Чудесные куклы Татьяны Колодяжной

Фото: © КВЦ имени Тенишевых

Культура

Чудесные куклы Татьяны Колодяжной

1 января 2023 года в 16:01

В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка смоленского художника Татьяны КОЛОДЯЖНОЙ «Время волшебства». Её экспозиция действительно погружает зрителя в атмосферу сказки. Где чем дальше, тем всё «чудесатее». Где волшебные феи исполняют желания. И где каждая история заканчивается непременно хорошо…

Всё от туфелек до шляпки

– Идея этой выставки родилась год назад, – признаётся Татьяна Колодяжная. – Это было лето, но мне почему-то захотелось именно в преддверии новогодних праздников показать не только свою любимую акварель, но и художественную куклу. Ведь в этой теме в Смоленске работают не так много мастеров, и подобные выставки бывают очень редко.

– Татьяна, а почему эта тема так близка вам?

– Для меня художественная кукла – особая тема. В детстве родители всегда привозили мне необычных фарфоровых кукол, которых постепенно собралась целая коллекция. А потом я стала художником и в какой-то момент подумала, а почему бы мне не создать свою куклу.

Я купила швейную машинку и взялась за работу. Сшила свою первую текстильную куклу – она представлена здесь на выставке: большого роста и в белом платье. С неё, собственно, всё и началось, и теперь она как мой талисман: хранится у меня дома и всегда со мной на всех выставках.

А дальше пошли куклы из пластика, из полимерной глины – это всё профессиональные материалы для кукольного мастера.

На выставке есть витрина, где представлены персонажи сказки «Алиса в Cтране чудес». Там можно увидеть и Алису, и Мартовского зайца, и птицу Додо, которой сейчас не осталось в природе. Я пересмотрела много фотографий этой птицы, чтобы создать её форму. Вообще, художнику приходится много информации изучать дополнительно.

– Одежду куклам тоже сами шьёте?

– Да. Я полностью продумываю образ куклы, и это довольно длительный процесс. Вначале идёт поиск с созданием эскизов, потом деталировка, лепка образа, мимики. Дальше собираются детали, при необходимости шлифуются или запекаются – в зависимости от того, с каким материалом работаешь.

В конце придумываешь костюм. А когда уже и лицо расписано, кукла оживает.

– А имена куклам диктует их образ или это исключительно ваша фантазия?

– По-разному бывает. Порой я расписываю лицо и уже знаю, как назову эту куклу – имя само приходит. А иногда приходится подумать и даже спрашивать совета у друзей и родственников. И с их помощью понимаешь: да, это Амалия или Беатрис – людям почему-то приятнее слышать такие сложные имена…

На одном дыхании

– Татьяна, на открытии выставки вы сказали, что акварель – ваша любимая техника…

– Да, это удивительная техника. Она считается самой сложной из всех, поэтому не так много художников ею занимаются. Масло всегда можно переписать, а акварель пишется буквально на одном дыхании.

И художнику необходима особая медитативная собранность, чтобы начать работу. А до этого нужно продумать все приёмы, хотя многое становится понятно только в процессе, и в этом уникальность акварели. Она по-особому светоносна и легка, в отличие от масла, которое немного тяжеловесно.

– На выставке представлена необычно большая по формату акварель…

– Это самая большая акварель в Смоленске, которую я сделала специально для этой выставки.
Для меня это определённый этап в профессиональном плане, потому что на большой формат выйти довольно сложно: он требует больших знаний и полного владения темой. Тем более что тему я взяла историческую – усадебной жизни нашей Смоленской губернии.

– Здесь целая серия работ на эту тему…

– Да. И мне хотелось, чтобы человек, глядя на эти работы, смог представить детально даже пейзаж того времени. Это, конечно, моя авторская интерпретация, но я постаралась максимально передать атмосферу той эпохи.

Там есть панорамная картина усадьбы Тенишевых. Я поднимала архивные фотографии, чтобы увидеть княгиню Марию Клавдиевну и её мужа и постараться портретно отразить их черты. В этой работе я воссоздаю и облик самой усадьбы с деревянным господским домом с роскошной верандой, который до наших дней, к сожалению, не сохранился…

Смоленск зимой

– Ещё я заметила, что на выставке много зимних пейзажей Смоленска. Это продиктовано темой или вам нравится зима?

– Мне кажется, что зимой Смоленск особенно хорош. На передний план выходит красота архитектуры, от которой уже ничто не отвлекает внимания. Летом много зелени, и мы что-то можем не увидеть. А зимой эта зелёная пелена спадает, и город открывается в своём особом колорите.

– Мне очень понравилась работа «Между прошлым и настоящим» – она какая-то загадочно-философская получилась…

– …С восходящей луной и чередой машин. Она написана в своей гамме. Так бывает, когда художник не передаёт те цвета, которые можно увидеть в действительности, а создаёт свой образ места.

– Вам нравится писать Смоленск?

– Да. Смоленск – мой любимый город, с богатой историей, интересной архитектурой, удивительными и талантливыми людьми. Я стараюсь показывать его таким, чтобы зритель мог открыть для себя какие-то места и улочки, куда, возможно, никогда раньше не заглядывал. Или чего-то не заметил, проходя мимо.

А бывает, что ко мне подходят люди и говорят: «Это же моя любимая улочка – такая особенная, которая в душу западает»…

Выставка «Время волшебства» будет работать до 22 января 2023 года.

Личное мнение

Сергей БОГОМОЛОВ, председатель Смоленского отделения Союза художников России:

– Название «Время волшебства» очень точное, ведь впереди такие праздники, когда принято загадывать желания, которые должны исполняться. И сама выставка – тоже одно из таких когда-то загаданных желаний. Чувствуется, что автор к ней очень долго шла, давно готовилась.

Экспозиция великолепная, и всё в ней, до мельчайших деталей, сделано руками Татьяны. Как призналась она сама, кроме самолёта, который держит в руках кукла-мальчик. И качество исполнения любой из работ – на очень высоком уровне.

Алёна ДРОЗДОВА, художник:

– Татьяна – очень многоплановый художник, работает в разных техниках. И это не может не восхищать. Здесь мои любимые акварели – тонкие, нежные и лирические. А вот пастель, акрил – совершенно другие техники. И, конечно, волшебные куклы, не имеющие аналогов. Их хочется детально рассматривать, любоваться, придумывать какие-то истории…

Ольга ВАГУРИНА, художник:

– В акварельных работах Татьяны представлены разные времена года, но особенно много зимы, и она такая необычная. Вообще, в акварели трудно передать зиму, если ты пишешь на природе: краска сворачивается, покрывается какими-то морозными узорами. А здесь полное ощущение, что ты смотришь на город из окна и можешь любоваться им бесконечно.

Очень красивая выставка, очень лиричная. Куклы просто замечательные: такие разные, интересные, творческие. Каждая деталька с такой любовью сделана, и так всё дизайнерски подобрано…

Юлия ГРИШЕЧКИНА, директор КВЦ имени Тенишевых:

– Вот уж действительно время волшебства! Заходишь в такое небольшое уютное пространство и погружаешься в абсолютно особую атмосферу: мир удивительного искусства и новогоднего волшебства…

Ольга Суркова

В башне Маховой музея «Смоленская крепость» появился мультимедийный гид «Артефакт»
Листая новые страницы лоскутного альбома