Вспомнить всех
В Доме художника открылась областная выставка «Вспоминая тех…». В её экспозиции представлены работы тех, чей творческий и жизненный путь уже завершился. И эти работы – не только след в искусстве, но и некие «узелки на память», позволяющие повернуть время вспять и хотя бы мысленно вернуться туда, где все ещё живы…
Из личных коллекций
Экспозиция заняла всё выставочное пространство Дома художника: залы на двух этажах и лестничный пролёт. 60 авторов, 177 произведений. Подавляющее большинство работ – живопись и графика, дополненные скульптурой, изделиями декоративно-прикладного творчества и материалами по истории искусства.
– Это вторая выставка работ ушедших из жизни художников, – поясняет заместитель председателя Смоленского отделения Союза художников России Владимир ПЕТЬКОВ. – Первую мы делали три года назад, но тогда были представлены только работы ветеранов Великой Отечественной. В этот раз мы решили поменять концепцию, и здесь вы видите произведения тех, кто многое сделал для развития смоленской художественной школы.
По признанию организаторов, формировать экспозицию было довольно сложно: большой временной промежуток, очень разные авторы, стили, темы и размеры работ. На то, чтобы найти верное решение, потребовалось несколько дней. И, что удивительно, его подсказали сами произведения, их энергетика. В итоге всё получилось замечательно.
Часть работ для выставки взяли из собрания Союза художников. Но многое предоставили родственники и друзья из своих личных коллекций. Предоставили, надо заметить, охотно, поскольку понимают, что произведения такого уровня необходимо демонстрировать.
– Художники не уходят из жизни бесследно, оставляя после себя культурное наследие, – говорит председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – А здесь работы таких мастеров, у которых наша молодёжь многому может научиться…
У них и учились. Нина Агеева, Владимир Ельчанинов, Валерий Ласкин когда-то первыми приехали в Смоленск, чтобы организовать здесь худграф. Альберт Сергеев, Валерий Олешковский, Вадим Пресняков, Валерий Ляшенко, Любовь Оборина воспитали не одно поколение художников…
Узелки на память
– Эта экспозиция даёт представление о том, что творилось в художественной жизни Смоленска на протяжении многих десятилетий, – считает Владимир РУЖО. – Причём такое объёмное представление: как жили художники, что делали, чувствовали, показывали… И очень радует, что здесь работы отца, Владимира Ружо, оказались в окружении творчества его ближайших коллег. Геннадий Алексеевич Мельков, Владимир Николаевич Соловьёв, Пётр Никифорович Ионов – их довольно много, и я практически каждого знал лично.
Личное знакомство с авторами многих зрителей делает эту выставку особенно трогательной. Отстранённо-беспристрастного взгляда уже не получается – ты вовлечён в процесс развязывания «узелков на память», и многие вещи вызывают очень личные воспоминания.
– Конечно, работы знакомых людей – это всегда воспоминания, – признаётся Алёна ДРОЗДОВА. – Даже на уровне каких-то бытовых вещей. Потому что этих людей я знаю с детства, выросла с ними. Папа Евгений Дмитриевич Дроздов, Нина Ипполитовна Агеева, Вадим Михайлович Пресняков, Владимир Васильевич Ельчанинов, Валерий Владимирович Олешковский, Виктор Александрович Осипов – я их всех помню и люблю. И очень благодарна за то, что они были в моей жизни. Я училась у них не только профессиональным приёмам и техникам, но и отношению к жизни, к людям, к своей работе…
– Здесь, среди этих работ, я снова чувствую себя ребёнком, – делится Александр АНАТОЛЬЕВ. – До сих пор помню свои детские впечатления от выставок в зале на Конёнкова. Помню, где висела картина Ласкина с изображением коровы ночью в одуванчиках. Помню, каким открытием были для меня работы смоленских живописцев. Они настолько впечатлили, что я и сам стал художником…
Музейный уровень
Практически все авторы, работы которых есть на этой выставке, представлены и в коллекции Смоленского музея-заповедника. Тоже факт, подтверждающий высокий уровень мастерства художников.
– Благодаря этой выставке мы можем видеть работы, которые хранятся в частных коллекциях, – неопубликованные, не вошедшие в каталоги и музейные фонды, – говорит заведующая Художественной галереей Смоленского музея-заповедника Дарья ИВАНОВА. – И очень ценно, что здесь представлены не только члены Союза художников, но и такие авторы, как Валерий Олешковский или Виктор Осипов, чьё мастерство не вызывает сомнения, хотя в творческий союз они по каким-то причинам не вступили. Заслуживает внимания и тот факт, что в экспозиции есть несколько работ Степана Сергеевича Новикова – одного из самых ярких смоленских художников, большинство монументальных произведений которого были уничтожены в последние годы.
Из монументальных работ Степана Новикова в Смоленске осталась только мозаика со сценой казни подпольщиков как часть мемориала «Скорбящая мать» в Реадовском парке. Но, к счастью, целы некоторые его эскизы, живопись и графические листы. Кое-что из этого как раз и можно увидеть на выставке.
– Выставка удивительная, – замечает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Для меня она – необыкновенное откровение, поскольку здесь представлены работы людей моего поколения. Особенное восхищение вызывает зал графики. Владимир Соловьёв, Вячеслав Смирнов, Вячеслав Марышев, Виталий Рыбаков – это были художники очень высокого уровня. Сюда надо обязательно приходить, смотреть и восхищаться. И радоваться, что это у нас было…
Безусловно, каждая из работ на этой выставке заслуживает пристального внимания. Потому что за каждой – имена и судьбы, ставшие уже историей. Историей формирования и развития смоленской художественной школы. Историей худграфа и регионального отделения Союза художников. Историей, которую не только хранят в музеях и изучают в вузах, но и помнят, поскольку для многих это очень личные воспоминания…
Справка «СГ»
Смоленское отделение Союза художников России было создано в 1939 году. Его первым председателем был избран Георгий Сколимовский. А через год состоялась первая выставка нового творческого объединения, в которой помимо местных участвовали и художники-земляки из Москвы. По воспоминаниям очевидцев, «смоляне посещали её охотно и с большим интересом».
Дальнейшие планы творческого союза нарушила Великая Отечественная война. В её героической летописи есть строки, написанные и смоленскими художниками. А в послевоенное время эта тема на долгие годы станет основной в произведениях многих фронтовиков.
Одной из наиболее значимых век на творческом пути Смоленского отделения Союза художников России стало создание худграфа в пединституте, для чего в 1960 году сюда были направлены новоиспечённые выпускники Московского педагогического института Владимир Ельчанинов, Нина Агеева и Валерий Ласкин. Столичных гостей встречали смоленские художники Анатолий и Константин Козиковы, Анатолий Терещенко и Александр Алимов.
Собственно, в 60-м году худграфа как такового ещё не было – только специальное отделение физмата. Самостоятельный художественно-графический факультет появляется в институте уже в 1963 году. К этому времени в Смоленск из Москвы и Санкт-Петербурга приехали Альберт Сергеев, Владимир Соловьёв, супруги Преображенские и Самарины, Людмила Ельчанинова, Вячеслав Смирнов, Виталий Петров, Степан Новиков…
Естественно, молодые художники-педагоги сыграли свою роль не только в преподавании изобразительного искусства, но и в культурной жизни Смоленщины вообще, и в жизни творческого союза в частности.
Ольга Суркова