7 ноября отмечался главный праздник Страны Советов.
Когда по телевизору шли фильмы героико-патриотической направленности, пафосные концерты в плюше и долгие программы «Время», где последовательно включались репортажи о праздновании Октября в столицах братских республик.
Когда в каждом крупном городе советские люди ходили на демонстрации.
В принципе, наши праздники такие, какие мы сами. Праздник – это проекция души народа, будь то свадьба или день независимости.
Это теперь мы видим, что в атеистической стране праздничные демонстрации подозрительно напоминали крестный ход, а тогда это казалось совершенно нормальным времяпровождением.
30 лет Великому Октябрю
7 ноября был особым праздником – с холодком, с гвоздикой в коченеющей руке. Большевики сделали революцию в промозглых, слякотных условиях. Поэтому с погодой демонстрантам, как правило, не везло. На демонстрацию собирались заранее, выстраивались в колонну – своего предприятия, вуза или школы. Многие получали в руки флаг или транспарант. Ждать приходилось довольно долго. Собственно, во многом из этого ожидания и неформального общения в колоннах и состоял праздник. Его кульминация – пройти вместе с коллегами перед главной трибуной с местными вождями и прокричать «Ура!», когда диктор называет твоё место работы (учёбы). Радость была совершенно искренней: вот мы!..
Потом пешком расходились по городу (транспорт через центр не ходил), садились к праздничным столам, и было замечательное ощущение, что всё дальнейшее ты честно заслужил. Вожди мудро придумали отмечать праздники с демонстрациями по два дня. Так что завтра – выходной…
Перестроечные шутники всё напирали на алкогольный аспект праздника: мол, выпивали из-под полы и шли к трибуне навеселе. Может, и выпивали, чтобы согреться, может, и шли, только ведь сейчас выпить во дворе и прогуляться по городу ни с каким Октябрём не ассоциируется… Праздник заключался в исполнении ритуала, в чувстве общности, сопричастности к чему-то большему и бесконечно более значимому, нежели четвертинка в кармане.
Общность, которая называлась «советский народ», формировалась в том числе такими праздниками.
Здесь и ниже - 50-летие Великого Октября
Был ли элемент «принудиловки» в таких демонстрациях? Конечно, был. А попробуйте собрать кого-то на добровольных началах!.. (Когда народ сам выходит на улицы, это заканчивается для нашей страны очень плохо.)
Возможно, это был не самый любимый праздник – всё ликование у нас традиционно выливалось в деидеологизированный Новый год, – но всё же, всё же… Были идеалы, с грустью приходится признать, были! Сейчас другой вектор жизни. Посмотрите на лица – мы были другими.
Фотографии предоставлены Смоленским государственным музеем-заповедником.