Вячеслав Ларин: музыка с ароматом открытий

Фото: © Смоленская областная филармония

Культура

Вячеслав Ларин: музыка с ароматом открытий

18 августа 2023 года в 09:40

Музыкальную капеллу «Сонорус» без преувеличения можно назвать главным открытием последнего фестиваля имени М.И. Глинки. Их первое выступление в Смоленске стало поистине триумфальным, подарив коллективу бурные овации и искреннюю любовь публики…

Сложная простота

– Для нас огромная честь – принять участие в старейшем музыкальном фестивале России, – говорит главный дирижёр капеллы Вячеслав ЛАРИН. – Да ещё в день рождения Михаила Ивановича Глинки – это особенно приятно и ответственно. Вообще, Глинка – то звено, которое объединяет наши страны, наши культуры. Ведь многие белорусские композиторы, преимущественно советской эпохи, обучались в ведущих консерваториях России у профессоров, впитавших в себя богатое наследие основоположника русской классики.

– Музыка Глинки во втором отделении сегодняшней программы – это дань фестивалю его имени или она звучит в ваших программах довольно часто?

– Может быть, не так часто, как хотелось бы… Но в этой программе всё как-то сошлось: и камерный состав оркестра, и замечательная пианистка Маргарита Трубкина, с которой мы сотрудничаем. Поэтому не оставалось никаких сомнений, что мы просто должны исполнить это замечательное произведение Глинки – блестящий дивертисмент для струнного квинтета и фортепиано, написанный композитором на темы из оперы Беллини «Сомнамбула».

– Вячеслав, а музыку Глинки сложно исполнять? Или его гениальность как раз в простоте?

– Здесь однозначно не ответишь. С одной стороны, всё понятно, потому что у Глинки довольно прозрачный язык. Но в этом же и сложность. Если для понимания он совершенно очевиден, то при исполнении любая неточность сразу же становится заметной. Поэтому всё должно быть очень выверено. Мало того, что это сам Глинка, он ещё здесь даёт отсылку к итальянской музыке, к Беллини. Тут надо понимать, как балансировать между стилем самого Глинки и его отношением к «Сомнамбуле», чтобы не потерять ни там, ни там. И в этом главная сложность – в таком ювелирном подходе и балансе.

Фото: © Смоленская областная филармония

С белорусским акцентом

– Не могу не спросить и про сегодняшнюю премьеру. Прозвучало произведение, написанное специально для нашего фестиваля…

– Мне кажется, что премьера – всегда интересно. А если ещё играть её и в новом для нас месте – это добавляет дополнительных ощущений.

Произведение молодого белорусского композитора Виктора Кистеня с шутливым названием «Небылица» воплотило в себе некий гармоничный синтез элементов русского и белорусского фольклора. И в этом, на мой взгляд, как раз прослеживается продолжение пути, начатого ещё Глинкой, который смог вплести народные мотивы в контекст академической музыки.

– Вообще, сегодня целое отделение было посвящено музыке белорусских композиторов. Расскажите о них...

– В программе были представлены одни из ключевых фигур композиторов разных поколений. Это и знаменитый мастер, педагог, воспитавший многих известных композиторов Евгений Глебов. Он представляет советскую эпоху, как и Лев Абелиович – композитор еврейского происхождения, чьё творчество проникнуто трагедией геноцида.

Это современный композитор Вячеслав Кузнецов. Он работает как в авангардном направлении, так и в течениях, связанных со стилизацией. Яркий тому пример – исполненная сегодня его сюита «Средневековая музыка».

Александр Литвиновский, тоже ныне живущий, пишет в стиле минимализма, сочиняет совершенно потрясающие произведения, подчас сказочной тематики. Вы сегодня услышали три номера из цикла «Сказки волшебного дерева».

И уже упомянутый мной молодой композитор Виктор Кистень, который работает со славянским фольклором, облекая его в современную форму. И делает это настолько умело, что имеет успех и у профессионалов, и у любителей.

– Белорусская академическая музыка отличается от русской?

– На мой взгляд, у белорусской музыки нет единой стилистической линии. Она развивалась несколькими путями, испытывая влияния с разных сторон. Тут и Россия, и Запад, и авангард, который повлиял на всю мировую культуру двадцатого века. Поэтому, смею предположить, белорусская музыка имеет скорее эклектичный характер. Да, не без влияния русской, но не только.

