В программе сюрпризы, эксперименты и премьеры

Фото: © Елена БЕЛЫХ

Культура

В программе сюрпризы, эксперименты и премьеры

25 мая 2023 года в 15:54

До открытия очередного Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки остаются считанные дни. Программа свёрстана, билеты продаются, артисты готовятся к выступлениям, публика ждёт… А у нас появилась возможность познакомить читателей с некоторыми нюансами предстоящей юбилейной декады, о которых нам рассказали в Смоленской областной филармонии…

Начнём с увертюры

– Команда филармонии очень постаралась, и программа фестиваля получилась действительно юбилейной, насыщенной, яркой, – замечает директор Смоленской филармонии Янина КАЗЁННОВА. – Публику ждут встречи с коллективами, которые снискали мировую славу. И, что вдвойне приятно, на одной сцене с ними будут выступать и наши артисты, подготовившие интересные программы специально для этого фестиваля.

Приятные сюрпризы ожидают публику уже на открытии. 26 мая на сцене Смоленского драматического театра выступит Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева. Дирижировать в этот вечер будет Денис Лотоев, солировать – заслуженный артист России Даниил Коган, который будет выступать в Смоленске впервые.

– Даниил Коган – известный скрипач, получивший звание заслуженного артиста в 23 года, – продолжает Янина Казённова. – Что, безусловно, говорит не только о его способностях, но и признании у коллег. Даниил – внук знаменитого скрипача Леонида Когана, представитель прославленной музыкальной династии. Он играет на уникальной скрипке Страдивари 1737 года.

Откроет программу концерта музыка Глинки – увертюра к его опере «Руслан и Людмила». Что весьма символично, поскольку когда-то именно с этого произведения традиционно начинался каждый фестиваль имени М.И. Глинки. Кроме того, прозвучат произведения Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича.

Стоит отметить, что концерт «Два века русской музыки» пройдёт в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Несомненно, приятным сюрпризом для смолян станет встреча с музыковедом Жанной Дозорцевой, которую называют душой этого фестиваля и хранительницей его традиций. Долгое время она была бессменной ведущей его концертов и теперь вновь обратится к смолянам со своим проникновенным словом о Глинке на открытии фестиваля.

Ещё одним ведущим большинства концертов юбилейной декады станет известный музыкальный критик, музыковед, обозреватель «Радио России» Артём Варгафтик.

Патетический эксперимент

Отдельно хочется сказать ещё о двух концертных программах, которые пройдут в последние дни мая.

30 мая на сцене драмтеатра выступит Государственная академическая капелла России имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.

Этот коллектив – традиционный участник фестиваля. Даже первые его гастроли состоялись именно в рамках смоленской музыкальной декады. А нынешний приезд стал возможен благодаря программе Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Но интрига не в этом. Дело в том, что собственную программу капелла представит только в первом отделении, а во втором публику ждёт некий эксперимент. Вместе с артистами Смоленской филармонии будет исполнена Патетическая оратория Георгия Свиридова.

– Я очень рад, что моя давнишняя идея исполнить это произведение в Смоленске осуществится, – признаётся художественный руководитель и главный дирижёр Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Игорь КАЖДАН. – Для этого пришлось соединить оба оркестра филармонии и сделать новую партитуру, поскольку оригинальная была написана Свиридовым для огромного состава симфонического оркестра. Нашими силами мы её, к сожалению, не исполним – там только меди почти на пятьдесят инструментов.

Кроме оркестров с капеллой имени А.А. Юрлова будут выступать и солисты Смоленской филармонии Евгений Мишутин (бас) и Ольга Кузьмина (меццо-сопрано).

– Сочинение семичастное, музыка непростая, но конгениальная, – продолжает Игорь Каждан. – Как говорят, «две ноты, один аккорд», а всё звучит. Свиридов первым написал музыку на стихи Маяковского, который до этого не считался вокальным поэтом. Композитор сам сделал либретто, выбрав несколько стихотворений, – получилось замечательно, и буквально сразу это сочинение получило Ленинскую премию. Интересно, что потом некоторые композиторы тоже пытались написать что-то на стихи Маяковского, но ни у кого больше это не получилось.

