Алексино: от расцвета до заката
До 1774 года усадьба Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии принадлежала помещику Салтыкову. Новым её владельцем стал человек во многом необычный.Это был Иван Барышников – внезапно разбогатевший вяземский купец, пользовавшийся покровительством графа Ивана Орлова, старшего из пятерых знаменитых братьев Орловых.
История с селёдками
О внезапном «скоробогачестве» Ивана Барышникова ходили тёмные слухи. Необходимые связи и стартовый капитал он приобрёл при Елизавете Петровне в Семилетнюю войну с Пруссией в 1756–1763 годах. В то время он был маркитантом и занимался поставками провианта в армию под началом генерал-фельдмаршала Степана Апраксина. «Какой-то задрипа мещанишка из Вязьмы, он в Семилетнюю войну втёрся к главнокомандующему графу Апраксину в доверенные, – писал в своём историческом романе-эпопее «Емельян Пугачёв» русско-советский писатель Вячеслав ШИШКОВ. – Как говорили злые языки, Апраксин получил взяточку от Фридриха II и велел Барышникову доставить в Питер несколько бочонков якобы с селёдками, а на дне каждого бочонка было спрятано золото. Тароватый Барышников об этом пронюхал и, как прибыл из Пруссии в Питер, передал графине Апраксиной одни селёдки, а золото же притаил. С того и в люди вышел».
Почему же обман не открылся? Случайность, счастливая для Барышникова. В 1757 году Апраксина обвинили в измене и арестовали. Генерал-фельдмаршал внезапно умер, находясь под следствием.
Покупка родового имения
Так или иначе, но вскоре после окончания Семилетней войны Иван Барышников стал одним из богатейших петербургских купцов и оказался вхож в самые высокие кабинеты. В 1774 году на имя своего покровителя графа Ивана Григорьевича Орлова (купцы, как сословие «неблагородное», иметь в ту пору поместья и крестьян не могли) Барышников приобрёл смоленское имение Алексино. В 1782 году он был пожалован Екатериной II в потомственное дворянство, и с этих пор Алексино уже законно стало его родовым имением.
Обустройство усадьбы началось сразу после покупки. При этом Барышниковы, не поскупившись, пригласили для создания усадебного ансамбля лучших архитекторов того времени – Матвея Казакова и Доминико Жилярди.
Смоленский Мюнхгаузен
Сын Барышникова Иван Иванович получил в наследство от папеньки каменный дом в Петербурге, более 500 тысяч рублей, около 5 тысяч крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу. Оставшуюся часть жизни Барышников провёл в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом. В последнем Иван Иванович даже хотел создать город: был построен большой усадебный дом и мавзолей-усыпальница Барышниковых по проекту Матвея Казакова. Но город в Николо-Погорелом «открыт не был», да и остальные памятники утрачены во время Великой Отечественной войны. От грандиозных затей Ивана Ивановича осталось лишь Алексино.
Художественное собрание
Барышниковы были известными на всю Россию коллекционерами. Из своих путешествий они привозили полотна российских и зарубежных живописцев. Основоположником будущей знаменитой коллекции стал Иван Иванович Барышников. Его внук Сергей Андреевич также не был чужд искусству и в 1860-х годах открыл своё ателье – художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича, Мария и Христина, продолжили собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность отца. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине. Изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912–1913 годах. После революции жизнь в Алексине сильно изменилась, сестры пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. И в 1919 году в целях сохранения были вывезены в Москву полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Тропинина и Брюллова. В 1920-е годы сестры Барышниковы передали в Москву еще более 20 картин русских и западноевропейских художников. А в 1927 году ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив.
Учитель Пришвин
В начале 1920-х годов в Алексине был устроен музей помещичьего быта, и обстановка усадебного дома, мебель, посуда, роскошно оформленные интерьеры, архив Барышниковых ещё какое-то время сохранялись. В ту пору в Алексине работал Михаил Пришвин. В начале лета 1920 года он с семьёй приехал сюда из Москвы, спасаясь от голода. Писатель поступил работать учителем в школу, помещавшуюся в зданиях усадьбы. В своём дневнике 28 февраля 1921 года он оставляет запись, которая свидетельствует о тяготах и лишениях того времени: «Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженях от школы, а за полверсты – леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Вина отчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперь даются только голые стены школы и ученики, остальное всё он должен добывать сам. И всё жалованье 15 фунтов овсянки в месяц».
В главном доме был музей, и Пришвин по совместительству работал его заведующим.
«Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры, – писал он в своем дневнике. – Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живёт детская колония и устраивается школа второй ступени». Считается, что материалы этого периода жизни писателя легли в основу повести «Мирская чаша».
Алексинские скакуны
Конный завод Барышниковых 22 мая 1922 года был преобразован в Государственный конный завод № 16 (позже ему присвоено имя С. Будённого). Национализированные на Московском ипподроме и в частных хозяйствах лошади чистокровной верховой породы и орловско-американские помеси переведены в Алексино. В их числе были два жеребца завода Ельчинского – Барон-дель-Рей и Трепет. Трепет в дальнейшем стал основателем собственной линии в русской рысистой породе: был выведен уникальный тип рысака, который называют «смоленский».
Основным направлением конезаводства в Алексине было выбрано разведение орловско-американских помесей. 25 августа 1929 года скакуны Петушок и Трепач побивают дореволюционный рекорд, установленный в 1910 году. Оба жеребца выступали под управлением наездника Ситникова и показали свою резвость на дистанции в 1600 метров. Кстати, резвость, показанная Петушком, являлась в то время ещё и европейским рекордом.
По количеству побед в Большом всесоюзном дерби (шесть побед, последняя в 1978 году) Смоленский конезавод занимает первое место в России, поделив его только с Лавровским и Еланским заводами.