Место с особой энергетикой и волшебным магнетизмом
Культура

Место с особой энергетикой и волшебным магнетизмом

7 июня 2022 года в 17:50

Музей-усадьба Михаила Ивановича Глинки в Новоспасском – место особое. Казалось бы, сам воздух здесь наполнен музыкой. Усадебный дом, флигели, хозяйственные постройки, парк с вековыми дубами, пруды… Место, где ранним утром под пение соловья родился мальчик, сумевший гармонично вплести русские народные напевы в канву классической музыки. Композитор, чьё имя прославило не только этот клочок земли, но и всю огромную Россию…

Во имя любви

Музей Глинки в Новоспасском отсчитывает свою историю с 27 мая 1982 года, когда состоялось его торжественное открытие. Хотя его экспозиция относит нас гораздо дальше во времени, рассказывая о событиях, предшествовавших рождению гениального младенца.

Новоспасское принадлежало семье Глинок с конца XVIII века. Первым его владельцем был дед композитора – Николай Алексеевич, который в 1786 году построил здесь церковь.

Однако полностью преобразовал усадьбу, придав ей вид законченного архитектурно-ландшафтного ансамбля, уже его сын, Иван Николаевич. При нём были построены двухэтажный господский дом в 27 комнат, флигели и хозяйственные помещения. На месте леса был разбит пейзажный парк с каскадом прудов, цветниками и оранжереями, где выращивались диковинные для наших широт абрикосы, ананасы, лимоны и персики.

Молодой барин заведёт огромное хозяйство. Построит винокуренный, конный, кирпичный заводы, фетровую фабрику, сукноваляльню, мельницу на реке Десне, медоварню, пчельню… И всё это – во имя счастья и благополучия любимой жены, Евгении Андреевны. Чтобы она никогда не пожалела, что вышла замуж, ослушавшись опекуна.

Песни детства

Брак Евгении Андреевны и Ивана Николаевича окажется очень удачным. Они проживут в любви и согласии 32 года. У них родятся тринадцать детей, вторым из которых и будет Михаил.

Он появился на свет рано утром 20 мая (по новому стилю – 1 июня). И когда после первого крика новорождённого за окнами раздалась трель соловья, мать восприняла это как хороший знак: мальчик будет здоров и счастлив.

Излюбленным местом маленького Миши была девичья. Это комната для женской прислуги, где в ожидании распоряжений хозяйки крепостные занимались рукоделием: пряли, ткали, плели, вышивали. И за работой, конечно, пели. Именно эти песни и привлекали мальчика, для которого они же были и лучшим лекарством во время болезней. Стоило ребёнку занемочь, как бабушка распоряжалась, чтобы няня Авдотья Ивановна садилась у его кроватки и пела. «Может быть, эти песни, слышанные мной в ребячестве, и натолкнули меня на мысль разрабатывать русскую народную музыку», – напишет позже Михаил Иванович Глинка.

Кстати, отец поначалу противился тому, что сын увлекается музыкой. Иван Николаевич хотел видеть его дипломатом. Впрочем, со временем он уступил уговорам Михаила и смирился с неизбежным. Даже приобрёл для него инструмент, на котором Глинка играл на выпускном в пансионе, чем привёл в изумление своих первых слушателей.

Новоспасское Михаил Иванович покинул в тринадцать лет – уехал в Петербург учиться в благородном пансионе. С этого времени он бывает здесь только наездами. Но его всегда ждут, ему рады, и две его комнаты на втором этаже в любой момент готовы к возвращению своего хозяина. Именно здесь композитор работает над сценами опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Возрождение

«Золотой век» Новоспасского закончился после смерти композитора. Причём Михаил Иванович последние годы, словно предчувствуя недоброе, тревожился о судьбе родового гнезда. «Очень хотелось бы ещё при жизни устроить всё так, чтобы Новоспасское не попало в чужие руки», – поделился он с сестрой в одном из писем.

Однако чужих рук Новоспасскому избежать не удалось. В 1878 году усадьба будет продана подмосковному купцу Рыбакову, который разберёт главный дом вместе с флигелями и отправит в своё имение в Коломну. Уже там все деревянные постройки сгорят во время пожара.

Сестре Михаила Ивановича Людмиле Шестаковой и его племянникам удастся сохранить лишь некоторые вещи из дома Глинок. Позже они передадут их в Смоленский областной музей. До нашего времени сохранились лишь 74 мемориальных предмета, которые и составляют основу экспозиции музея-усадьбы в Новоспасском…

О возрождении родового гнезда основоположника русской классической музыки заговорили только после Великой Отечественной. В 1949 году усадьба была объявлена заповедной зоной. А в 1954 году на месте, где стоял дом, устанавливают памятный знак. Здесь разворачивают выставку, посвящённую Глинке, проводят экскурсии, устраивают концерты, где наряду с профессиональными коллективами выступают и самодеятельные.