Внимательные слушатели, постоянно следящие за программой фестиваля, помнят, что в прошлом году звучала «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина. Так что нынешний концерт можно считать продолжением некоего цикла.

Как и программу следующего фестивального дня, когда расширенный состав камерного оркестра под управлением Игоря Каждана исполнит два концерта Сергея Рахманинова – четвёртый и рапсодию на тему Паганини. В первом за фортепиано будет солировать Пётр Аверин, во втором – Елена Дроздова.

– В прошлом году с этими же солистами мы сыграли второй и третий концерты Рахманинова, – замечает Игорь Каждан. – Тогда же родилась идея провести в рамках нынешнего фестиваля программу, посвящённую юбилею композитора. Произведения выбрали солисты, и мы взялись их разучивать.

В разных ритмах

Традиционно в программе фестивале представлены разные жанры: классика, джаз, фольклор, инструментальная музыка, танцевальные и хоровые коллективы.

27 мая программу «Голоса России» представят камерный хор Московской консерватории и фольклорный ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных. Прошлогоднее премьерное выступление этих коллективов на одной сцене в рамках фестиваля, похоже, становится ещё одной традицией.

– Отличительная черта этих коллективов – в эталонности исполнения, – считает Янина Казённова. – Это студенты, с которыми работают ведущие музыканты страны. У них всё отточено, технично, виртуозно и академично – без собственной интерпретации. В программе концерта – произведения русских композиторов и фольклор различных губерний России.

3 июня в 15 часов на сцене филармонии выступит Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Это один из старейших коллективов страны, широко известный во всём мире. В его исполнении прозвучат популярные классические произведения в джазовой обработке. В их числе и вальс-фантазия Михаила Глинки.

В тот же вечер на сцене драмтеатра пройдёт концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева под руководством народной артистки России Елены Щербаковой. Помимо танцев будет исполнен одноактный балет «Ночь на Лысой горе».

Ещё один танцевальный вечер, но уже в стиле фламенко, ожидает публику 2 июня. Театр национального испанского танца Flamenco live представит свою интерпретацию «Легенды о Ромео и Джульетте».

– Такого на нашей сцене мы ещё не показывали, – говорит Янина Казённова. – Нам самим это интересно увидеть. Тем более что этот коллектив исполняет так называемое чистое фламенко – без современных ответвлений.

Кроме того, в программе фестиваля – выступления Российского квартета саксофонистов, вечер органной музыки, концерт воспитанников центра творческого развития «Радость» из Москвы, традиционный концерт у памятника Глинке в день его рождения, праздничная программа в Новоспасском и ещё много интересного.

– В этом году нам удалось снова выйти на международной уровень, – продолжает Янина Казённова. – Среди участников фестиваля – музыкальная капелла «Сонорус» из Республики Беларусь. Отдельным подарком от них станет исполнение сочинения для камерного оркестра, специально написанное к нынешнему фестивалю имени Глинки.

А завершит программу юбилейной декады выступление симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством народного артиста РФ Юрия Башмета. Этот коллектив участвует в фестивале имени М.И. Глинки уже традиционно в течение нескольких лет, поэтому в особых представлениях не нуждается.

Музыка на холсте

Необычным экспериментом нынешнего фестиваля станет участие в нём смоленских художников. Сразу на трех площадках: в филармонии, драмтеатре и КВЦ имени Тенишевых – можно будет увидеть выставки работ, темой которых стала музыка в самых разных её проявлениях.

– Этот проект сложился внезапно, – поясняет Янина Казённова. – Началось с того, что один художник попросился к нам на пленэр. Мы ухватились за эту идею и предложили провести такой пленэр в филармонии и Новоспасском для всех желающих. В итоге тридцать смоленских художников работали у нас с января по апрель: на репетициях, концертах и просто в интерьерах. В результате было написано множество работ, девяносто из которых будет представлено в рамках фестиваля. Среди них много ярких, интересных произведений. Я бы даже сказала, звучащих – настолько в них чувствуется музыка…

Ольга Суркова

Светить – и никаких гвоздей…
3 июня в Смоленске состоится открытие арт-проекта «Встречи у Микешина»