Во Всемирный день кукольника смоляне получат сказку из Сербии
Одна из самых странных и трудно поддающихся лечению болезней – неверие в себя и собственные возможности. Такой хандрой страдают многие смоляне – при всей нашей героической истории. Однако на днях я познакомился с женщиной, которая просто излучает любовь к России и её культуре, а особенно – к Смоленску! Причём она далека от лести и пустословия – это удивительно жизнерадостный, работоспособный и ценящий своё время человек.Итак, на сцене Дома учителя ставит свой спектакль режиссёр из Сербии Амела ВУЧЕНОВИЧ. Почему здесь? Да потому что пригласивший её областной театр кукол имени Светильникова сейчас не имеет собственного здания – оно реконструируется как юбилейный объект.
Тем, кто считает, будто в Смоленске не может произойти ничего экстраординарного, кроме плохой погоды, заметим, что Амела – это первый театральный режиссёр из Сербии, работающий в России!
– Амела, расскажите, пожалуйста, как вы у нас оказались?
– Смоленск – это город, историю которого я изучала в школе. Тогда мне казалось, что Смоленск – это очень далеко!.. (Улыбается) Вообще, моя театральная жизнь происходит по всему миру. На моём первом фестивале в России, в 2008 году, я встретила русского мужчину, случилась любовь, и я теперь живу наполовину в Санкт-Петербурге, наполовину – в Белграде. А ещё – в самолёте. Мой муж – тоже театральный человек, имеет отношение к куклам. Нас соединило искусство! (Улыбается)
Поскольку не все директоры российских театров знают про меня, я как режиссёр отправляла заявки в российские театры. Я выбрала город, который меня интересует с детства, – ваш! Скажу прямо: я в Смоленске получила такую Россию, которую любила с детства! Вот это – именно Россия!
– Что за спектакль вы готовите?
– Он называется «Жуча» и предназначается для маленьких зрителей. Жуча – так зовут собачку. Эту историю я показывала своему младшему брату сорок с лишним лет назад, потом – своим детям, потом – поняла, что это такая тёплая сказка, которую я хочу рассказать всем детям. В своём частном театре «Байкамела» в Белграде я поставила этот спектакль 11 лет назад, и он до сих пор в репертуаре, сыгран больше полутора тысяч раз, и я очень рада, что теперь моя собачка, моя Жуча, будет лаять в Смоленске. Премьера спектакля состоится 21 марта, во Всемирный день кукольника. В нём занят актёр Виталий Игнатенко.
– Где вы учились?
– Я закончила Академию сценического искусства в Сараеве, моими наставниками были очень известный в Югославии педагог Борислав Степанович и Эмир Кустурица.
– Вы сказали, что театр для вас – весь мир. Где же вы работали?
– Да, у меня было очень много фестивалей, много гастролей, конференций, семинаров и так далее. Начнём: Канарские острова, Тунис, Болгария, Турция, Греция, Украина, Польша, Венгрия, Босния, Швеция, Швейцария, Россия, Белоруссия, Индия, Китай, Тайвань… Возможно, что-то забыла.
Этот спектакль – моя шестая премьера в России. Помимо Петербурга, я работала в Самаре, Тольятти и Ингушетии. Моя постановка «Красивая как солнце» в ТЮЗе в Назрани выдвинута на соискание республиканской Государственной премии. Для меня это огромная честь, и я горжусь тем, что я – первый сербский режиссёр, который ставит в России. Ведь Россия до сих пор в мире считается самой уважаемой театральной страной!
– Насколько вы сейчас связаны с Сербией?
– Я являюсь гражданкой Сербии. В Белграде живут и работают мои дети: сын Никола, ему 25 лет, и дочка Катя, ей 23. Я по-прежнему являюсь художественным руководителем своего театра «Байкамела» («байка» – это сказка в переводе на русский). Театр работает под руководством директора, моего бывшего ученика, в репертуаре 13 спектаклей. А я работаю в России, до 2015 года у меня всё расписано.
– Что является самым сложным для режиссёра-кукольника?
– Художники!.. У них свой мир, и наибольшую сложность для меня представляет общение с ними. (Улыбается) Вообще, я сценографическое решение принимаю на себя. Думаю, огромное количество спектаклей, в которых я сыграла и которые поставила, позволяет мне это делать – решать пространство сцены. Что касается художников, они предлагают идею кукол или их самих. Я человек не то что темпераментный – у меня скорость огромная. И очень мало находится людей, которые могут за мной успеть. Например, актёр, с которым я здесь работаю, Виталий Игнатенко – потрясающе понимает меня! Потрясающе!.. Вы поверите, что за три дня сумасшедшей работы мы подготовили целый спектакль!.. Такое бывает крайне редко! Для меня нет ничего сложного, я с удовольствием делаю своё дело, никогда не устаю от работы. Я бы всю жизнь могла провести на сцене – это было бы самым прекрасным для меня!
– Есть ли принципиальные различия между театральным искусством в России и Сербии?
– Скажем так, есть разница между театрами. У нас очень сильная школа драматического театра. У нас очень талантливые люди и очень темпераментные. У нас, к сожалению, нет школы театра кукол, мне повезло с педагогами Софийской академии театрального искусства, я много работала с их режиссёрами. Софийская школа очень сильная и влияет на сербское кукольное искусство. Русский театр: Россия огромная, и так же огромен диапазон того, что ты можешь увидеть!.. Что касается кукольного искусства, то ваша петербургская школа дала самых известных, самых востребованных сейчас в мире режиссёров.
Разница в том, что русский человек намного собраннее серба. Просто мы – южный народ, более темпераментный, это сказывается и в театре.
Возникает впечатление, что русский театр стал стремиться к западному, чему я сильно сопротивляюсь. Знаете, когда меня с кем-то знакомят здесь, со мной обязательно хотят говорить по-английски, а я как раз этого не хочу! Россия – самая огромная страна мира, и вам нужно сохранять свой язык. Пусть другие говорят по-русски!
– Не могу не задать политический вопрос. Насколько ухудшилось в вашей стране отношение к России после бомбардировок НАТО и войны в Косове в 1999 году?
– Я всю жизнь любила и люблю Россию. Мой отец практически половину своей жизни провёл в России как военный лётчик. В Сербии всегда было много тех, кто любит Россию, и хватало тех, кто не любит и смотрит на Запад. Настоящие сербы всегда будут любить Россию, потому что это наши главные братья по крови и по вере. Много моих знакомых, русских людей, буквально извинялись передо мной, что ваша страна ничего не сделала в той ситуации. Дорогие мои русские братья! Мы очень хорошо понимаем, почему это было невозможно. Посмотрите: сделай русские больше – и всё!.. Конфликт захватил бы всю планету, началась бы третья мировая война, я считаю. И не только я думаю так. Второе. Вы сделали отличный шаг, заняв аэропорт Приштины. Когда весь мир замолчал!.. На моё огромное счастье, я познакомилась с человеком, который являлся командиром группы русских в Косове в 1999 году. Этот человек сейчас президент Ингушетии, Юнус-бек Евкуров – я этого раньше не знала, пока не оказалась в Ингушетии по работе. Когда мне сказали, что это именно Евкуров командовал операцией и занял аэропорт, я плакала – от волнения, от благодарности, и высказала своё желание познакомиться с ним, сказать этому человеку спасибо. И я это сделала!
– Последний вопрос. Как вам работается в Смоленске?
– Мне очень понравилась атмосфера вашего театра! У вас потрясающие актёры, качество работы на высочайшем уровне. Я посмотрела несколько спектаклей – и это действительно так, не лесть. Все работают с таким энтузиазмом, что даже не подумаешь, что сейчас у театра нет своего здания. У меня есть надежда, что с окончанием ремонта театр усилится и будет расти, двигаться – заявит о себе не только в масштабах страны, но и на международном уровне!
САМЫЕ-САМЫЕ
Три сильнейших современных режиссёра-кукольника, по версии Амелы Вученович:
- Олег Жугжда, главный режиссёр Гродненского областного театра кукол, ученик питерской школы;
- Борис Константинов, который сейчас стал режиссёром-постановщиком знаменитого театра Сергея Образцова
- Виктор Климчук, режиссёр Витебского театра кукол.