Михаил Решетнёв: живопись с историей
В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка заслуженного художника России Михаила РЕШЕТНЁВА «Мир моей Родины». В экспозиции представлены живописные работы разных жанров и тем. И большинство из них отсылают к истории нашей страны: героическим страницам легендарных битв или благостному умиротворению дворянских усадеб…
С чего начинается Родина
– Выставка называется «Мир моей Родины», – говорит Михаил Решетнёв. – Наверное, для каждого из нас этот мир начинается уже с рождения, когда человек с молоком матери впитывает гены всех предыдущих поколений, истории и культуры своей страны. Это тот мир, за который сейчас проливают кровь наши бойцы в зоне СВО. А для меня это ещё и те люди, что были рядом со мной в течение жизни. Прежде всего семья: родители, жена, дети. Друзья и просто близкие по духу люди. Места, которые я люблю. Всё это и есть мир моей Родины – тёплый, добрый, живой…
Михаил Решетнёв родом из Брянска. Выпускник Брянского художественного училища и Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, где его педагогом был народный художник России Илья Глазунов.
Вернувшись в Брянск дипломированным специалистом, Михаил Решетнёв активно сотрудничает с местными музеями. Его полотна можно увидеть в Брянском историческом и Литературном музеях, музее-заповеднике Фёдора Тютчева «Овстуг».
– Михаил Сергеевич давно присутствует в жизни нашего музея, – замечает директор музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг» Оксана ШЕЙКИНА. – Я бы вообще назвала его народным художником Брянской области. Даже пройдясь по этой выставке, можно увидеть все знаковые места нашего края – исторические и литературные. Художник очень тонко понимает красоту русской земли, русского слова, и ему удаётся запечатлеть это в своих произведениях.
Пейзажи Михаила Решетнёва действительно очень лиричны. Вне зависимости от того, касаются ли они узнаваемых мест, того же тютчевского Овстуга или грибоедовской Хмелиты, или традиционного для любого уголка средней полосы сюжета с лугами и перелесками. Впрочем, некий литературный подтекст легко читается и в исторических картинах и даже портретах.
– «Пиковая дама» – это ещё моя студенческая работа, – поясняет Михаил Решетнёв. – Когда я учился в институте имени Сурикова, мы каждый год ездили на практику в Питер. И однажды там, во внутреннем дворе Академии художеств, я увидел такую старушонку. И написал этот этюд. Она действительно напомнила мне «Пиковую даму», причём это образ из жизни, без грима…
Главная тема
– Михаил Сергеевич, это ваша первая персональная выставка в Смоленске…
– Да, хотя год назад я делал выставки в Вязьме и Дорогобуже. Очень интересные места, особенно для художника, который пишет на исторические темы.
– «Мир моей Родины» – название очень многогранное. К тому же у вас эта тема представлена такими разными работами – и жанрово, и сюжетно, и стилистически…
– На выставке всегда интереснее, когда работы в разных жанрах. Да и по жизни, наверное, такое разнообразие не даёт скучать. Мне интересно не только картины писать, но и пейзажи, и портреты, и натюрморты. Хотя натюрморты я очень редко пишу – только когда ученики заставляют.
Вообще, удивительно: когда я только окончил институт, думал, что пейзажи – это не моё. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы. Я стал участвовать в пленэрах, которые проводятся во многих регионах, в том числе и на Брянщине. И где мы все пишем пейзажи. Я делаю это с удовольствием, потому что каждое место диктует свой колорит, свои сюжеты и темы.
– А исторические картины как в вашем творчестве появились?
– Я всегда интересовался историей. Но особенно она меня увлекла, когда я стал учиться у Ильи Сергеевича Глазунова. И, несмотря на то что его мастерская называлась мастерской портрета, мы писали в основном исторические картины. К тому же Илья Сергеевич устраивал для нас и встречи с известными историками и театральными деятелями – это было очень интересно.
И моя дипломная работа тоже была на историческую тему: «Победа русских войск под Полтавой». Это огромное полотно два на четыре метра. Я ездил в Полтаву – там собирал исторические материалы, брал костюмы в театре, писал этюды… И это меня так увлекло, что эта тема стала, пожалуй, главной в моём творчестве.
– Здесь, на выставке, тоже немало исторических картин…
– Да. Вот, например, «Выход русских войск из Брянского Арсенала». В 1812 году это был завод, где производили каждую третью пушку из тех, что были задействованы в Бородинском сражении.
Или «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Казалось бы, при чём здесь Брянск? Но Сергий Радонежский дал Дмитрию Донскому в укрепление духа Пересвета – монаха из нашего Свенского монастыря. И, кстати, решающую роль на Куликовском поле сыграли именно Брянские и Смоленские полки, которые ударили в критический момент.
Война и мир
– Михаил Сергеевич, вы так основательно подходите к каждой своей исторической работе? Всегда изучаете дополнительный материал или порой бывает достаточно вдохновения?
– Вдохновение – это замечательно. И без него, конечно, сложно. Но аппетит обычно приходит во время еды, поэтому вначале необходимо, чтобы тема тебя затронула, взволновала. Потом её, безусловно, приходится изучать. И только в завершение – выплеснуть через вдохновение на холст.
Вот эта картина – «Битва при Добрыничах». Вы не представляете, насколько тяжело она мне далась! Бывает, что сюжет сразу складывается, а тут никак. Вроде битва и битва – ничего особенного в сравнении с другими, меняется только форма. Но пока мы с директором нашего краеведческого музея не съездили на это место, не полазили по пояс в сугробах, представляя, где стояли наши войска, а где поляки с украинцами, у меня ничего не получалось. А сейчас моя картина во многих учебниках напечатана, потому что на эту тему мало кто писал.
– Вообще, по атмосфере и основательности мне ваша выставка напоминает «Войну и мир» Льва Толстого: батальные сцены и тихая жизнь в тени густых усадебных аллей…
– Усадебная тема появилась, когда я вернулся в Брянск. Мне сразу поступило много заказов от нашего краеведческого музея, музеев-усадеб Тютчева и Толстого. Я делал для них много работ. И делал с большим удовольствием.
– На Смоленщине тоже немало замечательных усадеб. Судя по экспозиции, вы уже побывали в «Хмелите»…
– Да, я был там на одном из пленэров. А буквально вчера впервые побывал во Флёнове. Думаю, неплохо было бы организовать там какой-нибудь международный пленэр, чтобы вспомнить, как всё было при Тенишевой. Чтобы та невероятная творческая атмосфера всколыхнулась и опять зазвучала, пусть и по-новому. Хочется больше жизни туда вдохнуть, потому что место очень интересное, богатое и с исторической точки зрения, и с культурной.
– Михаил Сергеевич, а с чего всё началось? Почему вы решили стать художником?
– Видимо, так сложилось. Потому что я вообще-то собирался быть военным, поскольку и мой отец, и дяди – все были военными. И, насмотревшись «Четыре танкиста и собака», я хотел, как Янек из этого фильма, ездить на танке.
Но при этом рисовать я тоже любил. И рисовал всегда. Меня так в детстве и звали – художник. Все мои школьные тетрадки по истории и литературе были изрисованы, да и по математике тоже. Удивляюсь, почему учителя меня ни разу не отругали.
И как-то сосед по парте обмолвился, что занимается в художественной школе. Помню, меня это неприятно удивило: я художник, а в художку ходит он. И я сам пошёл туда, записался и в восьмом-девятом классе ходил на занятия. А потом поступил в училище, институт, и теперь уже другой профессии для себя не представляю…
Выставка «Мир моей Родины» будет работать до 30 июля. Вход свободный.
Ольга Суркова