– Кстати, наши страны, и даже конкретно Смоленск и Минск, связывает имя не только Михаила Ивановича Глинки, но и Виктора Павловича Дубровского…

– Безусловно. С Виктором Павловичем связана и непосредственно моя семья. Мой дедушка долгие годы играл на трубе в ГАСО под управлением Дубровского. Они даже были друзьями. Причём настолько близкими, что сам Виктор Павлович пытался поставить моему отцу дирижёрские руки – ставил его на табуретку и учил.

– Отец после этого не стал дирижёром?

– Хотел, и у него это неплохо получалось. Он сам фаготист, но в какой-то момент решил всё поменять в принципе и уйти в другую сферу. Однако его детские воспоминания, связанные с Виктором Павловичем, – это то, что не забывается.

Визуализация музыки

– Вячеслав, я прочитала, что вы с музыкантами «Соноруса» очень охотно берётесь за всякого рода эксперименты…

– О да… Причём эти эксперименты часто касаются не только музыки. Нам интересно синтезировать различные жанры и виды искусства. Например, в апреле мы делали проект под названием «Эффект барокко». В этом концерте помимо Иоганна Себастьяна Баха и его сына Карла Филиппа Эммануила мы играли и музыку Уильяма Гершеля – композитора, совершенно незнакомого, как мне кажется, не только любителям, но и профессионалам. По крайней мере, у кого я ни спрашивал, никто о нём не знает.

Это английский композитор восемнадцатого века, который прославился как астроном. Человек с невероятной судьбой. Он получил музыкальное образование, а потом увлёкся оптикой и через неё пришёл в астрономию и стал ведущим учёным в этой сфере, открыв планету Уран. Но и музыка у него замечательная – можно сказать, опередившая своё время лет на сто.

Впрочем, суть эксперимента заключалась не только в открытии публике нового имени, но и в том, что исполнение музыки мы решили сочетать с одновременной работой двух художников. Во время концерта одна из них писала углём коллективный портрет оркестра, а другая, используя текстиль, творила некий образ, возникавший у неё от прослушивания музыки. На них светили прожекторы, так что публика могла видеть, как происходит это синтезирование, когда впечатление переносится в фиксируемое искусство.

А месяцем ранее мы исполняли «Кофейную кантату» Баха, добавив к этому театрализацию и дегустацию кофе. И я бы не сказал, что это нечто из ряда вон выходящее, – скорее возврат к истокам, поскольку Бах, в принципе, написал это произведение на открытие кофейни своего друга.

Мы намеренно решили избежать консервативных залов, перенеся концерт в арт-пространство со свободной формой посадки. То есть человек мог расположиться где угодно: на диване, мягком стуле, даже за барной стойкой. Плюс мы добавили в программу джазовые интермедии, и получился такой «Бах – кофе – джаз».

– А ещё я знаю, что вы много работаете с детьми и даже позиционируете это как кредо вашего коллектива…

– Мне кажется, что такое кредо должно быть у каждого коллектива. Потому что дети – следующее поколение слушателей, и неплохо бы их к этому подготовить. Вне зависимости от того, будет ли кто-то из них музыкантом, все они могут стать просто грамотной публикой.

Фактически с самого своего основания, с 1992 года, капелла занимается музыкальными сказками, которые мы ставим вместе с профессиональными драматическими актёрами. Это настоящие спектакли с декорациями и костюмами, пьесы для них пишут современные драматурги, а музыку – белорусские композиторы.

И помимо этого у нас есть интерактивные программы для детей, которые мы делаем с оркестром. Одна из самых новых – «Нескучные классики», где ребята активно вовлечены в процесс музицирования. Мы вместе с ними исполняем «Детскую симфонию» Гайдна, где по задумке композитора помимо струнных звучат ударные и даже игрушечные инструменты. И дети с нескрываемым удовольствием играют на треугольниках и свистульках. Пробуем даже вместе дирижировать. То есть стараемся их активно вовлекать, потому что, когда человек внутри процесса, это гораздо сильнее заряжает.

– Вячеслав, поскольку вы впервые в Смоленске, интересно, как вам наш знаменитый зал, где когда-то выступал сам Глинка?

– Атмосфера чувствуется сразу. Это необъяснимо, но то, что само здание историческое, что на этой сцене побывало невероятно сколько знаменитых артистов, ощущается мгновенно. Конечно, это впечатляет!..

Ольга Суркова

Смолянам рассказали о праздновании в регионе юбилейных мероприятий
Смолянам рассказали о фирменном стиле 1160-летия города-героя