«Родник» — это аура добра

Фото: © Мария Образцова

Культура

«Родник» — это аура добра

25 февраля 2024 года в 13:15

Под занавес минувшего 2023 года, который по решению президента В.В. Путина был объявлен Годом литературы, вышел в свет юбилейный, десятый номер литературно-художественного альманаха Смоленского областного литобъединения имени Юрия Пашкова «Родник», работающего при областной универсальной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского.

Альманах посвящён 1160-летию Смоленска и 80-летию освобождения области от немецко-фашистских захватчиков. Сборник получился солидным по объёму – 407 страниц, что, безусловно, по нынешним временам потребовало немалых финансовых затрат. А потому родниковцы выражают искреннюю благодарность депутату Смоленской областной Думы Николаю Алексеевичу Дементьеву и исполнительной власти региона за финансовую поддержку издания их альманаха.

Разумеется, нельзя не сказать добрые слова в адрес смоленского издательства «Маджента» и его руководителя Елены Мининой, а также – редакционно-издательского отдела областной библиотеки имени Твардовского, помогавшего в оформлении издания. Книга издана в ставшем уже традиционным для альманаха стиле, но главное – с уважением и к авторам, и к читателям. Качественная корректура, вёрстка и бумага, душевные фотографии авторов – всё располагает к тому, чтобы читатель обязательно обратил внимание на это издание. И ещё немаловажный момент: большая часть тиража альманаха традиционно была безвозмездно передана в библиотеки Смоленщины.

А теперь – к содержанию десятого, юбилейного альманаха «Родник». Оно разделено на несколько разделов: «Помним. Чтим», «Живём. Творим», «Приношение Смоленску», «Приглашаем. Представляем», «Читаем. Размышляем», «События».

Большинство из них традиционны, а потому ожидаемы постоянными читателями сборника. Но есть в нынешнем номере и особый раздел, посвящённый юбилейным смоленским датам минувшего года, – «Приношение Смоленску». С него, пожалуй, и начнём.

Фото: © Игорь Красновский

«Приношение Смоленску»

В раздел включены стихотворения участников литературного объединения «Родник» разных эпох, посвящённые Смоленску. Это уже само по себе делает смоленскую подборку альманаха уникальной. Да и по количеству авторов она весьма солидна – 24 имени. Среди них – имена для смоленской литературы, не побоюсь этого определения, легендарные: Павел Ульяшов и Татьяна Харитонова, Нина Жигарева и Анатолий Запрягаев, Любовь Сердечная и Геннадий Язенькин…

Здесь есть всё – и высокая гражданская патетика, и лирика. Есть и торжественный «Гимн городу» Светланы Матузовой, и задушевный «Смоленский вальс» Ивана Онищенко, и выверенная через восприятие собственного сердца тысячелетняя история родного города в триптихе Натальи Толбатовой «Смоленск».

На мой взгляд читателя и коренного жителя Смоленска в далеко не первом поколении, получилась очень достойная подборка стихов о нашем замечательном городе, авторы которых, перефразируя строчку из опубликованного в этом разделе альманаха стихотворения Александра Михайлова, в Смоленск «душою проросли». От того, наверное, по прочтении раздела альманаха, посвящённого юбилею Смоленска,

На сердце какая-то тихая радость

Струится, как свежий родник,

Как старых церквей непонятная святость,

К которой душой ты приник (Александр Михайлов).

И вот о чём подумалось. Вышедшая весной 2022 года в смоленском издательстве «Свиток» книга «Стихи о Смоленске», широко разрекламированная как «первое наиболее полное на год издания собрание стихотворений о древнем русском городе-герое Смоленске», конечно, дело хорошее. Но повторю, о чём уже писал: это отнюдь не полная даже на год издания антология стихов о Смоленске. Не буду повторяться о странных принципах отбора стихов отдельных авторов, вошедших в эту антологию. Подборка, опубликованная в «Роднике», – убедительное тому свидетельство.

Скажу лучше о другом. Смоленск достоин качественно сделанной и тщательно выверенной с литературоведческой позиции антологии стихов о нём. А потому, уверен, пора нашим литераторам и их творческим союзам перестать выяснять отношения, кто гениальнее и патриотичнее в любви к Смоленску, а сесть за общий стол, создать общую редакционную коллегию и составить настоящую Антологию (специально пишу с большой буквы!) стихов о Смоленске. Возможно, даже не в одном, а в двух-трёх томах. Эта книга станет подлинным приношением древнему городу-герою и долгожданным подарком не только смолянам, а ценителям поэзии со всей России. И, безусловно, войдёт в историю. Уверен, что и меценаты на её издание найдутся, и издательства будут считать за честь эту антологию опубликовать.

«Помним. Чтим»

Как читатель я с большим интересом отношусь к разделу альманаха «Родник», посвящённому истории литературного объединения, творческим и человеческим связям его основателя Юрия Васильевича Пашкова и тем родниковцам, которые ушли в мир иной за минувший год.

Для понимания истории литературного процесса большой интерес представляет подготовленная Александром Королёвым подборка писем к Ю.В. Пашкову нашего земляка, известного литературоведа Адриана Владимировича Македонова; жены и соратника, секретаря нашего великого земляка Марии Илларионовны Твардовской; замечательного советского поэта-песенника Константина Яковлевича Ваншенкина; нашего земляка, писателя-публициста Вилена Абрамовича Сальковского. Это воистину бесценные крупицы, по которым будущие исследователи смогут воссоздать историю литературной Смоленщины и России во второй половине ХХ века.

С благодарностью и к авторам, и к тем, кому посвящены их очерки, я прочитал страницы альманаха, посвящённые памяти недавно ушедших родниковцев, и подборку стихов почивших в минувшем году членов литобъединения. Память – это не только основа настоящего, но и фундамент для будущего. Очень важно, что в «Роднике» её чтут не формально, а с искренним уважением к своим ушедшим товарищам. Ибо, как абсолютно точно заметил в своём очерке о поэте и журналисте Николае Николаевиче Кеженове его коллега по журналистскому и писательскому цеху Владимир Королёв, оставленное творческим человеком наследие – это всегда «компас в движении душ людских».

«Графоман» – нехорошее слово

Но особенно согрела мне душу опубликованная в разделе «Помним. Чтим» альманаха подборка «Стихи из 1983 года». Она предваряется фотографией литературного разворота из произведений родниковцев, опубликованных в областной молодёжной газете «Смена» ровно сорок лет назад с благословения Юрия Васильевича Пашкова, руководившего тогда литобъединением «Родник» при областной «молодёжке». На страницах «Смены» «Родник» растил таланты, открывал им дорогу и к молодым читателям, и в большую литературу: многие из родниковцев, выращенных Юрием Васильевичем, стали профессиональными писателями.

Мне посчастливилось работать в то время в газете «Смена», и я мог наблюдать, как работал Пашков с людьми, считавшими, что они наделены литературным талантом. Писем тогда «Родник» получал немерено. Каждый четверг Юрий Васильевич приходил в редакцию и внимательно изучал всю почту (интернета тогда и в помине не было). Заслуживающие внимания и дальнейшей работы забирал с собой, чтобы подготовить для печати на очередной литературной полосе. Поддержка от редакторов «Смены», которыми тогда были Михаил Иванович Великанов, а затем Ирина Владимировна Калиновская, была у него полная: они прекрасно понимали значимость для газеты этого канала связи с читателями.

А у самого Юрия Васильевича был незыблемый принцип – строжайший запрет на слово «графоманы», коим мы, молодые журналисты, нередко за глаза награждали адресатов редакции из «Родника». Он с уважением и, я бы даже сказал, трепетным вниманием относился к каждому, кто стремился к самовыражению в слове. Помню, был среди его подопечных один явно больной человек, чуть ли не ежедневно присылавший в редакцию на имя Пашкова не письма даже, а целые бандероли (!) с зарифмованными строчками. Стремясь помочь Юрию Васильевичу, мы предлагали разные варианты, чтобы товарищ убавил свой пыл. И в ответ я однажды услышал от Пашкова фразу, запомнившуюся мне на всю жизни: «Игорь, я понимаю, что это больной человек. Но разве больной человек не может, не имеет права быть гением?!» И дальше он прочитал мне сразу несколько строф из разных писем-бандеролей этого адресата и спросил: «Неужели это менее талантливо, чем у Пушкина или Пастернака?» Я был потрясён! Отыскать в тонне словесного мусора крупицы истинных бриллиантов – это настоящий талант Учителя. Плюс – огромное терпение, умение вчитаться и вслушаться в написанное. И, безусловно, истинное уважение к человеку, который просит у тебя оценки своего труда, истинная, а не показная интеллигентность. С той поры слово «графоман» для меня запретное, стараюсь его не употреблять.

