Главный художник смоленской сцены

Фото: © пресс-служба Смоленского государственного академического​ драматического театра им. А. С. Грибоедова

Культура

Главный художник смоленской сцены

21 мая 2023 года в 12:20

Светлана Вилениновна Архипова – известный, авторитетный и востребованный специалист в театральном мире. В ее послужном списке около двухсот спектаклей, оформленных в театрах России и за рубежом.

Окончила факультет сценографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС) в 1997 г. – мастерская народного художника России С. М. Бархина.

С 1993 года Светлана Архипова работает в Смоленском государственном академическом драматическом театре, сначала как художник постановщик, а затем и главным художником. Таким образом, в этом году исполняется 30-летие творческой деятельности в смоленском театре, по-настоящему крепкое и плодотворное.

Не раз приходилось слышать от театральных знатоков, что если за дело взялась Архипова, то за сцену можно не волноваться. За такими отзывами стоит большой труд конкретного человека, способного представить, продумать и передать именно ту саму атмосферу спектакля, угадать настроение режиссера, удивить зрителей. Такой человек должен любить свое дело, генерировать опыт, узнавать и применять новое, словом, быть мастером. Успех любого спектакля – это, в том числе, и успех его художника. Награда – аплодисменты, овации, признание коллег. Светлане Вилениновне всего этого не занимать.

На смоленской сцене с ее именем связаны девяносто семь постановок. Светлана Архипова создает сценическое оформление как к спектаклям по классическим пьесам, так и по современным пьесам и сказкам для детей. И всякий раз оформление, созданное ею для спектаклей, яркое, красочное, легкое, воздушное. Ей, как главному художнику, подвластно и огромное пространство Большой сцены, и камерность Малой сцены, которые она использует с большим вкусом и изобретательностью.

Каждый театральный сезон ставит новые творческие задачи и приносит признание, в том числе от участия в различных театральных выставках и фестивалях. С 1995 года Светлана Вилениновна неизменный участник столичных и зарубежных выставок. Ее работы экспонировались в Праге на «Пражском квадриенале – 99», в Бейруте на персональной выставке, в Москве в Музее современного искусства и в Малом манеже, в ГТТМ им. А. А. Бахрушина и в Музее А. С Пушкина. В 2014 году спектакль «Васса» М. Горького Московского драматического «Ведогонь-театра» стал лауреатом Российской Национальной Премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма», а Светлана Архипова была номинирована на Премию «За лучшую работу художника».

Фото: © пресс-служба Смоленского государственного академического​ драматического театра им. А. С. Грибоедова

Спектакли художника Архиповой трижды становились лауреатами Международного театрального форума «Золотой Витязь»: в 2013 г. – «Царевич» Ф. Легара Красноярского музыкального театра, в 2014 году «Васса» М. Горького Московского драматического «Ведогонь-театра», в 2022 году – «Синяя птица» Красноярского театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.

Фото: © пресс-служба Смоленского государственного академического​ драматического театра им. А. С. Грибоедова

В 2022 году Светлана Архипова в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (спектакль «Последняя жертва» Новочеркасского музыкально-драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской) стала обладателем диплома V Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», в 2023 году спектакль «Последняя жертва» отмечен в номинации «За оригинальную постановку классической пьесы» на XVI Международном фестивале имени Николая Рыбакова.

Фото: © пресс-служба Смоленского государственного академического​ драматического театра им. А. С. Грибоедова

Светлану называют талантливым театральным художником, умеющим освоить любое сценическое пространство. Декорационное решение оформленных ею спектаклей конструктивно, функционально и способствует наиболее точному воплощению художественного замысла и запросам режиссёра. Сценографический язык Архиповой порой отличается лаконичностью, но и тогда визуальный мир спектакля несёт большую семантическую нагрузку, показывая умение художника минимальными средствами достичь большой образной выразительности.

Фото: © пресс-служба Смоленского государственного академического​ драматического театра им. А. С. Грибоедова

Параллельно с работой на смоленской сцене Светлана Вилениновна создает оформление и для спектаклей других театров, которые идут в Москве, в Краснодаре и Красноярске, в Государственном русском драматическом театре Удмуртии и в Новочеркасском музыкально-драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской. При этом, известные театральные критики писали об этих спектаклях как о событии общероссийской театральной жизни.

Алексей Курцев

Мелодия для четырёх саксофонов
Смоленская АЭС: в Десногорске прошел грандиозный финал Фестиваля «U-235. Новые песни»