Десять дней незабываемых музыкальных встреч
Культура

Десять дней незабываемых музыкальных встреч

17 июня 2022 года в 14:01

64-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени Глинки стал историей. Однако впечатления от блестящих выступлений и тёплых встреч с артистами забудутся не скоро. И можно с уверенностью констатировать: в этом году музыкальная декада получилась невероятно интересной и богатой на сюрпризы…

Под бурные аплодисменты

Как и обещали организаторы, каждый день фестиваля стал действительно незабываемым.

– Большой музыкальный праздник состоялся, – считает директор Смоленской филармонии Янина КАЗЁННОВА. – Праздник, который подарил нам яркие впечатления и эмоции, радость долгожданных встреч и новых открытий. На мой взгляд, не было ни одного проходного концерта – все выступления вызывали бурю аплодисментов, всех артистов мы провожали стоя, вызывали на бис. У меня было ощущение, что за время фестиваля у нас побывал весь Смоленск. Каждый нашёл в программе что-то своё. Мне, безусловно, приятен такой интерес слушателей и то, как достойно и эмоционально они встретили наших гостей.

Кстати, душевность и интеллигентность смоленской публики отмечал практически каждый участник фестиваля. И как заметил в нашей беседе пианист фортепианного квартета Московского музыкального общества Tempus Novum Art Денис Чефанов, даже если в паузах между частями произведения раздавались аплодисменты, то это не от неподготовленности слушателей, а от их желания поделиться эмоциями.

– За время фестиваля было исполнено несколько мировых премьер, и мне особенно приятно, что это произошло именно в Смоленске, на сцене областной филармонии, – продолжает Янина Казённова. – Рада, что многие участники играли музыку Глинки. За эти дни мы прослушали такие невероятные интерпретации его произведений, но самым экзотическим получилось исполнение ноктюрна «Разлука» на органе и японской флейте сякухати – такого Смоленск не слышал никогда!

С русским колоритом

Высокий уровень выступлений был задан уже на открытии фестиваля, заглавным произведением которого стала вокальная поэма «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина. Она прозвучала в исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря КАЖДАНА и приглашённого солиста Большого театра Владимира БАЙКОВА. Но открывала фестиваль всё-таки музыка Михаила Глинки.

– Глинка и Свиридов – два гения нашей земли, чьи имена заключают в себе творчество всех великих композиторов, – заметил Владимир Байков. – Оба они обладали чуткой восприимчивостью к слову и создали гениальные вокальные произведения, без которых невозможно представить русскую культуру. Их объединяет поразительная способность создавать музыку необыкновенной высоты, используя минимум выразительных средств. В своём творчестве Свиридов развил и обогатил творческие традиции русских композиторов до космического уровня, что подтверждает его «Отчалившая Русь» – самый потрясающий вокальный цикл во всей истории нашей национальной музыки.

От себя добавлю, что не последнюю роль в силе воздействия этого произведения на публику сыграли и проникновенные стихи Сергея Есенина, и исполнительское мастерство солиста и музыкантов оркестра.

– В этом произведении много разных тонкостей, но маэстро Каждан сделал всё предельно точно и профессионально и в то же время эмоционально и с огромной любовью, – продолжает Владимир Байков. – Вообще я рад открывать знаменитый фестиваль имени Глинки в Смоленске. Тем более с таким произведением, которое сейчас звучит особенно актуально. Я считаю, что в нём хорошо прослеживается роль России в каком-то космическом масштабе, поскольку она многое в истории восприняла по-своему и более нравственно, чем все остальные.

– Я очень доволен, – признался Игорь Каждан. – По-моему, открытие получилось очень ярким и, надеюсь, запоминающимся. Лично я давно не помню, чтобы во время исполнения произведения получал такое невероятное удовольствие. А сегодня я чувствовал, как под моими руками звучит оркестр и всё воплощается в красках. Я просто стоял и радовался. Это класс – мы шли к этому все семь сезонов: к такому качеству звучания, такому концерту. И прекраснейший солист – просто бомба! Выступать с ним одно удовольствие. Я тоже пел.


В день рождения композитора

После пандемических ограничений вновь многолюдно было 1 июня у памятника Михаилу Ивановичу Глинке, где народ собрался на традиционное подношение композитору в честь дня его рождения.

– Я чрезвычайно счастлив, что в этот день я в очередной раз с вами и могу передать поздравления от всего коллектива Московской консерватории, – сказал в своём приветствии ректор Московской консерватории Александр СОКОЛОВ. – И 64-й фестиваль прошёл опять с нашим участием. Меня это радует, поскольку всегда бывает проявлена инициатива студенчества, а их наставники обязательно оказываются рядом. Поэтому многие годы мы считаем такую традицию общей. А сегодняшнее блестящее выступление оркестра имени Дубровского говорит о том, какой высокий уровень профессионализма хранится не только в Москве и Петербурге, но и во всех центрах русской культуры, в первых рядах которых находится Смоленск.

