, пишем, звоним, лично знакомимся с людьми, ходим в министерства. Это занимает довольно много времени, но хочется отметить, что в Смоленске эта работа вышла на более высокий уровень – раньше организаторам мероприятий приходилось тратить больше сил на разные согласования.
Ю. Ц.: – Техническое направление – вообще отдельная тема. Вот, например, все наши площадки: экспозона, фудкорт, фотозоны, сцена, – везде нужно электричество, и вопросы начинаются с того, откуда его вести.
Открытие фестиваля – с гимном
– Вы уже упомянули площадки фестиваля, давайте о самом мероприятии и поговорим. Где и когда он будет проводиться?
Ю. Ц.: – В субботу, 17 августа, с 11:00 до 22:00, основные локации будут находиться на улице Маяковского и на территории парковки на пересечении улиц Ленина и Глинки, возле центра «Пушкинский».
– По времени проведения серьёзные планы…
Ю. Ц.: – Да, причём программа настолько укомплектована, что к нам сейчас обращаются музыкальные группы, которые увидели анонсы, пишут, что хотят принять участие, а нам приходится отвечать, что мест уже нет.
Программа собрана, и классно, что смоляне в этот день смогут увидеть весь потенциал наших творческих коллективов. Мы отсматривали репертуар: это прекрасные исполнители, которые приносят радость людям! И кроме того, это коммерческие коллективы, которые своим творчеством зарабатывают деньги, и для нас, организаторов, важно, что их выступления сделают фестиваль не просто развлекательным, а показательным мероприятием. Мы ведь иногда не знаем, какие потрясающие, классные люди есть в нашем прекрасном городе! И это же, кстати, можно сказать о других участниках арт-феста.
– Если я в субботу, не опаздывая, приду на Маяковского к одиннадцати утра, что я увижу?
Ю. Ц.: – С какой стороны вы будете идти?
– От Дома творчества детей и молодёжи…
Ю. Ц.: – Вы подойдёте сразу к нашей малой сцене, где после открытия будут занятия по зумбе, то есть вы, если захотите, сможете немного размяться. А откроется фестиваль с исполнения нашего гимна.
– У вас есть свой гимн?
И. К.: – Да. Текст написал участник нашего сообщества Антон Скляров – мы рассказали ему о смыслах фестиваля, он прислал нам несколько вариантов текста, и когда мы пришли к финальному, музыку написал Евгений Костин – руководитель музыкальной школы «Форте».
Ю. Ц.: – Евгений его записал и со своей группой «Жгучие» исполнил – трек есть в группе «Опоры России» в социальной сети «ВКонтакте». Сейчас мы все его учим, чтобы исполнить на фестивале.
О локациях и символах
– Если я пойду дальше по Маяковского?..
Ю. Ц.: – Вы придёте к нашей фотозоне с крыльями, где сможете сфотографироваться. Для оформления этой площадки мы обращались к профессиональному декоратору, потому что мы хотим выделить наш арт-фестиваль особенной красотой и эстетикой, связанной с историей Смоленска.
Затем будут торговые ряды. Здесь будут представлены в основном участники сообщества «Опора России», наши мастерские, и на этой локации вы сможете купить сувениры, подарки и просто познакомиться, пообщаться с людьми, которые занимаются творчеством.
А дальше будет наша центральная фотозона, главный арт-объект фестиваля – ладья. Это полностью наша идея, и на самом деле удивительно, что никто еще не использовал этот символ в Смоленске – городе, который стоит на Днепре, на пути из варяг в греки, где в древности, по преданиям, смолили корабли. На ладье будут флаги, щиты, а стоять она будет у входа в филармонию со стороны улицы Маяковского, и с ней тоже можно будет сфотографироваться.
И. К.: – Хочу отметить, что ладью мы заказали в смоленской столярной мастерской.
– Вы принципиально ограничивали себя местными компаниями, своими силами, чтобы показать, что и мы способны и ладью сделать, и крылья, и вообще многое другое?
И. К.: – Мы очень стараемся сделать так, чтобы было красиво, интересно и символично. Крылья – символ птицы, восставшей из пепла. У истории Смоленска не отнять тот факт, что город много раз восстанавливался после войн, после всех нападений на него, буквально возрождался из пепла.
Ю. Ц.: – А к смоленским предпринимателям мы обращались потому, что мы просто всех их знаем – мы же бизнес-сообщество, и нам не нужно выходить за круг наших знакомств. Даже если у нас не было контакта с кем-то, то находились коллеги, которые знают людей, изготавливающих то, что нам нужно.
Повторюсь, мы не всегда знаем о том, какие люди есть в нашем городе, не знаем, что они делают, и ещё одна задача нашего фестиваля – рассказать о них. И если арт-фест «Опора России. Творчество. Бизнес» сможет выполнить эту задачу – расскажет о потенциале смоленского бизнеса, о том, что создают наши соседи, – это будет нашей большой победой.
– Мы сфотографировались у ладьи, идём дальше…
Ю. Ц.: – Дальше вы попадаете в зону мастер-классов. Здесь, например, будет установлен «Интеллектуальный шатёр», где наши частные школы организуют квесты и конкурсы для детей.
Затем – фудкорт, где будут и лимонады, и бутерброды, и фудтрак с русской кухней: все готовятся и обещают, что голодным никто из гостей фестиваля не останется.
Будут у нас и спортивные активности, а на парковке возле центра «Пушкинский» – на пересечении Ленина и Глинки – будет наша главная сцена, на которой будут выступать все основные группы, участники фестиваля. Здесь наши партнёры также откроют фотозоны, организуют свои активности, всё будет очень интересно.
Да, и ещё у нас будет экспозона – отдельный шатёр, где о себе будут рассказывать смоленские компании, которые не занимаются выпуском какой-то продукции, а работают, например, в сфере недвижимости или грузоперевозок. Но и они организуют мастер-классы и установят свои небольшие арт-объекты. А ещё будет розыгрыш призов от нашего главного партнёра, но для участия в нём уже сейчас нужно зарегистрироваться в группе фестиваля в «ВКонтакте».
О программе, хедлайнерах и сюрпризах
– Выслушав ваш рассказ, я увидел как минимум одну проблему: как мне увидеть то, что мне интересно, и вообще увидеть как можно больше? Я же не могу, допустим, целый день на фестивале провести...
И. К.: – Вы можете пройтись по Маяковского, сфотографироваться у крыльев и ладьи, а потом сходить домой, например, и пообедать, или перекусить в фудкорте, и вернуться позже – к выступлению группы, которую вы хотите послушать. Группа выступила по расписанию, вы насладились любимыми песнями, ушли ещё раз на фудкорт поужинать.
Афишу с расписанием всех мероприятий мы разместим в зонах ресепшена, на ней будет QR-код, по которому можно будет зайти в нашу группу в «ВКонтакте» и, если понадобится, уточнить время какого-то из них. И уже сейчас с программой можно ознакомиться в «ВК»-группе «Опоры России» и в группе «Арт-фест. Опора России. Творчество. Бизнес» в той же соцсети и в аккаунтах Центра развития туризма.
– На каких мероприятиях фестиваля вы бы остановились подробнее? На что смолянам стоит обратить особое внимание?
Ю. Ц.: – На хедлайнеров фестиваля, конечно же. Во-первых, это Алёна Лепёшкина – известный, популярный бизнес-тренер, стендап-тренер, как она себя называет. Алёна будет выступать на малой сцене с 18:00 до 19:30 – это время выбрано по договорённости с филармонией, чтобы наши активности не мешали проведению концерта у них. Она представит свой тренинг «Хочу и получу», причём Алёна выбрала его как самый подходящий под формат фестиваля. Он построен на позитиве, желаниях, целях, мечтах – том, что нужно в современном мире и предпринимателю, и любому человеку, который хочет развиваться. Такая интересная активность, к которой, кстати, можно будет присоединиться в любое время – послушать кусочек и пойти, например, на другие локации.
И. К.: – А ещё у нас будет выступать Артём Чернобай со своим театром SubRosa. Их выступления многие наши читатели наверняка видели, и мы понимаем, что большинство их спектаклей нужно смотреть в полной темноте. Но сейчас всё-таки лето, и темнеет достаточно поздно, поэтому театр представит на фестивале сторитейл-спектакль «Мавья книга». У него тоже невероятная, просто завораживающая атмосфера – его действительно нужно увидеть своими глазами. Начнётся выступление в 13:00, а когда начнёт темнеть, гостей фестиваля тоже будет ожидать феерическое представление, но пока не будем раскрывать все карты.