Уже в 1969 году в Новоспасском начинаются исследовательские работы. Главным архитектором проекта становится Ярослав Янович, которому удалось восстановить господский дом практически в первозданном виде – по архивным материалам, воспоминаниям Людмилы Шестаковой, а также по рисункам и планам, составленным племянником композитора Александром Измайловым.

В 1975 году здесь начинаются широкомасштабные строительные работы. В них задействованы 27 субподрядных организаций. Усадьба восстанавливается в рекордно короткие сроки – всего за шесть лет…

Пополнение фонда

– Новоспасское на первый взгляд мало чем отличается от других сёл и деревень Смоленщины, – говорит заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки Татьяна ЧИБИСОВА. – Но на самом деле это место обладает особой энергетикой, каким-то волшебным магнетизмом. Мне посчастливилось быть знакомой с людьми, которые восстанавливали усадьбу, которые долгие годы были душой и хранителями этого места. И я очень рада, что музыка Глинки продолжает звучать не только в наших сердцах, потому что она объединяет.

Кстати, в последние годы Новоспасское стало местом притяжения для любителей творчества ещё одного талантливого композитора – Алексея Станчинского. Его имя, известное не столь широко, как имя Глинки, тоже связано с этими местами. Здесь он получил свои первые музыкальные впечатления. Здесь любил гулять и записывать ноты своих сочинений. Здесь же, у церкви в Новоспасском, он и похоронен вместе с родителями.

– Фонд музейных экспонатов Станчинских не такой большой по сравнению с другими коллекциями – всего лишь около трёхсот единиц хранения, – продолжает Татьяна Чибисова. – Есть несколько мемориальных вещей, но основная часть – фотографии. Отец Станчинских, Владимир Николаевич, был неплохим фотографом, часто делал снимки семьи.

Получать поздравления музей начал ещё до юбилейной даты. И первыми, кто приехал сюда с подарками, стали его давние друзья: советник-эксперт департамента по культуре администрации Смоленской области Надежда Деверилина, скульптор Людмила Ельчанинова, а также гости из Москвы: руководитель Общества имени Бориса Чайковского Игорь ПРОХОРОВ и пианист Ольга Соловьёва.

– Для нас это тоже своеобразный юбилей: пять лет назад мы с Ольгой впервые побывали в Новоспасском, – заметил Игорь Прохоров. – Нас привела сюда музыка Станчинского, и мы были рады окунуться в атмосферу, связанную с жизнью и творчеством великого Глинки. Самое сложное для мемориальных музеев – сохранить дух места. Здесь это есть, сюда хочется приезжать и слушать музыку…

Голоса России

Потом были многочисленные поздравительные телеграммы от знаменитых музыкантов и известных персон, а также музыкальные письма. В числе последних – отчётный концерт молодого дирижёра из Санкт-Петербурга, в котором сотрудники музея с удивлением узнали мальчика, впервые исполнившего музыку Глинки пятнадцать лет назад в Новоспасском…

Естественно, музыка звучала в усадьбе и в сам день рождения музея. И фольклорная, и академическая. Концертную программу «Голоса России» представили студенты и преподаватели двух ведущих музыкальных вузов страны – Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных.

– Эту программу мы формировали вместе, – пояснил проректор РАМ имени Гнесиных Святослав ГОЛУБЕНКО. – И каждый вуз старался показать самую выигрышную сторону. Поэтому мы включили в неё наши лучшие силы – фольклорный ансамбль и Максима Павлова, а консерватория – камерный хор и своих солистов.

– Концерт в Новоспасском стал для нас особенным, – призналась преподаватель РАМ имени Гнесиных Наталья МОРОЗОВА. – Было ощущение личного камерного праздника. Как будто попадаешь в гости в дом к хорошим знакомым. И это невероятное ощущение и для исполнителей, и для слушателей.

– Я счастлива наблюдать, как Новоспасское действует на тех, кто приезжает на родину Михаила Ивановича Глинки, – замечает Татьяна Чибисова. – Ведь почувствовать силу и энергетику этого места способен не каждый – только человек с возвышенной душой, тонкой чувствительной натурой. Музею исполнилось сорок лет, и мы смотрим в будущее с надеждой. Надеждой на то, что люди не забудут сюда дорогу и ещё долгие годы здесь будет звучать музыка, вдохновляя на творчество новые поколения…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

В Смоленске открылась выставка акварели Натальи Роот
Смоляне отметили день рождения великого Пушкина