Фестивальная программа этого дня тоже была традиционно насыщенной. Помимо выступления у памятника – ещё два концерта. Днём – «Посвящение М.И. Глинке», подготовленное солистами филармонии. И вечером – два концерта Сергея Рахманинова в исполнении камерного оркестра Смоленской филармонии (дирижёр – Игорь Каждан) и московских пианистов Елены Дроздовой и Петра Аверина.

– Для нас большая честь участвовать в фестивале имени Глинки, – заметил Пётр АВЕРИН. – И очень приятно находиться здесь в день рождения великого русского композитора – в городе с такой богатой историей и великолепной архитектурой. Надеюсь, что русская музыка несмотря ни на что будет всегда занимать достойное место в сердцах людей. И не только в России, но и во всём мире.

К слову, музыка Глинки прозвучала 1 июня и в вечернем концерте.

– Я специально выучила романс Глинки к фестивалю, чтобы сыграть его на бис, – призналась Елена ДРОЗДОВА. – Мне показалось, что в день рождения композитора он будет особенно к месту.

И снова Глинка

В этом году Всероссийский фестиваль имени Глинки вновь расширил свои границы до международного формата. Благодаря участию двух кубинских артистов: Фиделя Алехандро (барабаны) и Карлоса Энрике (саксофон, труба) – в составе джаз-квартета Арка Овруцкого.

Примечательно и то, что специально подготовленные к фестивалю произведения Глинки звучали практически в каждой программе. Некоторые интерпретации стали действительно мировыми премьерами. Например, ноктюрн «Разлука» в исполнении фортепианного квартета Tempus Novum Art или дуэта органа (Хироку Иноуэ) и флейты сякухати (Павел Ио).

– В этой версии фортепианного квартета ноктюрн «Разлука» никогда нигде не звучал, – пояснила Наталия КАЛИНИЧЕВА (скрипка). – Это такой подарок Екатерины Волковской Смоленску, фестивалю и нам как исполнителям. Она написала это переложение по нашей просьбе и, судя по реакции зала, слушателям всё понравилось.

Впервые в исполнении четырёх саксофонов звучал и менуэт из фа-мажорного струнного квартета Михаила глинки в переложении Ильи Богомола из Российского квартета саксофонистов.

– Мы долго думали, что сыграть из Глинки, – рассказал Илья БОГОМОЛ. – Вначале хотели взять увертюру к опере «Руслан и Людмила», но ужимать оркестровую партитуру до квартета очень сложно. И я стал искать квартеты Глинки, и струнный квартет фа-мажор мне понравился. И партитуру менуэта для четырёх саксофонов написал очень быстро: в четыре утра проснулся, и к семи она была уже готова.

Кстати, своим дебютом на фестивале Российский квартет саксофонистов отметил своеобразный юбилей: это было пятое выступление коллектива в Смоленске, куда, по признанию музыкантов, они всегда приезжают с большим удовольствием.

Яркую точку в фестивальной декаде поставил Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» имени М.Н. Фирсова Владимирской областной филармонии. Программа «Русь Владимирская» стала наглядным подтверждением мысли Михаила Ивановича Глинки о том, что музыку создаёт народ, а композиторы только её аранжируют…

Впрочем, «Смоленская газета» на этом точку пока не ставит. Ещё за кадром остались тёплые беседы с участниками фестиваля, которые мы обязательно опубликуем позже.

Из приветственного адреса губернатора Алексея ОСТРОВСКОГО:

«Возникнув как музыкальный праздник, фестиваль и по сей день сохраняет этот опыт, став ежегодным событием для музыкантов и любителей классической музыки, поводом для паломничества на родину великого русского композитора. Проведение в Смоленске этого замечательного мероприятия стало доброй традицией и желанным праздником для многочисленных поклонников музыкального искусства.

Благодаря разнообразным концертным программам фестиваль за время своего существования стал широко известным и ожидаемым событием в нашем регионе. Программа фестиваля – это отражение времени, в котором мы с вами живём. В ней соединены служение высокому искусству, дружеское общение, дань памяти великому композитору и взгляд в будущее.

Смоляне и гости нашего города получают прекрасную возможность прикоснуться к шедеврам мировой классики и восхититься высочайшим мастерством исполнителей».

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Собирайся народ на большой хоровод
Как смолянам сходить в кино по Пушкинской карте