Люди, звери и цветы Екатерины Епихиной
В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка художника Екатерины ЕПИХИНОЙ «Люди, звери и цветы». Экспозиция получилась по-весеннему свежей, очень яркой и радостной. И эта радость – следствие умения автора смотреть на мир восторженными глазами ребёнка, не перестающего удивляться всему, что видит…
Удивляться и удивлять
В работах Екатерины Епихиной нет ничего придуманного. В них реальные люди, звери, птицы, цветы и деревья. Но словно отмытые до блеска и потому ослепительно красивые. Так бывает в природе после дождя, когда солнечные блики, отражаясь в зеркалах невысохших капелек, наполняют пространство удивительным светом, делающим каждый цвет сочнее и ярче.
– Екатерина не перестаёт меня удивлять, – признаётся скульптор Александра РУСЕЦКАЯ. – В своих работах она преображает мир, делая его ещё красивее. И в этой красоте – искреннее восхищение человека, не утратившего способность удивляться и удивлять. И радовать своим творчеством.
– Екатерина – большой мастер, – добавляет художник Александр АНАТОЛЬЕВ. – У неё какое-то своё видение мира: другая линия, другой цвет. Её работы всегда яркие, всегда радуют и удивляют.
«Люди, звери и цветы» – первая персональная выставка Екатерины Епихиной в КВЦ имени Тенишевых. Собственно, название определило и концепцию экспозиции, где каждая работа – как будто часть огромной картины всеобщей красоты и гармонии.
– У Екатерины даже в маленьком наброске или эскизе чувствуется завершённость, – считает председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – И каждый из таких набросков или эскизов самоценен и интересен. Любую её работу хочется рассматривать и изучать, находя в ней скрытые смыслы и темы для размышлений.
В мире красоты и гармонии совершенен любой объект. И чёрно-белые сороки легко могут поспорить красотой оперения с яркогрудыми снегирями и синичками. А солнечные одуванчики настолько по-королевски нескромны, что вполне затмят даже самый изысканный экзотический цветок.
– Основная черта её творчества – оптимизм, очень прямолинейный и бескомпромиссный, – говорит художник Антон РУСЕЦКИЙ. – Это чувствуется буквально в каждой работе. Она и сама такой человек – позитивный, жизнерадостный, у неё всё от души. Я могу ей что-то посоветовать по композиции, поскольку в своей безудержной импульсивности Екатерина порой может размахнуться, не сдерживая себя. Но ощущение цвета – это её личное.
Работать с восторгом
Екатерина Епихина – не большой любитель рассказывать о своём творчестве. Гораздо больше о ней говорят её работы. И коллеги. Например, художник Алёна ДРОЗДОВА, которая с радостью согласилась ответить на несколько вопросов.
– Выставка чудесная. Радостная, весенняя, прекрасная. Мне кажется, что в её названии – вся Катя, настоящий друг людей, зверей и всех на свете. Она очень добрый и отзывчивый человек, который всем помогает. Взять хотя бы её участие в волонтёрских проектах: она расписала столько стен в больницах, что уже и не сосчитать.
При этом просто поражает её умение чувствовать пространство. Потому что иллюстрации – это одно, а большие площади – совсем другое. Например, десятиметровый забор в Гедеоновке, который мы расписывали. И это надо уметь с маленького эскиза увидеть, как всё будет смотреться в таких масштабах.
– Алёна, насколько я знаю, вы вместе с Екатериной не только в волонтёрских проектах участвуете, но и часто ходите на пленэры…
– Когда идёшь на пленэр, очень важно не мешать друг другу. И у нас с Катей как раз это очень хорошо получается. Как будто рядом родной человек – я так её ощущаю. Она – один из моих любимых авторов и коллег.
– И при этом вы настолько разные в своём творчестве. Во время такой совместной работы вы подсматриваете друг у друга сюжеты или идеи?