Мнение гостей – критерий успеха
– Юлия Вячеславовна, Ирина Эдуардовна, скажите, пожалуйста, как вы будете оценивать, насколько успешным был фестиваль? По количеству людей, их настроению, по атмосфере?
Ю. Ц.: – Всё, как принято в современном обществе: по лайкам в соцсетях, комментариям, репостам.
И. К.: – Я – точно по обратной связи от гостей. У меня есть цветочная мастерская и есть смоленские сувениры – башенки крепостной стены с сухоцветами, с которыми я часто участвую в фестивалях. И я всегда знакомлюсь с людьми, общаюсь с гостями, и организаторы фестивалей всегда подходят к участникам, спрашивают у них, как настроение, и мы потом в сообществах общаемся. И последнее время мы часто слышим от туристов слова: «Какой у вас красивый город», – и это я тоже оцениваю как успех и, конечно, радуюсь за свой родной город, который действительно меняется в лучшую сторону.
Может быть, мы слишком размахнулись с точки зрения масштаба, но мы действительно хотим показать, что наша сила, сила Смоленска – не только в истории, но и в том, что мы сейчас можем творить и восхищать людей. И для меня показателем успеха будут, например, слова «у вас так круто, я туда хочу сходить, тут поучаствовать, там сфотографироваться»…
Ю. Ц.: – И мы, конечно, ждём оценки от тех, кто поддержал наш фестиваль, помогал в его организации: это и правительство области, и Центр развития туризма, и администрация города. В Смоленске сейчас очень хороший бизнес-климат, предпринимателей готовы поддерживать, в том числе и финансами: «Пожалуйста, делайте, но делайте хорошо». И мы с абсолютной ответственностью говорим, что мы будем делать хорошо, мы будем максимально стараться, и я уверена, что у нас всё получится, потому что команда у нас потрясающая!
– Вы ставили перед собой такую цель – может быть, не первостепенную, – показать молодёжи, которая придёт на фестиваль и увидит ваши горящие глаза, что бизнес может приносить удовольствие?
И. К.: – Это, в принципе, большая цель нашей деятельности. Мы очень хотим привлечь молодёжь к этому мероприятию, чтобы они посмотрели, как мы работаем. Да, у нас с теми, кто сейчас учится в вузах, не такая большая разница в возрасте, лет пятнадцать, например, но за эти годы у нас появился определённый опыт, и многие вещи мы принимаем как должное. А молодёжь таких нюансов не знает, чего-то боится. Например, многие думают, что на бизнес сразу нужны большие кредиты, большие помещения в аренду. А, возможно, всего этого и не нужно – я, например, свою мастерскую начинала с подоконника в квартире. Но постепенно, если ты делаешь свою работу хорошо, у тебя появляется своя клиентская база, и в какой-то момент ты уже можешь расширяться.
Очень хочется, чтобы молодёжь понимала, что не нужно бояться идти в бизнес. Сейчас очень большую поддержку оказывает Центр «Мой бизнес» – в нём много бесплатных семинаров, можно записаться к специалистам на бесплатные консультации по маркетингу, правовым и финансовым вопросам. И все страшные темы – выбрать, ИП или ООО, какая будет система налогообложения – перестанут быть страшными, когда о них тебе доступно расскажут.
Ю. Ц.: – Да, мы надеемся, что наш фестиваль станет витриной, площадкой для коммуникации молодёжи, людей, которые хотят попасть в наше сообщество или начать свой бизнес. Мы все открыты, готовы рассказать и о взлётах, и о неудачах в бизнесе.
И наш фестиваль станет декларацией того, что всё возможно. Мы сами ведём бизнес в Смоленске, мы сами улучшаем наш регион, мы сами делаем его туристически привлекательным!
– Спасибо вам за беседу! Надеемся на хорошую погоду и приглашаем всех смолян 17 августа на фестиваль «Арт-фест. Опора России. Творчество. Бизнес»!
Фото: предоставлено Ириной Кирпиченковой и Юлией Цимерман
Авторы: Алексей Матвеев, Юрий Семченков
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU