Особняк на Рублёвке
Международный кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс» в этом году начался на день раньше своего официального открытия в кинотеатре «Современник». 7 сентября в Смоленском камерном театре состоялась премьера спектакля «Особняк на Рублёвке» по пьесе Юрия Полякова «Золото партии», поставленного президентом смоленского кинофорума — народным артистом РСФСР Всеволодом Шиловским.
Как широко известно, Всеволод Николаевич является не только успешным организатором театрального дела, педагогом с 60-летним стажем, корифеем легендарной мхатовской школы, но также театральным и кинорежиссёром. Три года назад директор Смоленского камерного театра Оксана Неклюдова обратилась к мэтру с приглашением побывать в Камерном театре, чтобы в дальнейшем, если он сочтёт это возможным, поставить спектакль со смоленскими артистами.
По словам режиссёра, предложение в равной степени его изумило и порадовало, потому что в течение многих лет он ежегодно приезжает в Смоленск, однако подобной идеи ни у кого не возникало. Осуществить задуманный проект в Смоленском камерном в 2021-м и прошлом году возможности не представилось, поскольку много было дел в Москве. Театру-студии Всеволода Шиловского, труппа которого состоит из бывших его студентов, правительство Москвы предоставило помещение в центре города. И к 85-летию Мастера состоялось официальное открытие Театра-студии.
А уже в августе Всеволод Николаевич приступил к работе над спектаклем в Смоленском камерном театре. Как и планировалось, премьеру «Особняка на Рублёвке» удалось приурочить к открытию кинофестиваля «Золотой Феникс –2023».
Не завидовать и не приспосабливаться!
Во время первого премьерного показа главную роль — бывшего члена ЦК КПСС, Героя Социалистического Труда Петра Лукича Барабаша — исполнил сам режиссёр, народный артист РСФСР Всеволод Шиловский. В остальные премьерные дни и далее старого ветерана партии играет артист Андрей Аббасов.
После сдачи спектакля 6 сентября состоялась творческая встреча Всеволода Шиловского со студентами Смоленского института искусств — будущими менеджерами и режиссёрами театрализованных представлений.
Разговор получился серьёзный. Говорили о спектакле, о профессии артиста и режиссёра, о роли мужчины в обществе и семье. Всеволода Николаевича спросили, сформулировал ли он для себя правила жизни и если да, то удаётся ли им следовать.
Мэтр ответил, что главное его правило — не завидовать и не приспосабливаться! И добавил, что всю жизнь придерживается этих своих правил, несмотря на то что порой немало теряет из-за своей принципиальности. В частности, когда старый МХАТ распался на два театра, он резко ушёл в кинематограф, хотя ему было тогда уже 42 года. От себя добавлю, что и помещение для театра легендарный артист и педагог, каких в России уже почти не осталось, получил только к своему 85-летию, тогда как иные в 35 получают академические театры…
Говорили и о вере. В спектакле «Особняк на Рублёвке» ключевой сценой является спор деда, старого партийца, с внуком-священником. В завершение этого острого диалога старик просит внука — отца Василия (в спектакле Смоленского камерного эту роль исполняет Артём Быстров) — благословить его. «Эх, Васька, — говорит он в ответ на удивлённый возглас священника, — думаешь, я не хочу, чтобы твоя взяла? Хочу! Тоже надеюсь, есть ещё что-нибудь, кроме круговорота воды в природе. А вот интересно: там души сами по себе витают или в какие-нибудь партии объединяются?»
Наше государство спорт, балет и банки в беде не бросает…
Пьеса Юрия Полякова «Золото партии» (вслед за МХАТ им. М. Горького Татьяны Дорониной поставленные по этой пьесе спектакли часто называют «Особняк на Рублёвке», и новое название утверждено автором) написана в 2016 году и имеет богатую сценическую историю. Первый спектакль по этой пьесе появился в репертуаре Крымского русского академического театра в Симферополе, затем в МХАТ народной артистки СССР Татьяны Дорониной, Пензенском драматическом театре им. А.В. Луначарского и многих других. Не первый год «Особняк на Рублёвке» — в репертуаре Театра-студии Всеволода Шиловского, причём главную роль, старика Барабаша, играет сам Всеволод Николаевич. Как виртуозно он это делает, теперь узнали и смоляне, побывавшие 7 сентября на первом премьерном показе, в том числе и глава города Александр Новиков.
«Особняк на Рублёвке» — спектакль с внятным социальным подтекстом. Действие происходит в гостиной загородного дома, принадлежащего Марлену Петровичу Барабашу, владельцу банка с говорящим названием «Бескорыстье. Лимитед».
Исполнителю роли банкира Виталию Игнатенко удалось создать образ человека циничного и нисколько не сомневающегося в своём праве на лучший кусок государственного пирога. Несмотря на то что, наткнувшись на отпор, казалось бы, совершенно беззащитной и бездомной сиделки, он в некотором смущении замечает: «М-да, за деньги можно купить всё, что… продаётся», — он абсолютно уверен в собственной непотопляемости. «Я пять раз был на краю финансовой пропасти и вылезал. Наше государство спорт, балет и банки в беде никогда не бросает», — изрекает он в минуту пьяной откровенности.
В роскошном интерьере особняка (сценография заслуженного художника России Светланы Архиповой), который находится в посёлке Супервиллидж на Рублёвском шоссе, собралось три поколения Барабашей. Отец банкира Пётр Лукич постоянно живёт в пансионате «Золотые закаты». Как выясняется по ходу действия, сын перевёз его к себе из-за финансовых затруднений: банк на грани закрытия, а пансионат обходится недёшево. К тому же старому Барабашу как бывшему члену ЦК КПСС принадлежит квартира на Тверском бульваре. Её продажа может спасти банк от разорения…
«Золото партии»
...Для ухода за Петром Лукичом приставлена сиделка по имени Оксана (арт. Александра Хрусталёва), беженка из Луганска. Оксана – единственная, кто понимает боль ветерана партии за развал страны, его чувство вины за то, что прозевал собственного сына, что его младший внук Фёдор (Теодор), выросший за границей, ни слова не знает по-русски…
Несмотря на молодость, героиня Александры Хрусталёвой понимает всё это и сочувствует Петру Лукичу не столько в силу своей образованности (она учёный историк), сколько просто как женщина, благодаря печальному жизненному опыту. Собственная её семья разрушена, муж отправился сражаться, дом её матери в Луганске разбит артиллерийским снарядом… «Вы сами — золото партии», — говорит она Петру Лукичу.
В интерпретации Андрея Аббасова старик Барабаш — человек, который отчётливо осознаёт персональную ответственность за всё происходящее в семье, в России, на постсоветском пространстве. Артист умело приоткрывает подлинные чувства своего героя, завуалированные остроумными репликами роли. И зрителям есть над чем посмеяться и о чём задуматься.
Слух о разорении банка вынуждает Марлена Барабаша сидеть дома, чтобы избежать встречи с жаждущими изъять свои вклады клиентами. Однако самые предприимчивые из них настигают его и в укрытии. Это эксперт ФЗХ (Фонд помощи злоупотребляющим художникам, читай, «общак» осуждённых фальшивомонетчиков) Пумпянская в ярком исполнении Анастасии Шендрик, а также правая её рука — коллектор по особо важным долгам Перезверев, запоминающийся образ которого создал большой мастер сценического перевоплощения Никита Куманьков.
Проявили свой талант и новые молодые артисты Смоленского камерного. Кристина Казарова и Виктория Кременная в очередь играют дочь банкира Машу, у которой роман с юным бунтарём-радикалом по кличке Чегеваров (арт. Павел Пьянков).
Артист Денис Рогожников, который также недавно в труппе, создал узнаваемый образ бездушного эфэсбешника. Остальные артисты зрителям хорошо знакомы. Это Ксения Вишнякова и Павел Пирожков, сыгравшие влюблённую пару — водителя Володи и молодой жены банкира «мисс Тамбов», — а также Виталий Брянский в роли кичащегося своей учёностью переводчика-полиглота Турусова.
Встреча с драматургом
На премьеру приехал автор пьесы «Золото партии» — писатель, публицист и общественный деятель Юрий ПОЛЯКОВ. 8 сентября в полдень в театре состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли исполнители главных ролей, режиссёр-постановщик спектакля Всеволод Шиловский и писатель-драматург Юрий Поляков. Открыла пресс-конференцию директор театра Оксана Неклюдова, которая сказала, что для неё как руководителя главным событием является то, что артистам Смоленского камерного театра выпала возможность пообщаться и поработать с таким мастером, каким является Всеволод Николаевич Шиловский, легенда отечественного театра. Этот опыт для артистов, которым посчастливилось с ним работать, поистине бесценный. Спасибо, что Всеволод Николаевич согласился.
— Для драматурга, — начал своё выступление Юрий Михайлович Поляков, — всегда важно, когда его пьеса становится спектаклем. Пока не увидишь на сцене то, что написал, трудно понять, хорошо это или плохо. Я получил громадное удовольствие, спектакль, на мой взгляд, удался. В антракте ко мне подходили зрители и удивлялись, что пьеса написана восемь лет назад, настолько современно она звучит сегодня. Мы с Всеволодом Николаевичем нашли друг друга, потому что в драматическом театре главным является слово. И задача режиссёра — донести до зрителя то послание, которое формулирует автор. Сейчас это меняется. В драматическом театре можно увидеть пантомиму, перформанс и т. п. А Театр — это место, где серьёзно размышляют о том, что в мире происходит. И в этом смысле я очень рад, что эта моя пьеса идёт в вашем театре.
Выступили и артисты.
Андрей Аббасов: — Спасибо, Всеволод Николаевич, что я увидел вас на сцене в этой роли. Мне есть к чему стремиться.
Александра Хрусталёва: — Для меня огромный опыт — работать с таким Мастером, как Всеволод Николаевич. Вся моя семья знает, что я работала на одной сцене с самим Шиловским! Мама знакомым рассказывает, гордится…
Виталий Игнатенко: — Всеволод Николаевич — потрясающий педагог. Мне он сказал, что два раза его так разочаровывали: Коля Караченцов и ты! Что мама, правнуки мои будут гордиться!
Светлана Романенко