Времена года Вячеслава Королькова
Хорошая живопись – как музыка: в хитросплетениях мазков на полотне рождается не только сюжет, но и мелодия. Точно так же в гармонии звуков слышатся порой очень яркие образы. А «Времена года» – тема вообще универсальная и для художников, и для музыкантов, поскольку в этом случае творить приходится в соавторстве с самой природой…
Охота к перемене мест
Персональная выставка Вячеслава Королькова «Времена года», открывшаяся в КВЦ имени Тенишевых, посвящена юбилею автора. Однако вопреки традиции он не стал делать её ретроспективной – в экспозиции в основном представлены работы, написанные в последние пять лет.
– Идея сделать ретроспективу была, но я от неё отказался, – признаётся Вячеслав КОРОЛЬКОВ. – Мне хотелось показать работы, которые я считаю лучшими. А среди ранних я таких уже не нашёл. Даже здесь, на выставке, мне хорошо видна разница между тем, что написано пять лет назад, и тем, что совсем недавно.
Последние пять лет в творческой жизни художника – это время бесконечных пленэров и открытия новых мест. Поэтому на выставке так много пейзажей, где рядом с узнаваемыми смоленскими красотами – незнакомые улочки и достопримечательности совсем других городов.
– Я очень много езжу – практически каждый месяц, – продолжает Вячеслав Корольков. – За это свою профессию и люблю – за возможность путешествовать, это так интересно! Сейчас в России проходит много пленэров с хорошей организацией, и я стараюсь на них бывать. Пару месяцев назад приехал из Брянска – там был пленэр, посвящённый 350-летию Петра Первого. Тема довольно необычная, и художникам пришлось хорошо потрудиться, чтобы её раскрыть.
По словам самого автора, такое пристрастие к натурной живописи было у него не всегда – долгое время предпочитал работать в мастерской. А потом вдруг заново открыл для себя особую атмосферу пленэра – почти забытую со студенчества.
– Пленэры тоже своего рода школа, где мы учимся друг у друга. И это не зависит от званий и опыта. Кисть взял в руки – уже художник. И пишешь, потому что иначе просто не можешь.
С армянским колоритом
Вячеслав Корольков родился в Смоленске в 1952 году. Много рисовал с детства. Занимался в детской художественной школе. Потом окончил худграф Смоленского пединститута, куда поступал с желанием стать художником – не учителем.
А потом судьба забросила его в Армению. Как оказалось, надолго. И знакомство с творчеством местных художников, традициями армянской живописи сыграло свою роль в профессиональном становлении Вячеслава Королькова.
– То, что Корольков талантлив, было ясно ещё во время его учёбы в институте, – говорит заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Хотя тогда ещё не было понятно, каким он станет художником. И только по возвращении из Армении у него появилось много такого индивидуального, что мы называем почерком художника. Появилась узнаваемость. Изменился колорит, палитра стала более яркой, – и это пошло ему на пользу. И сейчас мы видим работы художника зрелого, интересного и очень разного.
– Армения пришлась как раз на время становления Вячеслава Королькова как художника, когда он впитывает, собирает, ищет свою тему, – дополняет председатель Смоленского отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – Он попал в такое яркое место в плане живописи и цвета, что это оказало на него сильное эмоциональное влияние. В его работах до сих пор читается этот сочный южный колорит. И даже отнюдь не новые сюжеты в его прочтении выглядят необычно.
В родной Смоленск Вячеслав Корольков вернулся в 1993 году уже членом творческого союза. С тех пор он постоянный участник практически всех коллективных выставок, организованных местным отделением Союза художников России.
В ярких красках
В экспозиции выставки «Времена года» – около сотни работ. В основном пейзажи и натюрморты. Но есть и сюжетная живопись, и картины с глубоким философским подтекстом.
– Я сам больше люблю пейзажи и натюрморты, – признаётся Вячеслав Корольков. – Природа вдохновляет меня своей красотой и изменчивостью. Одно и то же место можно писать несколько раз, потому что утром оно выглядит совсем иначе, чем вечером. Я частенько так и делаю. И на этой выставке можно увидеть работы, написанные в одном месте в разное время суток.
Художник не просто видит – он тонко чувствует любое состояние природы. И для каждого времени года – не только своя палитра, но и особый стиль. И если в сочности золотой осени или буйстве красок летних букетов можно уловить яркость восточного колорита, то тонкость полутонов морозной зимы и прозрачность ранней весны выполнены в традициях русской реалистической живописи.
Впрочем, «Времена года» Вячеслава Королькова – это не только о природе, но и о человеческой жизни, где за половодьем чувств и творческой зрелостью – пронзительное одиночество закатных дней. Хотя минорное настроение для этой экспозиции – редкое исключение.
– Я старюсь мрачные работы не показывать, особенно если в них нет технического новаторства, – говорит Вячеслав Корольков. – Я отобрал наиболее яркие, поднимающие настроение полотна. Хочу, чтобы люди уходили отсюда в хорошем настроении, с радостью в душе…
Выставка «Времена года» будет работать до 4 сентября. Вход свободный.
Личное мнение
Валерий ГРАЩЕНКОВ, заслуженный художник России:
– Хороших живописцев на Смоленщине довольно много. Но значительно меньше тех, у кого от рождения есть особый дар: своя палитра, цветовая гармония, чувство композиции, особенный колорит. А самое главное – умение создать такой живописный образ, который позволяет выделиться, быть заметным явлением.
Вячеслав Корольков – один из моих любимых художников. В его живописи чувствуется и армянская традиция, и французская, и местная – в русле академической школы. Это художник, который не замыкается в узких рамках, а позволяет себе показать нам тот мир, что он чувствует, во времени, в пространстве и в настроении.
Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, заслуженный художник России:
– Выставка получилась очень интересная. И заявленная в названии тема «Времена года» трактуется художником гораздо шире и глубже, чем просто состояние природы.
Здесь много пейзажей, где с удивительной точностью и в то же время необычно решён образ места. Узнаваем Переславль Залесский с его улочками, маленькими домишками, красными крышами и бесконечными церквами…
Александр ПАРФЁНОВ, скульптор:
– Я всё время удивляюсь его колоссальной работоспособности и лёгкости на подъём. Не успеет приехать с одного пленэра – сразу на другой.
Персональная выставка – определённый этап в жизни художника. Но Вячеслав, несмотря на солидность возраста, ещё не достиг предела творческих способностей – напротив, постоянно растёт, развивается.
И человек он замечательный: добрый, душевный. Что отражается в его работах – светлых, радостных, эмоциональных, глубоких…
Алёна ДРОЗДОВА, художник:
– Только персональная выставка даёт полное представление о том, чем живёт художник, – на коллективных это никогда не прочувствуешь.
Вячеслав Корольков тонко чувствует цвет, с одинаковой убедительностью используя армянскую яркость и неброский колорит нашего слякотного межсезонья. Он очень разный и в то же время всегда узнаваемый – своими лаконичными, без лишних деталей композициями…
Мария ПОТАПОВА, художник:
– Впечатления от выставки очень сильные. Казалось бы, «Времена года» – тема не новая и близкая любому художнику. Но здесь такая обширная география, что общая картина получается объёмной.
Мне было бы интересно поработать с Вячеславом Корольковым на пленэре. Посмотреть, какие краски использует художник, как достигает такого особенного колорита.
У него очень энергичная живопись, наделённая особым ритмом. Нельзя сказать, что она детализирована, тонко прописана, но у неё есть характер, скорость, лёгкость, и это завораживает. Увидеть, как художник этого добивается, было бы очень ценно…
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова