Смоленский Камерный театр — лауреат двух театральных фестивалей
В октябре Смоленский Камерный театр с успехом принял участие в двух международных театральных фестивалях, которые в одно и то же время, с 17 по 21 октября, проходили в Санкт-Петербурге и Орле.
18 октября артисты Камерного представляли на сцене Санкт-Петербургского «Театра у Нарвских ворот», где в эти дни проходил III Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик», спектакль «Колобок», основанный на традиционном смоленском фольклоре (автор пьесы — Наталья Рогачёва, режиссёр — Андрей Аббасов, сценография и костюмы — Людмила Пономарёва).
Жюри фестиваля, председателем которого является известный театровед, театральный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска»-2017 Анна Константинова, высоко оценило работу смоленских артистов.
Традиционная сказка Смоленской области «Колобок» признана лучшим спектаклем фестиваля «Волшебный фонарик-2023», а исполнитель заглавной роли артист Александр Иванов удостоен диплома «Лучшая роль актёра».
Надо сказать, что одержать столь убедительную победу было весьма непросто. Кроме Смоленского Камерного театра в этом году в фестивале «Волшебный фонарик» приняли участие такие замечательные коллективы, как открывший конкурсную программу хозяин фестиваля «Театр у Нарвских ворот» (Санкт Петербург), Государственный республиканский абазинский драматический театр (Карачаево-Черкесская республика), Смоленский областной театр кукол им. Д.Н. Светильникова, Драматический театр «Стрела» для детей и взрослых (г. Жуковский, Московская область), Областной театр юного зрителя (Тверь), Ростовский государственный театр кукол имени В.С. Былкова (Ростов-на-Дону), а также Донецкий республиканский академический молодёжный театр (с. Макеевка, Донецкая народная республика).
Были показаны спектакли, основанные на прекрасных произведениях мировой и отечественной классики, таких, как «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери, «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро, «Журавль и цапля» Владимира Даля, «Муха Цокотуха. Страна Вообразилия» Корнея Чуковского и других.
Во время обсуждения спектакля «Колобок» члены жюри отметили актёрский ансамбль, оформление, а главное — оригинальность драматургического материала, положенного в основу представления. А это записанные Натальей Рогачёвой (по профессии она этномузыколог) в начале 2000-х годов фольклорные тексты и «припевки во сказку» от нескольких сказительниц на территории Рославльского и Шумячского районов Смоленской области. На их основе Натальей Рогачёвой и были созданы три традиционные пьесы-сказки, вошедшие в подготовленный в 2019 году в Смоленском Камерном театре (при финансовой поддержке областного отделения Союза театральных деятелей) сборник «Колобок» и другие пьесы-сказки Смоленской области».
Безусловно, не только зрителей, но и жюри фестиваля покорил актёрский азарт Александра Иванова — исполнителя роли Колобка. Напомню, что это уже не первый успех артиста: на VII Международном театральном фестивале «Поговорим о любви» за эту же роль Александр Иванов также получил награду — специальный диплом жюри.
В эти же октябрьские дни в литературной столице России городе Орле — на родине Тургенева, Лескова, Бунина — проходил IX Международный театральный фестиваль «Русская Классика. А.Н. Островский», на который был приглашен спектакль Смоленского Камерного театра «Женитьба Бальзаминова» в постановке главного режиссёра театра Петра Орлова (сценография и костюмы — заслуженный художник России Светлана Архипова).
Театральный фестиваль «Русская классика», который проходит на сцене Орловского государственного академического драматического театра им. И.С. Тургенева, по праву считается одним из престижнейших театральных форумов. В этом году в конкурсной программе участвовали: Владимирский государственный академический театр драмы со спектаклем «Доходное место», Орловский государственный академический драматический театр им. И.С. Тургенева со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты», театр «Театральный ковчег в Дубраве» из Сергиева Посада с комедией «Горячее сердце», театр «Камерная сцена» из Лобни Московский области со спектаклем «Богатые невесты», Смоленский Камерный театр с «Женитьбой Бальзаминова» и Липецкий драматический театр, который, как и Владимирский театр, привёз на фестиваль комедию «Доходное место». Словом, достойные соперники, призёры многих театральных форумов, два из них увенчаны званием «академический».
Смоленскому Камерному жребий выпал представлять 20 октября.
Вот что пишет в «Дневнике фестиваля» по поводу смоленской «Женитьбы Бальзаминова» орловский театральный обозреватель Анастасия Извекова в материале, который начинается с цитаты:
«Что может быть смешнее девушки, которая всерьёз настроилась выйти замуж?»
Островский очень и очень наглядно показывает нам, что эта цитата в полной мере применима не только к женщинам, но и к мужчинам. К тем и другим, конечно же, лишь в определённом контексте. И Смоленский театр этот контекст продемонстрировал и пояснил зрителю оригинально, свежо, весело и ярко.
Спектакль получился смешным, большинство гостей фестиваля остались очевидно довольны тем, как провели пятничный вечер в ОГАТе (Орловский государственный академический театр — Ред.) И вместе с тем постановка подняла очень тонкие, важные и болезненные вопросы, такие, как подлинность веры, умение видеть и ценить прекрасное, способность или неспособность живого существа, будь то человек или собака, чувствовать нежность и привязанность к себе подобному, родительская любовь, которая становится для человека убийственной, наконец, добровольный отказ всё того же абстрактного человека от того, чтобы называться Личностью, низведение себя на уровень заведомо низший, чем тот, на котором он мог бы находиться, если бы дал своей душе и уму немного труда.
Все эти вопросы были актуальны в позапрошлом веке. Точно так же они актуальны сегодня.
«Женитьба Бальзаминова» из Смоленска получилась многогранной. Этот спектакль можно посмотреть просто ради развлечения, чтобы отдохнуть и посмеяться. В нем можно найти множество важных и очень серьёзных смыслов. Постановка привлекательна ещё и тем, что режиссёр и актёры никого не обличают, не стыдят, не делают посмешищем. Они просто показывают, что вот так бывает, и выглядит это «так» определённым образом. Принимать это как должное или как пример того, как делать и жить не следует ради самого же себя — решать зрителю».
На фестивале «Русская классика. А.Н. Островский» в Орле смоленская «Женитьба Бальзаминова» отмечена пятью наградами. Спектакль удостоен дипломов «Лучший актёрский ансамбль» и «Приз зрительских симпатий». Исполнитель главной роли Михаила Дмитрича Бальзаминова Никита Куманьков награжден дипломом «Лучшая мужская роль в спектакле», а актрисе Олесе Барановой за роль Анфисы жюри присудило диплом «Лучшая женская роль в спектакле».Наконец, актриса Алёна Шопот за роль Домны Евстигнеевны Белотелововой получила приз зрительских симпатий.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Светлана Романенко