Константин Канский: Мне интересно придумывать необычные сюжеты
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка краснодарского художника Константина КАНСКОГО «Парус для ветра». Даже беглого взгляда на экспозицию достаточно, чтобы работы зацепили, втянули в своё пространство, где рядом с вполне реалистическими героями живут сказочные персонажи…
Удивительное рядом
– Константин, в ваших работах много сказочного: от прямых аллюзий на конкретные истории до тонких намёков…
– Да, сказка здесь, наверное, потопталась. Отсюда и разные сущности, и герои мифов и легенд. Впрочем, и с обычными людьми постоянно происходят самые неожиданные истории.
– Откуда такие образы? Как у вас рождается то, чего не увидишь в жизни?
– Я не думаю, что в жизни чего-то нельзя увидеть. Порой за самой обычной картинкой может скрываться невероятный сюжет.
Например, я выхожу гулять со своим кокер-спаниелем, а навстречу мне идёт старушка с тремя псинками, которые вдруг одновременно начинают гавкать – не знаю уж, где на меня, а где на моего кокера. Прихожу домой, и воображение подсказывает совершенно иную ситуацию. Вместо старушки почему-то организуется дама. И у неё в ладошках – маленький мопс, который раззявил пасть и пытается всех укусить. А навстречу ей идёт мужчина с каким-то инструментом на плече. Рядом с ним собака, ризеншнауцер или борзая, которая смотрит на мопса с особой степенью безразличия…
Или всё тот же мой кокер-спаниель, который лежит дома в разных позах. И вдруг прилетает сюжет, где это уже не собака, а некое огромное «чудо чудное», лежащее посреди океана. Вот на его территорию заплыли путешественники, явно не первые. И у него дилемма, что теперь с ними делать: отпустить или нет…
То есть все сюжеты – вокруг нас. Другое дело, как вы готовы их подать…
– На самом деле такое ещё и увидеть надо…
– Да. И переработать, чтобы было необычно…
Вообще, сюжетных линий, которые проходят через нашу жизнь, не так много. И темы всё вечные: любовь, война, предательство… Мы можем лишь трансформировать их, какое-то собственное отношение к этому выражать. Если кому-то это покажется интересно, с нами согласятся. Если скучно, пройдут мимо.
Придумать своё
– Константин, когда вы поняли, что хотите стать художником?
– Вокруг меня были люди, которые что-то рисовали. И опять же я оказывался рядом, потому что мне это было интересно. Смотрел на их работы и по-хорошему завидовал: как это замечательно, жаль, я так не могу…
А когда надо было определяться с профессией, выбрал, пусть и с опозданием, художественное училище. И абсолютно не жалею об этом. Хотя очень многие ребята, с которыми я учился, ушли из профессии.
– Почему?
– Всё неоднозначно. Но многие сразу понимают, что это не та профессия, с помощью которой можно вписаться в жизнь. Тем более на первых порах это всегда довольно сложно. Ключевая история здесь – найти собственный стиль, свои сюжеты, стать узнаваемым, а для этого необходимо время.
– Наверное, современным художникам очень сложно с таким самоопределением: столько всего уже придумано, что кажется затруднительным изобрести что-то новое…
– Ничего подобного: придумывать можно и даже нужно. Фантазию в творчестве никто не отменял. И если что-то цепляет и ты считаешь, что в этом можешь раскрыться, обязательно надо пробовать.
Вокруг нас много всего, что делали самые разные люди, в том числе и художники. Нас окружает столько интересного: архитектура, предметы искусства, бытовые вещи. И мы можем как-то изменять всё это в своём творчестве – ровно под те задачи, которые для себя определяем.
К сожалению, есть много художников, готовых браться за всё – лишь бы деньги платили. На мой взгляд, деньги не могут быть критерием в творчестве – это путь в никуда. Наверное, гораздо важнее понять: если я сделаю эту вещь, повысится ли моё мастерство, много ли людей её увидят… Надо задавать себе самые разные вопросы, тогда и ответы появятся.
Заинтересовать себя и других
– А чем, на ваш взгляд, художник отличается от человека, который просто умеет рисовать?
– Это непростой вопрос. Я даже не знаю, что такое «уметь рисовать». Умею ли я? Пожалуй, нет – только учусь. Но каждый сам определяет, где эта степень умения. Хотя в любом деле нужно пахать. Когда прокачаете определённый навык и станете мастером, сможете двигаться дальше и брать новые высоты.
Есть иллюзия, что всё это легко и просто, но это не так. Как, пожалуй, не просто, и приходя на выставку, хоть немного разбираться в том, что видишь. Понятно, что есть универсальные критерии «моё – не моё» и «нравится – не нравится», но мне бы очень хотелось, чтобы зрители всё же умели определять, «что такое хорошо и что такое плохо».
У художника могут быть звания, ордена и медали, привязанные к его творчеству. Но, к сожалению, это не всегда определяет уровень его мастерства и таланта. А человек ведётся на известное имя и маркетинговые ходы умеющих продавать. Поэтому зрителю необходимо разбираться в предмете, тренировать свою насмотренность.
– Константин, я заметила, что мне комфортно находиться среди ваших работ, где даже чудовища производят впечатление добряков. Не говоря уж о разнообразных дамочках, собачках и весёлых музыкантах… Значит ли это, что вы свои работы делаете только в хорошем настроении?
– Я свои работы делаю. А что касается настроения, бывают разные моменты. Мы все люди и подвержены эмоциям и переменам настроения. Наверное, человеку не просто так дан очень широкий спектр впечатлений и чувств, и надо пользоваться всем. Иначе будет безумно скучно.
Мне интересно придумывать необычные сюжеты и композиции, экспериментировать со стилями, формами, колоритами, текстурами. Живопись в моём случае служит адреналином. Когда я вплавляю цвета, активно работаю мастихином, накладываю мазок за мазком, то не всегда знаю, что получится на выходе. В этот момент подчиняешься чутью, опыту, определённой смелости, крепости руки. Эмоции и аналитика идут рядом, помогая вовремя остановиться.
Однако в первую очередь мне важно делать свои работы интересными для себя. Только тогда у меня появляется больше оснований убедить в этом окружающих…
Выставку «Парус для ветра» можно посетить в КВЦ имени Тенишевых до 12 мая.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова