Нескучная классика
В Смоленске завершился очередной, уже 65-й, Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Событие получилось ярким, насыщенным, запоминающимся. Так что без преувеличения можно констатировать: никто из публики не остался разочарованным – каждый получил свою порцию эстетического наслаждения…
С мыслью о Глинке
Прежде всего, очень порадовал блестящий состав участников нынешнего фестиваля. И удовольствие, которое получали сами именитые гости от встречи со смолянами, – оно легко считывалось буквально во время каждого концерта.
Безусловно, отрадно, что без должного внимания не осталось и творчество заглавной фигуры фестиваля: музыка Глинки звучала практически в каждой программе. Приятно, что это были не только хиты, но и произведения, исполняемые довольно редко. Более того – некоторые из них артисты разучили специально к нашему фестивалю.
– Эти фестивальные концерты наша публика всегда ждёт с особым нетерпением, – говорит директор Смоленской областной филармонии Янина КАЗЁННОВА. – И я рада, что нынешняя декада полностью оправдала все наши ожидания, став настоящим музыкальным праздником. Каждый концерт принёс нам множество открытий и подарил самые невероятные эмоции. Не сомневаюсь, что всё это способствует пропаганде лучших творений русской и мировой музыкальной культуры и служит благородному делу приобщения к высокому искусству, воспитанию художественного вкуса подрастающего поколения.
Приятным сюрпризом для смолян стала и встреча, пусть и виртуальная, с заслуженным деятелем искусств РФ Жанной ДОЗОРЦЕВОЙ. Больше сорока лет она была бессменной ведущей фестиваля имени Глинки и «ангелом-хранителем» его традиций.
– Мы привыкли говорить, что Пушкин – наше всё, – заметила Жанна Григорьевна. – Но то же самое можно сказать и про Глинку, ибо с него началась русская классическая музыка. В России были композиторы и до Глинки, но он первый сумел соединить русскую народную песню и традиции мировой классической музыки. Более того – он первый раскрыл существо русского характера, показал страстную любовь человека к Родине и способность ради неё отдать собственную жизнь. И это Глинка первым вывел на мировую арену русскую музыку, которая для всех стала великой.
Два века
В продолжение многолетней традиции фестивальную программу открыла увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». На этот раз она звучала в исполнении Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева. Дирижировал заслуженный артист России Денис ЛОТОЕВ.
– Музыка Глинки для нас имеет особое значение, – признаётся Денис Лотоев. – Конечно, бывает, что на какое-то время она выпадает из нашего поля зрения, а потом ты просто понимаешь, что надо сыграть. И это не обязаловка, а замечательный внутренний зов. А какое удовольствие видеть перед собой партитуру, по величине и размаху соразмерную бетховенской, и осознавать, что это наше, родное! Главное – играть с любовью, тогда ничего не сложно.
Программа «Два века русской музыки» объединила сочинения трёх композиторов девятнадцатого и двадцатого столетий: М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича. Людей, чьё творчество стало не просто показательным, но эпохальным для развития национальной музыкальной классики.
И в Концерте для скрипки с оркестром ре мажор Чайковского солировал Даниил КОГАН – замечательный скрипач и представитель легендарной музыкальной династии.
– Я впервые в Смоленске, и для меня огромная честь и радость оказаться здесь, – говорит Даниил Коган. – Да, концерт Чайковского, который прозвучал в сегодняшней программе, – произведение очень сложное. Он требует от солиста прежде всего технических навыков. Его первая часть длится почти четверть часа – это просто огромный кусок сквозной виртуозной музыки. Но, судя по реакции зала, у нас всё получилось.
Новые голоса
«Музыку создаёт народ, а мы её только аранжируем», – эти хрестоматийные слова Михаила Глинки могли бы стать эпиграфом ко второму дню фестиваля. Новую версию программы «Голоса России» традиционно представили студенты и преподаватели двух ведущих музыкальных вузов страны: Московской консерватории и академии музыки имени Гнесиных.
– Каждый из нас побывал в Смоленске не однажды, – замечает проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных Святослав ГОЛУБЕНКО. – И всякий раз мы не перестаём удивляться, насколько тепло нас тут встречают и как приветливо публика принимает наши выступления. Вообще для нас эти поездки всегда особенные, поскольку они проходят в рамках Вахты Памяти, и мы посещаем места, где в 1941 году воевали ополченцы из наших вузов. Получается такое культурно-просветительское и нравственно-патриотическое сочетание, которое нас всех сплачивает. И это замечательно.
– Мы с большим удовольствием приезжаем сюда каждый год, – дополняет доцент кафедры деревянных духовых инструментов Московской консерватории Николай АГЕЕВ. – Когда проекты живут так долго и уже превращаются в добрую традицию, значит, всё правильно. Тем более, когда в итоге рождается результат, который идёт на благо нашей общей русской музыкальной культуре.
– Наш коллектив приезжает сюда уже десять лет, – говорит хормейстер Камерного хора Московской консерватории Тарас ЯСЕНКОВ. – И это всегда студенты первого и пятого курсов, так что концерт в Смоленске проходит как передача творческих традиций. Каждый год у нас новая программа, которая ещё ни разу не повторялась. Сегодня мы исполняем всеми любимые военные песни, которые публика хорошо знает и может подпевать.
А в завершение этой программы как раз и прозвучало то самое народное творчество, которым вслед за Глинкой вдохновлялись многие русские классики. Фольклорный ансамбль РАМ имени Гнесиных показал отрывок из перфоманса «Над временем».
– Суть этого перфоманса в том, чтобы показать архаичные традиции русско-белорусского пограничья, а через них и общность славянских народов, – поясняет руководитель фольклорного ансамбля Константин НЕКРАСОВ. – Звучат песни обряда «Стрела», который в некоторых областях русско-белорусского Полесья проводится до сих пор. Причём мы сделали это в необычной подаче с космическим видеорядом. На самом деле, ничего удивительного, поскольку эти архаичные магические песни – такой русский космос, который заключён во всей народной культуре…
Патетическая премьера
Особо хочется отметить совместный проект Смоленской филармонии и хоровой капеллы имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Им стало исполнение «Патетической оратории» Г.В. Свиридова для баса, смешанного хора и симфонического оркестра. В новой оркестровой версии, специально созданной заслуженным деятелем искусств АР Крым Игорем КАЖДАНОМ для этого концерта. Получилась великолепная премьера, прозвучавшая мощно, убедительно и современно.
– Оригинальная версия оратории была написана Свиридовым для огромного состава симфонического оркестра, – поясняет маэстро Игорь Каждан. – Нашими силами мы бы её, к сожалению, не исполнили. Поэтому пришлось соединить оба оркестра филармонии и сделать новую партитуру. И я очень рад, что хоровая капелла имени Юрлова сразу же согласилась на наше предложение поучаствовать в этом проекте.
«Патетическая оратория» – произведение по-своему уникальное. Уже хотя бы потому, что в его основе – две очень сильные, но абсолютно противоположные составляющие: стихи Маяковского, всей душой верящего в светлое социалистическое будущее, и музыка Свиридова, искренне оплакивающего Россию, которая потеряна невозвратно. И такой нерв, такой накал, такая сила эмоций.
– Хочется сказать спасибо за возможность исполнить это замечательное произведение, которое на многие века останется в русской и советской истории, – говорит художественный руководитель и главный дирижёр хоровой капеллы имени А.А. Юрлова народный артист России Геннадий ДМИТРЯК. – Сегодня оно прозвучало с новой силой: ярко, мощно. Какой потрясающий композитор! Какой потрясающий поэт! И какие замечательные музыканты!
В числе замечательных исполнителей одна из главных ролей была у солиста Смоленской филармонии Евгения МИШУТИНА. И он справился с ней просто потрясающе.
– Конечно, я слушал обе канонические записи: с Ведерниковым и Нестеренко, – признаётся Евгений Мишутин. – Но никого не копировал – исполнял по-своему, от души. И поддержка музыкантов ощущалась невероятная: два оркестра и масштабный хор – там такой звук шёл мощный, как волны. Для меня самая сложная часть – рассказ о бегстве Врангеля из Крыма. Она и эмоционально сложная и музыкально, потому что пауз много и огромный диапазон для солиста. И что удивительно: Маяковский, искренне поддержавший революцию, говорит о бегстве Врангеля с сочувствием, с пониманием безысходности его положения…
Продолжая традиции
Нельзя не сказать и о главном открытии нынешнего фестиваля – заслуженном коллективе Республики Беларусь музыкальной капелле «Сонорус». Их первое выступление в Смоленске не только обеспечило международное участие, но и завоевало искреннюю любовь публики.
– Для нас огромная честь – принять участие в старейшем музыкальном фестивале России, – говорит дирижёр Вячеслав ЛАРИН. – Да ещё в день рождения Михаила Ивановича Глинки – это особенно приятно и ответственно. Вообще Глинка – то звено, которое объединяет наши страны, наши культуры. Ведь многие белорусские композиторы, преимущественно советской эпохи, обучались в ведущих консерваториях России у профессоров, впитавших в себя богатое наследие основоположника русской классики.
Программа концерта «Сквозь время в вечность!» была построена как раз таким образом, чтобы дать возможность публике почувствовать эту общность культур. В одном отделении – произведения русских классиков: Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Александра Глазунова. В другом – знаковые сочинения белорусских композиторов Вячеслава Кузнецова, Евгения Глебова, Александра Литвиновского. Кроме того, отдельным подарком для слушателей стало премьерное исполнение сочинения для камерного оркестра, написанное специально к этому фестивалю.
– Мне кажется, что премьера – это всегда интересно, – продолжает Вячеслав Ларин. – А если играть её ещё и в новом для нас месте – это добавляет дополнительных ощущений. Произведение молодого белорусского композитора Виктора Кистеня с шутливым названием «Небылица» воплотило в себе некий гармоничный синтез элементов русского и белорусского фольклора. И в этом, на мой взгляд, как раз прослеживается продолжение пути, начатого ещё Глинкой, который смог вплести народные мотивы в контекст академической музыки.
Из разговора с ведущим
Вести 65-й Всероссийский фестиваль имени М.И. Глинки организаторы пригласили музыкального критика, обозревателя «Радио России» Артёма ВАРГАФТИКА. И наша беседа с ним – попытка первого осмысления только что прошедшего события.
– Для меня это был первый опыт работы с Глинкинским фестивалем – я до этого и в Смоленске ни разу не был. Опыт мне показался очень интересным и, насколько я могу судить о результате, удачным.
Среди участников фестиваля – не просто самые известные, а образцовые коллективы и артисты, чья слава проверена временем. По сути это консервативный выбор, которому фестиваль в высшей степени соответствует. То есть ожидания публики связаны именно с тем, к чему она привыкла, в чём уверена и про что точно знает, что это хорошо, качественно и замечательно. Пожалуй, на это стоит ориентироваться и дальше.
Я обратил внимание на то, каким образом в концертах было обеспечено присутствие главного титульного имени фестиваля – Михаила Ивановича Глинки. Потому что недостаточно просто сказать про него – надо было его ещё и послушать. И это было сделано тонко, точечно. Практически в каждой программе звучало что-нибудь одно, но всегда в десятку. И это радует.
– Наш фестиваль проходит уже в 65-й раз. И при этом о нём знают только смоляне и артисты, которые в нём участвуют…
– Это вполне нормальная ситуация. И из Москвы всё действительно выглядит как событие регионального значения. Более того – оно рассматривается как нишевое. То есть адресованное не всем смолянам, а только любителям классики.
И чтобы что-то изменить, надо как минимум на общественном уровне объяснять, что эта музыка на самом деле для всех. И это одно из тех явлений, которые реально объединяют, – наряду с русским языком и Пушкиным как «чистейшей прелести чистейшим образцом» этого языка. И то наследие, которым все россияне, имеющие отношение к отечественной культуре, могут гордиться.
– Вам удалось познакомиться с городом?
– К сожалению, я не так много увидел, как надеялся, но всё увиденное произвело впечатление. Как говорит Святослав Вернидубович Кривич из теперь уже культового фильма «Вампиры средней полосы», хорошо тут у нас. И я убедился, что он прав.
Личное мнение
Елена ДРОЗДОВА (фортепиано):
– Мы с Петром Авериным очень рады приехать сюда уже на второй фестиваль. Прошлый нам очень запомнился. У вас здесь особая энергетика. И этот зал с замечательной акустикой в здании бывшего дворянского собрания навевает ощущение чего-то сказочного.
Нам очень понравилось работать со смоленскими музыкантами, с маэстро Игорем Кажданом – он очень тонко чувствует Рахманинова. Мечтаю когда-нибудь сыграть в Смоленске концерт Скрябина. Мне кажется, он хорошо прозвучит в одной программе с первым концертом Рахманинова, который мы пока так и не исполнили. Это ранние произведения обоих композиторов, чем-то похожие по колориту. Наверное, будет интересно услышать их вместе.
Олеся КРАВЧЕНКО (орган):
– Всегда приятно почувствовать образованность и интеллигентность публики. И в Смоленске это особенно заметно. Потому что в некоторых городах слушатели тепло, даже горячо принимают артиста, но ты понимаешь, что они реагируют не на музыку, а на что-то ещё. А здесь люди умеют слушать даже сложные произведения, и это очень ценно.
Владимир КОЗНОВ, Российский квартет саксофонистов:
– Мы ждали этого события целый год – ровно с того дня, как отыграли свой концерт на предыдущем фестивале. Мы всегда рады приезжать в Смоленск, в наш любимый зал, к тепло принимающей публике. Здесь очень приятно выступать.
Борис ФРУМКИН, художественный руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема:
– Жаль, что музыканты приезжают только на своё выступление и не могут оценить фестиваль в целом. Жаль, потому что уверен, здесь были интересные события и прекрасные концерты.
Глинка – один из моих любимых композиторов. Обожаю его оперу «Руслан и Людмила», очень люблю его симфонические произведения. Он один из немногих композиторов того времени, который полностью владел оркестровой школой. Его партитуры удивительные по стройности, чистоте и использованию музыкальных инструментов. И выдающиеся по своим музыкальным качествам.
Юрий БАШМЕТ, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»:
– У вас замечательный город и совсем не провинциальный. Великолепный памятник Глинке. Наш сегодняшний концерт мы открыли увертюрой к его опере «Руслан и Людмила». Мне кажется, её уже настолько заиграли, что сделали шлягером и отчасти лишили смысла. Играют в два раза быстрее, чем нужно. А я пытаюсь вернуться к оригиналу, ведь Глинка писал её отнюдь не как этюд для демонстрации виртуозности исполнителя.
Я не философ – не могу правильно сформулировать. Ведь что такое музыка? Звук, вибрация, которая возникает в пространстве и складывается в мелодию. Наверное, здесь какая-то метафизика: вопрос времени, акустики, состояния, настроения, череды событий. Но если всё получается, как надо, слушатели становятся соучастниками нашего творчества.
Максим МЕЛЬНИКОВ (гитара), театр национального танца Испании Flamenko live:
– Нас всегда очень хорошо принимают, но такого эмоционального приёма, как сегодня, наверное, ещё не было.
Артисты любят, когда публика себя активно проявляет. Тем более, что во фламенко вообще принято хлопать в паузах. Но в некоторых моментах аплодисменты мешают, поскольку нарушают их важность. И сегодня публика это хорошо чувствовала – хлопали именно там, где надо. Очень изысканный слушатель.
Игорь КАЖДАН, художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского:
– Программа фестиваля в этом году просто фантастическая. Тем более, что мы всегда стараемся подготовить что-то интересное, необычное.
Конечно, судить публике, но для нас концерт с капеллой Юрлова стал знаковым для обоих оркестров филармонии. Логичное продолжение получила и прошлогодняя рахманиновская линия.
Вообще я считаю, что сейчас надо играть больше произведений наших великих композиторов: Рахманинова, Свиридова, Шостаковича, Прокофьева, Римского-Корсакова… Потому что эта музыка обогащает человека, делает его лучше, и какие-то вопросы сегодняшнего бытия уходят на второй план…
Ольга Суркова