Чапай в квадрате
Растрёпанная и задорная Анна Петровна. Истеричная Светлана, «наша Сара Бернар». Нервный Саша, одетый «как покойник». Своенравная Лиляка, которая «хочет и будет». Четыре героя заставляют зал то держаться за животы от смеха, то смахивать слёзы. Студия «Театральный квадрат» представила на суд публики спектакль «Нюра Чапай» по пьесе Николая Коляды.Фабула: дети, грезящие о наследстве, приезжают хоронить бабушку. Но та, оказывается, жива и, похоже, спятила: ездит на роликах, на последние деньги купила мобильник и празднует Новый год летом. Бывшая профсоюзная активистка по прозвищу Нюра Чапай обманула родственников. Бабушка вовсе не при смерти. Наоборот, только сейчас она и начала жить. По-настоящему.
Стоп. Не хочется раскрывать все карты. Отметим лишь, что исполнительницей заглавной роли стала сама режиссёр спектакля Ирина КАЧАЛОВА. О своей работе Ирина Петровна рассказала «Смоленской газете».
– Ирина Петровна, есть ли у вас с Нюрой Чапай что-нибудь общее?
– Во всех моих постановках есть нечто мне близкое. В этот раз ради образа Анны Петровны я вернулась на сцену, на которую не выходила больше двадцати лет. В моей героине меня привлекает то, что женщина играет свою роль до конца, хотя и знает, что родным от неё нужны только деньги.
– Трудно было работать над постановкой?
– Главная сложность заключалась в том, что режиссёр одновременно являлся и актёром. Вернее, актрисой. Так что в моменты, когда я могла побыть только постановщиком, прямо-таки счастье испытывала: наконец-то я на своём месте! Когда ты режиссёр, всё в твоих руках: всё видишь, понимаешь и контролируешь. А когда выходишь на сцену, нужно заниматься своим персонажем. Надо сказать, ребята сильно уставали. Когда я начинала одновременно режиссировать и играть – проще говоря, включала голову, –рассыпалась моя роль. Когда полностью отдавалась игре, разваливалось всё остальное. Больше всего боялась подвести моих учеников. До самой премьеры не знали, получилось ли у нас цельное произведение. Но первые отклики зрителей очень радуют!
– В чём особенность спектакля?
– Для нас это весьма смелый эксперимент. В нашем театре ещё ни разу не было современных постановок такого плана. Взять хотя бы язык произведения (мы его почти полностью сохранили) – это же сплошной сленг, жаргонные словечки! Автор, Николай Коляда, строит текст на постоянно повторяющихся фразах, в них очень легко запутаться. Некоторые слова мне попросту было сложно произнести, слишком уж они… эмоциональные. Ребята даже смеялись надо мной из-за этого. Другой момент – почти полное отсутствие логических связей, некоторая сумбурность, она отражается и в поведении героев.
Кроме того, спектакль эмоционально насыщен: здесь тесно переплетаются и комедия, и трагедия. Зрители наблюдают игру в игре: Анна Петровна веселится, но в душе у неё горечь и разочарование. Она провоцирует родственников высказать вслух то, что они думают на самом деле. Происходящее на сцене – это смех сквозь слёзы.
– Какова главная мысль пьесы?
– Прежде всего это яркое напоминание о том, что в наш сумасшедший век нельзя забывать о самых близких. Ведь им мы зачастую дарим меньше всего заботы, воспринимая их любовь как должное. Вспоминаем изредка, звоним по праздникам… Так не должно быть. Другая важная идея: никогда не поздно начать всё сначала, как это сделала главная героиня. Пусть осталось совсем немного времени. Кто знает, может, это будут лучшие моменты. С помощью «Нюры Чапай» мы старались достучаться до зрителя. Чтобы за всей занятостью и суетой люди не забывали: в жизни должно быть что-то настоящее.