Денис Петруленков: собственная интерпретация реальности
На первом этаже Дома художника в Смоленске открылась выставка Дениса ПЕТРУЛЕНКОВА «Акварель», посвящённая юбилею автора. В её экспозиции – работы, удивляющие невероятной гармонией. И речь не только о композиции и цветовой гамме, но прежде всего о глубине мыслей и эмоций, которые возникают у зрителей, рассматривающих эти пейзажи или тематические натюрморты. Словно за тонким слоем акварельных мазков скрыт некий камертон, настраивающий на восприятие малейших колебаний прозрачного воздуха и бликов света. Притом что сюжеты большинства работ до обыденности просты…
Первая персональная
– Денис, вы участвуете практически во всех коллективных выставках смоленских художников, не раз были организатором каких-то интересных проектов, ваши работы отмечены дипломами зарубежных биеннале…И вот наконец – персональная выставка…
– Да, это первая моя персональная выставка в Смоленске и в России вообще. До этого была только в Сербии, где я стал лауреатом биеннале. Но пятьдесят лет – хочешь не хочешь, а выставку делать надо.
– На афише заявлена тема «Акварель»…
– Я решил, что не успею подготовить работы на более узкую тему. Поэтому просто акварель. В основном пейзажи и натюрморты – знаковые для меня, выполненные на пленэрах в России и других странах. То, что трогает, волнует и меня самого.
Многие из этих работ выставляются впервые. Хотя есть и старые – 2016 года. Но я отбирал те, что будут гармонично смотреться вместе, чтобы экспозиция была в одном ключе: то, как я вижу своё творчество сейчас, как вижу себя как художника.
– Знаю, что акварель – ваша любимая техника…
– Да, хотя я работаю в разных техниках: масло, акрил... Но акварель – особый случай. Она не отпускает. Убеждён, что художник, который подружился с акварелью, сможет потом освоить любую технику. Не случайно её в институтах изучают уже на первом курсе. Она помогает выработать быстроту реакции. Потому что делается сразу, здесь и сейчас, – иначе потечёт или засохнет. Или надоест.
Без эпатажа
– Денис, ваши прежние работы всегда отличались некими юмористическими деталями, чего совершенно нет на этой выставке…
– Признаться, я действительно люблю какого-то эпатажа вкинуть в свои работы, но в меру. И сейчас эти моменты всё больше уходят. Например, в этот пейзаж я хотел вставить пьяного Деда Мороза, но потом решил отказаться от этой идеи. Потому что эта работа сама по себе о многом может рассказать – без подобных дополнений.
Наверное, настало время для более концептуального творчества. Возможно, сказывается, что я довольно долго работал художником-иллюстратором, когда тебе дают текст и надо очень быстро придумать что-то концептуальное.
А кроме того, мне уже не так интересны какие-то технические эффекты – хочется чего-то более классического. Я стал больше читать, и, по-моему, это тоже отразилось на моём творчестве. Говорю об этом не потому, что хочу показаться умным, – просто мне это вдруг стало действительно интересно. И оказалось настолько увлекательно, что даже удивительно, почему раньше у меня не было такой потребности.
Опять же, на коллег смотрю – Союз художников на меня очень сильно влияет. Мы учимся друг у друга, советуемся…
– Мне кажется, сейчас в Союзе художников Смоленска всё время что-то происходит…
– Да, постоянно какие-то новые проекты. И это тоже на творчество вдохновляет. Смоленскому отделению в этом году исполняется 85 лет, и мне уже хочется к этой дате что-то новое нарисовать.
Или тематические выставки. Когда о них заявляют заранее, это всегда подталкивает к тому, чтобы создать что-то новое. И сейчас многие художники специально к выставкам что-то рисуют, а не старые работы выставляют.
Достаточно вспомнить нашу «космическую» выставку в КВЦ. Мы тогда специально к ней все делали работы одного формата. Потом некоторые из них ещё на нескольких выставках побывали.
