Бал начинается в полдень
Десятый краеведческий литературно-художественный конкурс «Мир смоленских усадеб» завершился большим праздником в Смоленской областной филармонии. Ребята всех возрастов из районных социально-реабилитационных учреждений представили свои театрализованные миниатюры, а потом танцевали на настоящем балу…
Творчество на тему
Конкурс «Мир смоленских усадеб» проходит в нескольких номинациях: «декоративно-прикладное и художественное творчество», «литературное творчество» и «театрализованные миниатюры». Как и положено, в каждой из них определяют победителей и призёров. Но, как бы банально это ни звучало, проигравших здесь никогда не бывает. Каждый участник увозит с собой сувениры на память и ощущение праздника – эмоции, так необходимые, но, к сожалению, такие редкие в их непростой жизненной ситуации.
Атмосфера всеобщей радости и веселья встречала уже в фойе, где фольклорный ансамбль «Таусень» исполнял свои зажигательные номера. Народные песни и пляски – всё, как любил Михаил Иванович Глинка, устраивая гулянья в Новоспасском.
Здесь же можно было посмотреть работы участников конкурса в номинации «декоративно-прикладное и художественное творчество».
– Мне показалось, что работ было чуть меньше в сравнении с предыдущими годами, но они значительно лучше, – говорит член жюри, заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Они все качественные, оформленные, продуманные сюжетно и композиционно. Заметно, что и педагогам пришлось очень постараться, поскольку дети сложные, а работы выполнены на удивление профессионально – мы все это отметили. Считаю, что такое приобщение к творчеству просто необходимо. Даже тех, кто, возможно, никогда не создаст шедевр, но дети начинают даже мыслить по-другому и иначе воспринимать мир – и это замечательно.
В выборе материала, техник и выразительных средств детскую фантазию условия конкурса не ограничивали. Главное – творить в рамках темы, посвящённой истории смоленских усадеб. Панно, салфетки, шкатулки, рисунки, мозаика, интерьерные и обережные куклы, поделки из природных материалов… В названиях работ – имена Марии Клавдиевны Тенишевой, Николая Михайловича Пржевальского, Михаила Ивановича Глинки, Анастасии Васильевны Якушкиной, упоминание усадеб Повалишиных и Голицыных…
Сценки из жизни
Парадная лестница на второй этаж – и гости уже на театральном представлении, которые были в моде у обитателей дворянских усадеб Барышниковых, Шереметевых, Глинок. Собственно, сценки из жизни этих самых обитателей и представляли ребята в своих театрализованных миниатюрах.
Мини-рассказ о детстве Михаила Глинки, сценки из истории создания семьи Барышниковых и усадьбы Алексино, званый обед у зажиточного крестьянина, развлечения дворовых детей, встреча Владимира Николаевича Добровольского и его Киселёвских цыган, вечеринка в поместье и праздник сбора урожая…
– Ещё Станиславский советовал своим актёрам учиться мастерству игры у детей, – замечает член жюри, заслуженная артистка России Людмила ЛИСЮКОВА. – Именно дети с их непосредственностью умеют жить игрой, увлечённо включаясь в процесс и не думая, как это выглядит со стороны. Что и продемонстрировали сегодняшние участники конкурса. Глядя на их игру, членам жюри хотелось, тоже по Станиславскому, воскликнуть: «Верю!»
А пока жюри подводило итоги конкурса театрализованных миниатюр, ребят пригласили на самый настоящий бал в музыкальной гостиной филармонии – историческом здании бывшего дворянского собрания, где подобные мероприятия были традиционными.
Тур вальса предварял мастер-класс от студентов Смоленского института искусств, которые показали ребятам основные танцевальные па. А дальше музыка и… «Танцуют все!»
Неприличный танец
Интересно, что в одной из театрализованных миниатюр, показанных на конкурсе, была представлена история вальса, в которой было всё: ограничения по времени, всевозможные гонения и даже полный запрет.
Название танца происходит от немецкого слова «waizer», означающего «кружиться, вращаться». Что, собственно, и делают пары, исполняющие вальс. Его истоки прослеживаются как минимум в трёх национальных танцах: чешском фурианте, французской вольте и австрийском лендлере, которые танцевал народ в деревушках и сёлах на различных праздниках.
Считается, что одной из первых перенести народный танец в залы дворцов помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Однако большинство аристократов и церковных деятелей посчитали вальс неприличным и даже постыдным: как можно обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому долгое время этот танец на европейских балах был под запретом. Даже просвещённая императрица Екатерина Вторая не признавала его.
Полную свободу вальс обрёл только в 1888 году благодаря Вильгельму Второму, последнему германскому императору. С тех пор влюблённые могли уже без тени смущения наслаждаться любимым танцем, бесконечно кружась по великолепным залам. В том числе и в смоленских усадьбах российских дворян…
Сила искусства
– Когда мы задумывали этот замечательный конкурс, то даже представить не могли, что он проживёт так долго, – признаётся член жюри, советник-эксперт областного департамента по культуре Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – Но оказалось, что у детей из социально-реабилитационных центров столько талантов, столько сил и вдохновения, что остановиться просто невозможно. И вот мы подводим итоги уже десятого конкурса.
Конкурс «Мир смоленских усадеб» был учреждён с целью «возрождения отечественных традиций духовно-нравственного воспитания, культуры и творчества в воспитательно-образовательном пространстве региона». Его организаторами стали Смоленское областное краеведческое общество, региональное отделение Национальной родительской ассоциации и департамент по социальному развитию.
– Я помню первый конкурс в 2013 году, который мы провели на базе реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Вишенки», – говорит член жюри, директор издательства «Свиток» Ирина ФЛИМАНКОВА. – Всё было довольно скромно, из героев – только Михаил Иванович Глинка. Так что о продолжении мы тогда и не задумывались. Но спустя год сами участники из районов стали интересоваться, а будет ли конкурс. Получилось, что само событие повело нас за собой, подсказывая дальнейший путь своего развития.
Так мероприятие, задуманное как разовая акция, отметило свой десятилетний юбилей. За это время ребята из социально-реабилитационных центров танцевали на балах в КВЦ имени Тенишевых, КДЦ «Губернский», областной библиотеке, здании ЗАГСа (бывшем доме Энгельгардта) и других интересных местах.
– Последние два года из-за пандемии пришлось проводить конкурс онлайн, – продолжает Ирина Флиманкова. – Но на качестве работ это не отразилось: было очень много интересных находок. Вообще, хочется отметить, что с каждым разом жюри становится всё сложнее оценивать, поскольку уровень творческих работ становится всё выше. И, безусловно, радует, сколько интересного узнают сами дети об истории своей страны и края. В этом году ребята, можно сказать, открыли новое имя, не известное широкой публике, рассказав о жизни декабриста Ивана Якушкина, который родился в Вяземском уезде Смоленской губернии…
Ольга СУРКОВА