«Живём. Творим» и «Приглашаем. Представляем»

Традиционно два самых больших раздела в альманахе посвящены творчеству самих участников «Родника» за минувший год и тем литераторам и литературным объединениям из районов Смоленщины, с кем дружит «Родник». И ещё одна яркая особенность «Родника» – дружба литобъединения с авторами, живущими далеко за пределами нашего края, с нашими соседями из братской Белоруссии, с англичанином из Санкт-Петербурга, с литераторами из Луганска.

В этих разделах представлены все жанры – и поэзия, и проза, и публицистика, и краеведение. Юбилейный альманах предоставил свои страницы почти полусотне авторов. Проанализировать всех – это не для газетной рецензии. Поверьте, что доброе слово можно сказать о каждом из опубликованных произведений, ибо в них есть главное – душевная открытость окружающему их авторов миру, стремление поддержать всё лучшее в нём, бережное отношение к слову, к нашему великому и богатому русскому языку, серьёзный разговор о традиционных ценностях России и о том, как их сохранить и приумножить, боль за трагедии, терзающие современный мир, и радость за то, что мы, несмотря ни на что, не разучились быть людьми.

Конечно, не всё в этом сборнике равноценно по своей, я бы сказал, изысканности рифм и метафор. Опытный читатель сразу поймёт, где строки, написанные профессионалом, а где – первая публичная проба пера.

Но во всех творческих работах родниковцев и их друзей, опубликованных в юбилейном номере альманаха, присутствует самое важное – искренность. Здесь каждое произведение – это душа, выраженная в слове. Без вычурных, но абсолютно холодных, математически просчитанных метафор и рифм, рассчитанных на утончённых ценителей литературных изысков. Литература «Родника» – это сама жизнь. Без глянца, но с простыми человеческими радостями и горестями, взлётами и падениями, надеждами и огорчениями. Она идёт не от холодного расчёта, а от сердца. И потому она легко читается и с добрыми чувствами воспринимается в ответ. А не это ли главное для настоящей литературы, которая, уж простите за шаблон, есть пища для ума и души?

Безусловно, не могу не отметить большую редакторскую работу составителя альманаха – председателя правления ЛИТО «Родник» имени Ю.В. Пашкова Александра Алексеевича Королёва. Хотя в выходных данных сборника и значится, что тексты даны в авторской редакции, чувствуется профессиональное мастерство человека, серьёзно поработавшего над большим массивом литературного материала и сумевшего выстроить из него книгу, которую если начнёшь читать, то уж точно обязательно захочешь прочесть всю, до последней страницы.

Уникальное явление

Смоленское литературное объединение «Родник» смело можно назвать уникальным. И не только по количеству профессиональных мастеров пера и просто литераторов-любителей, которых оно за 43 года своей активной и непрерывной творческой жизни взрастило.

В наше время всеобщей разобщённости, так называемой атомизации общества «Родник» – это, без преувеличения, и уникальное общественное явление. Духовный сплав людей самых разных возрастов и профессий, объединяемых активной гражданской позицией, искренним, а не официозно-показным патриотизмом, любовью к родному языку и литературе, к истории нашего края. Людей увлечённых, не унывающих, душевно отзывчивых на происходящее вокруг. «Родник» – это аура добра, выраженная и в слове, и в деле. Дай Бог, чтобы он не иссяк ещё многие годы!

Игорь Красновский

На фоне архитектурных шедевров
В Смоленском государственном институте искусств состоялись масштабные творческие выступления