Народная артистка России Людмила Сичкарёва отмечает юбилей
Она родилась в семье артистов оперетты в Алма-Ате. Театральное образование получила в студии при Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина, той самой, где в своё время учился Иннокентий Смоктуновский.А в 1964 молодую актрису пригласили в труппу Смоленского государственного драматического театра. Так что ей довелось застать и расцвет Смоленского театра при заслуженном деятеле искусств РСФСР Александре Михайлове и печально знаменитый «разгром» 1968 года, и безвременье, и прочие исторические периоды его жизни.
Многие актёры едут вслед за своим режиссёром. Или переходят в другой театр. А Людмила Сичкарёва не уехала. Как-то я её спросила, почему. Ответ был неожиданный. «Актёры всегда ждут и ищут чего-то нового: новой пьесы, нового режиссёра. А в нашем театре режиссёры меняются часто, так что зачем уезжать?» - то ли в шутку, то ли всерьёз сказала она.
Диапазон Сичкарёвой-актрисы широк. Ей приходилось играть как комедийные, порой откровенно фарсовые, так и исполненные тончайшего психологизма роли. За главную роль в спектакле конца 80-х годов «Арестуй меня, потом я тебя...» по пьесе В. Котенко актриса была представлена к званию «заслуженный артист РСФСР». Было это в 1990 году. Я не была поклонницей этого спектакля. Он был вызывающе гротескный, хотя, безусловно, яркий. И выбор Сичкарёвой на роль главной героини – бабы Фени – был несомненной удачей.
Мне нравились другие её работы тех лет. Одна из них Серафима в блистательном, не побоюсь этого слова, спектакле «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. А в трагикомедии «Девки, в круг!» по пьесе смоленского драматурга Нины Семеновой Сичкарёва играла одну из старух – Антипьевну (действие происходит в доме престарелых). Спектакль был показан в Москве в театре Дружбы народов (ныне Театр Наций). В то время лучшие спектакли провинциальных театров приглашались для показа на столичной сцене. «Девки, в круг!» смотрела ведущий театральный критик Москвы Марианна Строева. И надо сказать, при довольно сдержанном отзыве о спектакле в целом она высоко оценила работу Людмилы Сичкаревой. Что, конечно, неудивительно. Внешнюю экстравагантность рисунка роли Сичкарёва подкрепляет психологической продуманностью. И потом ей всегда удаётся находить точные жизненные штрихи, мастерски обыгрывать детали. Думаю, многие помнят совсем недавно закрытый спектакль «Аккомпаниатор» по пьесе Александра Галина. Сичкарёва играла там бывшую железнодорожницу Сверчкову. Характер получился настолько узнаваемый, что, несмотря на всю серьёзность поднимаемых спектаклем проблем, чуть ли не каждое слово актрисы сопровождалось взрывом смеха.
Звания «народный артист России» Людмила Сичкарёва была удостоена в 2007 году. Кроме упомянутой уже Сверчковой из «Аккомпаниатора» в её репертуарном списке в то время было около десяти ярких работ. Назову лишь несколько: Софья Ивановна в комедии «Пока она умирала», Попадья в «Простом средстве», Хлёстова в «Горе от ума». Но даже если бы ничего этого и не было, звание актрисе следовало бы присудить за то, что она уже почти полвека выходит на сцену Смоленского драматического театра. Её имя знают даже те, кто ходит в театр только на открытие и закрытие сезона или на юбилей театра.
Одна из последних ролей Людмилы Сичкарёвой – Мавра Тарасовна в спектакле Виталия Барковского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Этот спектакль актриса выбрала для своего бенефиса, который состоится 5 октября.
С днём рождения, Людмила Александровна!