Зажигательный фольклор
Любое выступление этого коллектива – настоящий праздник. Причём праздник, в котором участвуют все – и артисты, и публика, буквально заряжая друг друга энергией общей радости и предвкушения чуда. У них и название соответствующее – «Таусень», что в переводе со старославянского означает «канун нового года» (Васильев вечер)…
По славянскому календарю
– Это название предложил нам известный фольклорист Дмитрий Викторович Покровский, – говорит руководитель фольклорного ансамбля солистов «Таусень» Смоленской областной филармонии Татьяна ФЕДОТОВА. – В 1984 году нас отправили в Москву на учёбу во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Там под руководством Покровского мы готовили новую концертную программу. И так получилась, что она стала знаковой для нашего коллектива, поскольку определила весь наш дальнейший творческий путь.
Программа состояла из двух отделений. В первом всё было построено на языческих обрядах древних славян, праздниках народного календаря. Причём в их числе были и такие малоизвестные, как, например, день Егория Вешнего, когда на Руси проводили обряд первого выгона скота. А во втором отделении мы показывали смоленскую свадьбу, воссозданную по материалам Владимира Добровольского и других источников, которые мы по крупицам выискивали в разных библиотеках и архивах. Какие-то тексты пришлось даже с древнеславянского переводить…
И с тех самых пор тема народных праздников и связанных с ними обрядов, пожалуй, основная в нашем репертуаре. У нас отдельные программы, посвящённые Святкам, Масленице, Осенинам, Троице…
– Причём, насколько я знаю, в ваших программах аутентична не только музыка и хореография, но и костюмы…
– Да, все наши костюмы подлинные. Конечно, уже частично отреставрированные, потому что некоторым из них больше сотни лет. Мы собирали их ещё в начале восьмидесятых в фольклорных экспедициях, когда бабушки просто доставали вещи из сундуков и дарили нам. Сейчас, конечно, это большая редкость, потому что во многих семьях такую одежду просто выбрасывают.
– А инструменты, на которых вы играете, традиционны именно для Смоленщины?
– Дело в том, что Смоленщина – уникальный регион. Здесь исторически столько разных культур было намешано. Даже сейчас, например, наши западные районы от восточных сильно отличаются. На западе чувствуется влияние Беларуси: особый говор, своя музыка.
На Смоленщине издавна играли на варгане. Здесь всегда было много гармонистов. И ни одна свадьба не обходилась без скрипок. А всевозможные дудки, флейты, бубны... Плюс какие-то бытовые инструменты: дрын, трещотка – всё наше, ничего чужеродного.
Сила искусства
– Татьяна Алексеевна, ансамблю «Таусень» – больше сорока лет. Редко какой коллектив может похвастаться подобным долголетием. В чём, на ваш взгляд, его секрет?
– Наверное, в том, что всё это наше, родное, заложенное в каждом из нас уже на генетическом уровне.
Ведь раньше народная песня сопровождала наших предков в течение всей жизни. Малыш только родился, и мама ему пела колыбельную. Праздник какой – обязательно с музыкой, с песнями, плясками, хороводами. На работу, с работы – опять с песнями. Они так подбадривали себя, энергетически подпитывали. И, может быть, сейчас людям как раз этого и не хватает.
Любопытно, что дети сразу и с удовольствием принимают такую традиционную русскую культуру. Им это действительно интересно. А вслед за ними подтягиваются и родители…
– Во время ваших выступлений очень трудно усидеть на месте. И здесь дело не только в репертуаре, но и в вашем умении заводить публику…
– Здесь всё просто: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Это такой энергетический взаимообмен: у нас на сцене друг от друга и между нами и зрителями. Особенно от детей в зрительном зале заводишься – они настолько открыты и искренни. Взрослые более сдержанны.
Кроме того, сцена вообще особое место. Она способна аккумулировать энергию, преумножать её. Она даже лечит. Я последние пару недель не очень хорошо себя чувствую, но во время выступлений все хвори проходят. Не зря же говорят о волшебной силе искусства.
Теория и практика
– Вы в этом ансамбле с самого основания – наверное, для вас это уже не просто работа?
– Безусловно. Для меня и «Таусень», и филармония очень много значат. У меня здесь отец долгое время работал. И так получилось, что я пришла сюда в 1981 году – как раз когда он уходил на пенсию. Хотя он и после этого продолжал работать.
– Получается, что вы пришли сюда практически по стопам отца?
– Не совсем. Отец всё-таки был конферансье, разговорник. А я в музыкальной школе училась, потом в училище… Но всегда почему-то хотела быть артисткой.
Помню, совсем маленькой ездила с отцом на летние гастроли. А у него в бригаде была такая Шура Логинова – играла на балалайке и пела частушки. Так я даже как-то выходила с ней на сцену в финале и тоже пела частушки.
Потом я стала ходить на все концерты Глинковской декады – меня просто тянуло. Одно время хотела быть артисткой оперетты, потому что там надо и говорить, и петь, и играть. А когда приезжала Вероника Дударова и дирижировала симфоническим оркестром, я попросила маму сшить мне дирижёрский костюм. Дома ставила пластинку с симфонической музыкой и дирижировала. В общем, так или иначе, но всегда мечтала быть на сцене. Так и случилось.
Хотя в училище я поступала на теоретическое отделение – как музыковед. А потом Светлана Викторовна Пьянкова, которая вела у нас музыкальную литературу, предложила поехать в фольклорную экспедицию. И меня это так захватило, что до сих пор не отпускает…
Говорят солисты ансамбля «Таусень»
Елена НАЗАРОВА:
– Я в этом ансамбле тридцать три года работаю. Для меня этот коллектив – семья. Потому что дом, дети, муж – это замечательно, но когда у тебя ещё есть любимая работа, ты счастлив. А если ещё всё получается и зрителям нравится, то вроде как и желать больше нечего. Разве что государственной поддержки. Потому что фольклор – не самый популярный жанр. Но без него нельзя – это наши корни, истоки, связь поколений. Этим жили наши предки, а мы как раз стараемся не отходить от аутентичного материала, хотя нам много раз это предлагали. У нас всё подлинное: музыка, хореография, песни, костюмы, инструменты…
Евгений ФОМИН:
– Я здесь больше тридцати лет работаю. И для меня этот коллектив ценен тем, что многие наши постановки уникальны – таких больше нигде нет. К тому же у нас не просто фольклорный ансамбль, а настоящий театр. Надо не только уметь петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах, но и говорить от имени персонажа, передать его характер. И мы все постоянно учимся друг у друга. Чтобы получился такой коллектив, как у нас, – это долгий процесс, но зато радостный и приятный…
Инна СМЕРЕЧУК:
– Я очень рада, что у меня есть возможность быть в этой семье. Конечно, как в любой семье, у нас по-всякому бывает: и поспорим, и повздорим, но всё равно остаёмся вместе, потому что внутри никакая обида не приживается.
У нас очень много интересных и новых проектов. И перед каждым выступлением ты волнуешься. А потом выходишь на сцену и просто наслаждаешься процессом. Получаем удовольствие сами и стараемся приносить радость зрителям…
Елена НЕСТЕРОВА:
– Я фольклором занимаюсь с самого детства, с музыкальной школы, – мне это всегда было очень интересно. Можно сказать, что сама судьба меня вела к этому выбору.
Я играю на всех шумовых ударных: бубен, трещотки, дрын, барабаны… Но любимый инструмент – бубен. Он мне кажется наиболее органичным и ритмичным…
Арина БАЗИЯН:
– Я благодарна родителям, которые отдали меня в музыкальную школу. А там уже педагоги поняли, что у меня народный тембр, и посоветовали начать этим заниматься. Я начала – одиннадцать лет музыкальной школы, колледж, институт. И «Таусень», куда меня пригласили после прослушивания. Я счастлива, что могу попробовать себя в таком профессиональном и знаменитом коллективе. Народное искусство привлекает меня своей простотой, возможностью импровизации и тем, что оно доступно и понятно каждому…
Ольга Суркова