– Нет. Хотя частенько советуемся. Мне кажется, у нас есть одна общая черта в творчестве – мы обе любим синий цвет, чувствуем его. А так, действительно, мы всё передаём по-разному. Екатерина – через чёткость графических линий, я – через мягкость живописных мазков. Но работать вместе с ней – великое удовольствие. Приходить в какое-то место и делать совершенно разные работы.
– Цвет в большей степени – инструмент живописца, а не графика. А здесь уровень яркости цветовой палитры просто зашкаливает…
– Да, у неё совершенно чудесные цветы и птицы. Они ярче, сочнее, наряднее, чем в природе. И это не украшательство – всё от души. Автор действительно так видит.
У Екатерины был замечательный учитель – Любовь Александровна Оборина. Она дала ей все инструменты для работы: помогла освоить технику пастели, полюбить её богатые возможности, полюбить цветы и цвета. Катя многому научилась у Любови Александровны, но работает в своей манере. И динамика, буйство красок, экспрессия – это уже её эмоциональный характер и её восприятие мира.
А ещё Катю очень любят дети, её ученики в художественной школе. Она умеет говорить с ними на одном языке.
– Мне кажется, что в своей душе она до сих пор остаётся ребёнком. Потому что это работы человека, не переставшего смотреть на мир восторженными глазами и удивляться всему, что видит…
– Да, она очень искренна в своих работах. Каждый цветок, каждую птичку, которую изображает, она всей душой любит. Катя видит мир, который творится здесь и сейчас, и старается его запечатлеть, делая это с восторгом.
Мне кажется, такая способность работать с восторгом – это и есть признак неутраченной детскости, который очень ценен в творчестве Кати. Художнику вообще трудно работать без восхищения этим миром. А Катя восхищается всем: каждой весной и осенью, любой птичкой, цветочком, собачкой… Поэтому у неё и работы такие – искренние и радостные…
Жить и радоваться
– Все люди, которые меня окружают, важны и нужны мне, – призналась Екатерина Епихина на открытии выставки. – Семья, друзья, коллеги, ученики – я всем благодарна. Но эту выставку я хочу посвятить памяти своего учителя Любови Александровны Обориной, которая научила меня видеть цвет, которая всегда вдохновляла. Наверное, мне отчасти передалась и её любовь к окружающему миру.
– Екатерина, насколько для художника важно встретить хорошего педагога?
– Очень важно. Это, пожалуй, самый счастливый билет, который можно вытянуть в профессии. И мне он достался. Хочется верить, что и я, возможно, стану для кого-нибудь из моих учеников таким счастливым билетом.
Мне очень нравится мысль о том, что учитель живёт в своих учениках. Это своего рода формула бессмертия: человек продолжается, потому что его мысли передаются дальше.
– По какому принципу отбирались работы для этой выставки?
– Мне хотелось, чтобы в них были радость, красота и гармония, способные подарить зрителю хорошее настроение. В основном это работы за последние пять лет. Хотя есть и более ранние. Например, портрет 2004 года.
– Что вам важно для работы?
– Наверное, сосредоточиться, собраться. И чтобы меня никто не отвлекал. Это мой вид отдыха, моя форма существования. И это не требует каких-то особых настроек – я просто сажусь и работаю. Просто иногда на это катастрофически не хватает времени.
– Насколько сложно художнику найти свой почерк?
– Наверное, собственный стиль и почерк приходят со временем и опытом. Чем больше ты рисуешь, тем более узнаваем. И делаешь ты это просто потому, что иначе не можешь.
Вообще, для меня рисование – форма медитации. Кто-то рыбу ловит, кто-то вяжет, а я рисую. Просто передаю на бумаге то, что вижу. Всю ту красоту, которую мы имеем возможность видеть ежедневно и ежечасно.
– Екатерина, как вам удаётся сохранять такой оптимизм и позитивный настрой?
– Надо просто жить и радоваться каждому дню. Да, вокруг много плохого происходит. И, наверное, иногда полезно просто не обращать на это внимания – особенно когда ты не в силах что-то изменить. Просто жить и радоваться…
Выставка «Люди, звери и цветы» открыта до 14 апреля.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова