Во Всемирный день кукольника смоляне получат сказку из Сербии
20 марта 2013 года в 10:49
Итак, на сцене Дома учителя ставит свой спектакль режиссёр из Сербии Амела ВУЧЕНОВИЧ. Почему здесь? Да потому что пригласивший её областной театр кукол имени Светильникова сейчас не имеет собственного здания – оно реконструируется как юбилейный объект.
Тем, кто считает, будто в Смоленске не может произойти ничего экстраординарного, кроме плохой погоды, заметим, что Амела – это первый театральный режиссёр из Сербии, работающий в России!
– Амела, расскажите, пожалуйста, как вы у нас оказались?
– Смоленск – это город, историю которого я изучала в школе. Тогда мне казалось, что Смоленск – это очень далеко!.. (Улыбается) Вообще, моя театральная жизнь происходит по всему миру. На моём первом фестивале в России, в 2008 году, я встретила русского мужчину, случилась любовь, и я теперь живу наполовину в Санкт-Петербурге, наполовину – в Белграде. А ещё – в самолёте. Мой муж – тоже театральный человек, имеет отношение к куклам. Нас соединило искусство! (Улыбается)
Поскольку не все директоры российских театров знают про меня, я как режиссёр отправляла заявки в российские театры. Я выбрала город, который меня интересует с детства, – ваш! Скажу прямо: я в Смоленске получила такую Россию, которую любила с детства! Вот это – именно Россия!
– Что за спектакль вы готовите?
– Он называется «Жуча» и предназначается для маленьких зрителей. Жуча – так зовут собачку. Эту историю я показывала своему младшему брату сорок с лишним лет назад, потом – своим детям, потом – поняла, что это такая тёплая сказка, которую я хочу рассказать всем детям. В своём частном театре «Байкамела» в Белграде я поставила этот спектакль 11 лет назад, и он до сих пор в репертуаре, сыгран больше полутора тысяч раз, и я очень рада, что теперь моя собачка, моя Жуча, будет лаять в Смоленске. Премьера спектакля состоится 21 марта, во Всемирный день кукольника. В нём занят актёр Виталий Игнатенко.
– Где вы учились?
– Я закончила Академию сценического искусства в Сараеве, моими наставниками были очень известный в Югославии педагог Борислав Степанович и Эмир Кустурица.
– Вы сказали, что театр для вас – весь мир. Где же вы работали?
– Да, у меня было очень много фестивалей, много гастролей, конференций, семинаров и так далее. Начнём: Канарские острова, Тунис, Болгария, Турция, Греция, Украина, Польша, Венгрия, Босния, Швеция, Швейцария, Россия, Белоруссия, Индия, Китай, Тайвань… Возможно, что-то забыла.
Этот спектакль – моя шестая премьера в России. Помимо Петербурга, я работала в Самаре, Тольятти и Ингушетии. Моя постановка «Красивая как солнце» в ТЮЗе в Назрани выдвинута на соискание республиканской Государственной премии. Для меня это огромная честь, и я горжусь тем, что я – первый сербский режиссёр, который ставит в России. Ведь Россия до сих пор в мире считается самой уважаемой театральной страной!
– Насколько вы сейчас связаны с Сербией?
– Я являюсь гражданкой Сербии. В Белграде живут и работают мои дети: сын Никола, ему 25 лет, и дочка Катя, ей 23. Я по-прежнему являюсь художественным руководителем своего театра «Байкамела» («байка» – это сказка в переводе на русский). Театр работает под руководством директора, моего бывшего ученика, в репертуаре 13 спектаклей. А я работаю в России, до 2015 года у меня всё расписано.
– Что является самым сложным для режиссёра-кукольника?
– Художники!.. У них свой мир, и наибольшую сложность для меня представляет общение с ними. (Улыбается) Вообще, я сценографическое решение принимаю на себя. Думаю, огромное количество спектаклей, в которых я сыграла и которые поставила, позволяет мне это делать – решать пространство сцены. Что касается художников, они предлагают идею кукол или их самих. Я человек не то что темпераментный – у меня скорость огромная. И очень мало находится людей, которые могут за мной успеть. Например, актёр, с которым я здесь работаю, Виталий Игнатенко – потрясающе понимает меня! Потрясающе!.. Вы поверите, что за три дня сумасшедшей работы мы подготовили целый спектакль!.. Такое бывает крайне редко! Для меня нет ничего сложного, я с удовольствием делаю своё дело, никогда не устаю от работы. Я бы всю жизнь могла провести на сцене – это было бы самым прекрасным для меня!
– Есть ли принципиальные различия между театральным искусством в России и Сербии?
– Скажем так, есть разница между театрами. У нас очень сильная школа драматического театра. У нас очень талантливые люди и очень темпераментные. У нас, к сожалению, нет школы театра кукол, мне повезло с педагогами Софийской академии театрального искусства, я много работала с их режиссёрами. Софийская школа очень сильная и влияет на сербское кукольное искусство. Русский театр: Россия огромная, и так же огромен диапазон того, что ты можешь увидеть!.. Что касается кукольного искусства, то ваша петербургская школа дала самых известных, самых востребованных сейчас в мире режиссёров.
Разница в том, что русский человек намного собраннее серба. Просто мы – южный народ, более темпераментный, это сказывается и в театре.
Возникает впечатление, что русский театр стал стремиться к западному, чему я сильно сопротивляюсь. Знаете, когда меня с кем-то знакомят здесь, со мной обязательно хотят говорить по-английски, а я как раз этого не хочу! Россия – самая огромная страна мира, и вам нужно сохранять свой язык. Пусть другие говорят по-русски!
– Не могу не задать политический вопрос. Насколько ухудшилось в вашей стране отношение к России после бомбардировок НАТО и войны в Косове в 1999 году?
– Я всю жизнь любила и люблю Россию. Мой отец практически половину своей жизни провёл в России как военный лётчик. В Сербии всегда было много тех, кто любит Россию, и хватало тех, кто не любит и смотрит на Запад. Настоящие сербы всегда будут любить Россию, потому что это наши главные братья по крови и по вере. Много моих знакомых, русских людей, буквально извинялись передо мной, что ваша страна ничего не сделала в той ситуации. Дорогие мои русские братья! Мы очень хорошо понимаем, почему это было невозможно. Посмотрите: сделай русские больше – и всё!.. Конфликт захватил бы всю планету, началась бы третья мировая война, я считаю. И не только я думаю так. Второе. Вы сделали отличный шаг, заняв аэропорт Приштины. Когда весь мир замолчал!.. На моё огромное счастье, я познакомилась с человеком, который являлся командиром группы русских в Косове в 1999 году. Этот человек сейчас президент Ингушетии, Юнус-бек Евкуров – я этого раньше не знала, пока не оказалась в Ингушетии по работе. Когда мне сказали, что это именно Евкуров командовал операцией и занял аэропорт, я плакала – от волнения, от благодарности, и высказала своё желание познакомиться с ним, сказать этому человеку спасибо. И я это сделала!
– Последний вопрос. Как вам работается в Смоленске?
– Мне очень понравилась атмосфера вашего театра! У вас потрясающие актёры, качество работы на высочайшем уровне. Я посмотрела несколько спектаклей – и это действительно так, не лесть. Все работают с таким энтузиазмом, что даже не подумаешь, что сейчас у театра нет своего здания. У меня есть надежда, что с окончанием ремонта театр усилится и будет расти, двигаться – заявит о себе не только в масштабах страны, но и на международном уровне!
САМЫЕ-САМЫЕ
Три сильнейших современных режиссёра-кукольника, по версии Амелы Вученович:
- Олег Жугжда, главный режиссёр Гродненского областного театра кукол, ученик питерской школы;
- Борис Константинов, который сейчас стал режиссёром-постановщиком знаменитого театра Сергея Образцова
- Виктор Климчук, режиссёр Витебского театра кукол.

Вы можете разместить эту статью на своей
странице
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
Нашли опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите
Ctrl + Enter
Ctrl + Enter