– Помню, одно время вы темой космоса как-то очень продуктивно вдохновлялись…
– Да, у меня была целая серия работ космических. Собственно, эта тема возникла во время подготовки к Всероссийской выставке в КВЦ. Там была одна моя акварельная работа. Но идей было много, и я решил продолжить эту тему. А потом пошло-поехало. Со временем как-то поутихло, но, может быть, ещё и возобновится. Может, появится что-то новое – через призму сегодняшних реалий…
Честно и от души
– Денис, у меня сложилось впечатление, что в творчестве вас больше волнуют «вечные» темы. У вас нет каких-то работ сиюминутных, на злобу дня…
– Нет, наверное, и сегодняшнее меня тоже волнует. Просто я пока не знаю, как к таким темам подобраться, как изобразить. Возможно, у меня ещё недостаточно информации, впечатлений. Не хочется, чтобы работа была фальшивой, а значит, нужно эту «злобу дня» как-то прочувствовать, понять, осознать, пережить. Или дождаться вдохновения, которого пока нет.
– То есть вдохновение вам всё-таки необходимо? И как это обычно происходит?
– По-разному. Иногда как пробуждение после осенне-зимне-весенней хандры. Иногда приходит в процессе, как аппетит во время еды, – то есть надо просто заставить себя начать рисовать.
А бывает, что какие-то сиюминутные впечатления настолько яркие, что сразу хочется взять в руки кисть и рисовать. Часто это бывают какие-то замечательные работы художников. В основном современных, поскольку творчество старых мастеров ты всё знаешь. Хотя и в этом случае можно увидеть какую-то работу воочию и под впечатлением сразу захотеть что-то подобное выдать.
– На ваш взгляд, чем художник отличается от человека, который просто умеет рисовать?
– По-моему, художник – это человек, который прежде всего что-то сочиняет. Не просто изображает реальность, хотя это тоже важно и тоже интересно. Но мне бы хотелось создавать свои миры, интерпретируя реальность по-новому.
– А как художнику удаётся выработать свой почерк?
– Это одна из целей художника – приобрести свой узнаваемый почерк. Но в большинстве случаев это происходит автоматически, когда человек вычленяет для себя что-то важное. И это формируется постепенно: свой стиль, своя тема, своё мировоззрение, свой почерк…
– Для вас рисование – это скорее творчество или работа?
– Наверное, всё-таки творчество. Хотя я этим живу и зарабатываю – просто так замечательно совпало. Есть такая фраза, что если хобби совпадает с твоей профессией – это мечта.
– Или если будешь в профессии заниматься тем, что нравится, не придётся работать ни дня…
– Вот у меня как-то так и получилось. Хотя по-разному бывает. Иногда и не хочется, а надо.
– Вернёмся к выставке. Какую самую важную мысль или эмоцию вам хотелось бы передать зрителю в своих работах?
– Я сейчас стараюсь не думать о том, как воспримут мои работы зрители. Потому что понял: если ты делаешь то, что тебе нравится, от души и честно, то и людей это трогает. И не важно, что изображено. Некоторые говорят: он рисует цветы и это нравится людям. Но ведь можно и цветы нарисовать так, что никто и смотреть на них не захочет. А можно изобразить что-то совсем уж невероятное, но каждый найдёт в этой работе что-то своё. И такой зрительский отклик – это, конечно, замечательно…
Личное мнение
Валерий ГРАЩЕНКОВ, заслуженный художник России:
– Выставка удалась. Мы знаем Дениса Петруленкова как серьёзного, глубокого акварелиста. Я помню работы, с которых он начинал. Они такие эффектные, живые, подвижные, лёгкие – такое ощущение, что сделаны одним движением кисти. Тут, конечно, всё уже несколько иначе.
Но что такое этот начальный лёгкий акварельный стиль? Это только часть мастерства – как одно крыло. И каким бы мощным оно ни было, для полёта этого недостаточно.
А что мы видим сегодня? Это уже акварель другого уровня. Она остаётся такой же живой, подвижной и прозрачной, но при этом приобретает совершенно новые качества. Она стала спокойной, внушительной – более мастерской. И это второе крыло для художника и ещё одна ступень освоения профессии.
Без этих новых качеств невозможно делать акварель большого размера. Вообще, в таких форматах с этой техникой редко кто умеет работать. Денис Петруленков умеет. Здесь есть всё: и прекрасная композиция, и присущая ему цветовая гармония. Плюс основательность признанного мастера акварели…
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Фото: Виктор МИНЧЕНКО и из личного архива Дениса ПЕТРУЛЕНКОВА
Ольга Суркова