Александр Зорин: откровения вдохновлённого музыкой

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

Культура

Александр Зорин: откровения вдохновлённого музыкой

25 декабря 2023 года в 08:22
В Смоленской филармонии открылась персональная выставка Александра ЗОРИНА «Вдохновение». В её экспозиции – работы, созданные под влиянием высокого музыкального искусства. Работы, пронизанные мелодиями классических произведений. Работы, наполненные экспрессией настоящего творческого вдохновения…

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

Мечты сбываются

Александр Зорин восхищает своей способностью создавать удивительные произведения, где музыка буквально вплетена в мазки и линии. Написанные маслом или нарисованные пастелью, они звучат, вызывая в памяти уже знакомые мелодии или складываясь в аккорды новых…

Года два назад зимним вечером я писал на улице здание филармонии. Эта работа есть на выставке. И тогда мне вдруг подумалось, что было бы интересно пописать в филармонии. Увидеть закулисье, репетиции, прочувствовать саму атмосферу этого места…
А потом как-то у нас зашёл разговор об этом с Александром Губаревым – я тогда не знал, что он работает в филармонии. И он пригласил меня сюда.

Мечта сбылась?

Да! Я действительно окунулся в эту атмосферу. И впечатления, когда пишешь оркестр, который играет живую музыку, – не передать словами. Тем более что первый концерт я писал с балкона – невероятные ощущения. Здесь тоже есть эти работы, сделанные сразу – по первым впечатлениям.

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

А потом я в течение года ходил в филармонию. Меня приглашали поработать и на концертах, и на репетициях. Я многое узнал и о творческой кухне музыкантов, что меня поразило и вдохновило – как вдохновляет всё новое.

В этой теме для меня настолько всё совпало, что я продолжаю над ней работать и пока не планирую заканчивать. Это на самом деле потрясающе – быть внутри процесса, ощущать энергетику музыки всем существом. Слушать живую игру и тут же писать, переводя звуки в образы. Это не просто вдохновляет – трогает за душу.

И я, конечно, благодарен руководству филармонии за возможность открыть выставку в стенах этого прекрасного здания. Я по-новому взглянул на свои работы. К сожалению, их тут не так много…

Инструмент с характером

Александр, среди выставленных работ есть такая, что далась вам сложнее всего?

Пожалуй, ни одна не далась легко. Я до сих пор ищу, как выразить свои чувства и эмоции. Как передать на холсте или в пастели пластику музыкального языка, саму мелодию. Можно сказать, что это непрекращающийся процесс…

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

А мне кажется, что вам это уже вполне удалось, поскольку ваши работы звучат. Знаю, что некоторые из них вы писали на сцене во время выступления оркестра. Помните свои ощущения? Почувствовали себя музыкантом?

Да. Помню какое-то волнение. Когда внутри всё поднималось от переполнявшей душу энергии. Когда ты ощущаешь себя частью оркестра. А когда ещё и пишешь – вообще невероятная гамма эмоций! Мечта сбылась – что тут ещё можно сказать.

Ещё было очень интересно поработать с арфисткой Анной Шкуровской, которая выступала в Смоленске в конце прошлого года. Меня пригласили пописать во время репетиции. Здесь в холле поставили арфу, артистка играла, а я слушал и писал. И это был такой восторг, когда практически весь концерт исполнялся для тебя.

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

И теперь арфа стала одним из ваших любимых инструментов?

Да. У неё потрясающий звук – он просто завораживает. Я тогда в первый раз вживую её услышал. И сразу в таком великолепном исполнении.

А вы сами на каком-нибудь инструменте играете?

Нет. Но появилось огромное желание научиться играть на контрабасе. И приобрести себе инструмент.

Когда мне в мастерскую принесли контрабас, чтобы я мог с ним поработать, не удержался и попробовал поиграть. И это было невероятное ощущение! У него потрясающее звучание: басы, вибрация звука, тембр – просто восторг! И сам по себе инструмент очень красивый – восхищает как произведение искусства.

Вообще, в экспозиции много замечательных работ с изображением инструментов…

Они меня вдохновляют. Мне интересно их писать. Я старался почувствовать характер каждого, передать музыкальность, показать историю…

Я их все писал с натуры. Что-то приносили мне в мастерскую, с какими-то работал здесь, в филармонии.
Кстати, у меня в мастерской тоже есть гармошка – даже две теперь. То есть я стал собирать инструменты.

Цвет и звуки

Александр, а вы сами какую музыку любите слушать?

Классику. Очень люблю Рахманинова – много работаю под него. Джаз сейчас тоже интересен. Тем более что в Смоленске скоро откроется джазовый фестиваль, и там тоже будут мои работы. Хотя всё, конечно, от настроения зависит…

В музыке Рахманинова какие краски?

У него очень живописная палитра. Просто невероятное буйство красок – особенно в концертах. Я целую серию работ делал по его произведениям. И одна есть под впечатлением от его «Острова мёртвых». Энергетически тяжёлая, но очень сильная музыка. Я сделал эту работу пастелью, но здесь она не представлена – покажу на следующей выставке.

А саму работу, которая вдохновила Рахманинова на написание этого произведения, видели?

Да, правда, только репродукцию. Смотрел и пытался понять, как, вдохновившись картиной, можно написать такую гениальную, просто невероятную музыку.

Кстати, я был в Ивановке – в усадьбе Рахманинова в Тамбовской губернии. На пленэре в 2016 году. Тогда я ещё не думал, что у меня будет возможность писать в филармонии, сделать столько работ о музыке.

Хотя музыка сопровождает меня всегда. Потому что она очень близка с живописью и поэзией. Собственно, это то, что нас вдохновляет. То, ради чего стоит жить и творить.

В мастерской я работаю под музыку. А ещё пишу какие-то вещи по отдельным произведениям. Включаю музыку и изображаю то, что чувствую и вижу.

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

У музыкантов, учитывая темперацию, двенадцать нот. У художников оттенков красок значительно больше. У вас есть какая-то палитра, где нотам соответствуют определённые тона?

Наверное, есть, но я чувствую это скорее интуитивно. И, опять же, по настроению.

Допустим, оркестр Дубровского какими красками для вас играет?

Скорее охристо-красными. Яркими или сдержанными – в зависимости от произведения…

Фото: © из личного архива Александра ЗОРИНА

Личное мнение

Янина КАЗЁННОВА, директор Смоленской областной филармонии:
Эта выставка проходит в рамках праздничных мероприятий, посвящённых 35-летию Смоленского русского народного оркестра имени Виктора Павловича Дубровского. И она стала возможна не потому, что у Александра Зорина очень много работ на тему музыки, а потому что они все разные. Потрясающие, интересные, многогранные. И затрагивают разные стороны нашей внутренней жизни и большое количество событий, которые проходили в Смоленской филармонии.

Дело в том, что автора интересовало практически всё. И музыкальные инструменты – здесь можно увидеть много работ, где изображены детально проработанные инструменты, за каждым из которых угадывается своя история, свой характер.

Есть работы, погружающие в репетиционные отношения. Многие не прорисованы досконально, но мы видим взаимоотношение оркестра и дирижёра. Почти физически ощущаем, что между исполнителями и слушателями в зале что-то есть. Наверное, музыка…
А ещё мне очень понравилось, что Александр назвал эту выставку «Вдохновение». Ведь без вдохновения невозможно искусство. И у него есть такое замечательное качество: оно заразно. Дирижёр, вдохновляясь каким-то гениальным произведением, приходит на репетицию, чтобы вдохновить оркестрантов. И те в свою очередь вдохновляют своей игрой слушателей, в числе которых могут быть и художники. А на этой выставке уже новый этап вдохновения. Когда художник, вдохновлённый музыкой, будет вдохновлять своих зрителей…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Ольга Суркова

Забытые мелодии для скрипки и фортепиано
Никита Куманьков: Все проблемы родом из детства