Владимир Ельчанинов: «Ремесло – это слова, которыми мы передаём чувства»

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Культура

Владимир Ельчанинов: «Ремесло – это слова, которыми мы передаём чувства»

5 августа 2023 года в 08:20

В КВЦ имени Тенишевых прошла презентация альбома «Дыхание творца», посвящённого творчеству народного художника России Владимира ЕЛЬЧАНИНОВА. Книга, составленная вдовой живописца, скульптором Людмилой ЕЛЬЧАНИНОВОЙ, стала результатом двухгодичной кропотливой работы. И теперь, листая её страницы, можно проследить весь творческий путь большого художника. Увидеть, как со временем менялся его почерк и приоритеты в выборе тем и сюжетов…

Своя тропинка

Альбом открывает автобиография, написанная художником в 1976 году.

Владимир Ельчанинов родился 20 сентября 1932 года в Гжатске (сейчас это город Гагарин). Однако считать Смоленщину его родиной можно лишь номинально: отец был военным, и семья часто переезжала.

В 1943 году мама с Владимиром и его старшим братом перебралась в подмосковный Подольск, где и произошла судьбоносная для будущего художника встреча. Сам Владимир Васильевич так писал об этом в автобиографии: «Жизнь моя приобрела смысл только после встречи с замечательным человеком, Бобровым Владимиром Павловичем. Он инвалидом 1-й группы вернулся с фронта почти слепым. До войны учился изобразительному искусству и собирался поступать в Академию художеств. Но война распорядилась по-своему. Приехав в Подольск, он устраивается в школу учителем рисования и ведёт кружок ИЗО в Доме пионеров».

Именно этот человек, по признанию Владимира Ельчанинова, открыл для него «прекрасный мир искусства и литературы», помог сделать первые шаги в живописи и рисунке. Позже были Московское художественно-графическое педагогическое училище и худграф Московского пединститута, по окончании которого Владимир Ельчанинов с двумя сокурсниками переезжает в Смоленск – создавать худграф в местном пединституте.

В 1964 году Владимира Ельчанинова принимают в Союз художников. А в 1968 году он полностью переходит на творческую работу. «Начало творческого пути было очень трудным, – напишет он чуть позже в автобиографии. – Надо было как бы заново всё переосмыслить. Я очень люблю картину и считаю её главным, что заслуживает внимания. А по-настоящему мир картины понять удаётся не сразу. Она живёт по своим, только ей присущим законам. Всё должно быть подчинено только идее картины. То, что в учебной постановке следовало передать, часто просто не нужно в картине, а иногда даже вредно. Вот этому всему я учился на собственном творческом опыте. Трудно было решиться шагнуть своей тропинкой…»

Искусство цвета

Автобиография в этом альбоме – как предисловие в обычной книге: обращение к читателю, предваряющее основное повествование. С той лишь разницей, что дальше художник «говорит» уже своими работами, которые расставлены в хронологическом порядке с 1960-х по 2010-е годы. А статьи и очерки о его творчестве, написанные искусствоведами и журналистами, – скорее дополнение, некий взгляд со стороны.

Конечно, основной акцент в альбоме сделан на живописные работы Владимира Ельчанинова. Графика представлена лишь небольшими по размеру иллюстрациями к текстам. Или набросками, вынесенными в отдельную рубрику.

Кстати, цвету в своих работах Ельчанинов уделял особое внимание. «Решаю картину, обязательно исходя из её «цветового сюжета», – писал он. – Цвет – это основа сюжета. Казалось бы, сюжет существует независимо от чего-либо. Нет, в живописи надо идти от цвета. Можно что-то недосказать, но цветовая гамма должна определить настроение».

– Конечно, в книгу вошли далеко не все его произведения, – говорит Людмила Ельчанинова. – Наверное, только половина. А этюдов – совсем немного, чтобы показать как можно больше живописных работ. Но самые главные произведения сюда включены, чему я очень рада.

А ещё – в книге много рассуждений художника на волновавшие его темы: о живописи, искусстве, творческих замыслах и сюжетах картин. И потому не покидает ощущение откровенного разговора с автором. «Картина для меня – это выражение моей гражданской позиции. Если я пишу данный сюжет, то, значит, его пережил… Теперь как-то стал понимать, что великую идею можно решить и очень простым сюжетом. Были бы в работе чувства. Только они должны доминировать. Нас ведь по-настоящему волнует только то, что согрето чувствами. Ремесло – это просто слова, которыми мы передаём чувства».

Лирическая философия

Владимир Ельчанинов – художник, одинаково убедительно работавший во всех жанрах. Портреты, пейзажи, натюрморты, картины… Со временем меняются сюжеты и палитра, в работах появляется больше символов и философского подтекста, но разножанровость остаётся. Как и ощущение глубоко личных мыслей и чувств художника, застывших в живописных образах и деталях.

«В картине нет малых и больших тем, есть художник, творец, который по своему миропониманию выразительными средствами стремится раскрыть своё внутреннее, пережитое и прочувствованное».

«Обычно натюрморты, которые я ставлю в мастерской, состоят из предметов, разными путями попавших ко мне… Люблю писать увядшие цветы, их сдержанный цвет всегда прекрасен. Волнует меня всё то, что связано с деревней. Во все времена года я там бываю. Пишу натюрморты с живыми цветами, садовыми, а больше – полевыми».

«В работе у меня всегда несколько картин, которые я пишу в зависимости от настроения. Но работать стараюсь каждый день, перерывы в работе бывают только вынужденные. Ищу наиболее выразительные средства. Но в любом случае моя позиция основывается на реализме… Если начало моего творчества было окрашено в суровые краски, то теперь больше тянет к романтике, камерности, поэтичности. Жизнь предстаёт всё в большем своём разнообразии и прелести».

На обложке альбома – работа Владимира Ельчанинова «Поэт». Босоногий мечтатель смотрит куда-то вверх, а рядом пасётся крылатый Пегас – вечный спутник творчества и вдохновения.

– Я нашла эту работу в мастерской, когда его уже не стало, – рассказывает Людмила Ельчанинова. – То есть он написал её незадолго до ухода, в 2012 году. Она даже, наверное, немного не дописана, но очень символична. Я называю её «Творец», отсюда и название книги «Дыхание творца». Это о Володе, который был и лириком, и философом. Человеком, с которым мне было не скучно, а очень интересно идти рука об руку по жизни…

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Личное мнение

Надежда ДЕВЕРИЛИНА, советник-эксперт департамента по культуре:

– Листая этот альбом, можно останавливаться на каждой странице. Потому что в работах Владимира Ельчанинова – история Смоленщины, история России, история каждого из нас. Необыкновенный талант, чудесный человек…

Геннадий НАМЕРОВСКИЙ, народный художник России:

– В произведениях Ельчанинова я ощущаю Бунина: «и поля, и луга, и шмели, и полуденный зной…» Как и «тихую родину» Рубцова, и «очей очарование» Пушкина… Он был близок мне своим ощущением воздуха, земли и воды. И сегодня мне его очень не хватает. Не хватает его творческого напора, разговоров, которые всегда настраивали на особый лад…

Владимир МАКАРЕНКОВ, поэт:

– Я считаю, что искусство без метафизики существовать не может. А Ельчанинов – художник экспрессии, метафоры и метафизики. Он проводник, и многие его работы говорят об этом…

Владимир ЛАВРЕНОВ, засуженный художник России:

– Владимир Васильевич поделился со мной частью своей мастерской, и я мог смотреть, как он работает – это было очень интересно. Мы много беседовали за чаем, ездили вместе на этюды… Этот альбом очень хорошо продуман и композиционно выстроен. Это замечательный подарок для каждого, кому интересно творчество Владимира Ельчанинова.

Константин КУЛИКОВ, скульптор:

– Выпуск этой книги – знаменательное событие в художественной жизни Смоленщины. Очень порадовало, что с первых же страниц альбома со мной разговаривал Владимир Васильевич, рассказывая о себе и творчестве. Живопись Ельчанинова такая понятная – она на русском языке, как говорил Твардовский. Она о природе, о людях, которые нас окружают. Потому и альбом не хочется выпускать из рук…

Ольга Суркова

Новые возможности Пушкинской карты откроет смолянам Пушкинский марафон
Смоленский драматический театр готовится к открытию нового сезона