Оптимизм белоруса Сергея Гирутя
Зима – вовсе не время больших каникул для сельхозпроизводителей. Именно сейчас принимаются принципиальные решения о том, как жить дальше. За два года работы на Смоленской земле белорусский предприниматель Сергей ГИРУТЬ стал не только одним из лучших картофелеводов, но и добился самой высокой в области урожайности по рапсу. Сегодня вопрос встал ребром: развиваться дальше или уходить?Опыта для открытия своего дела у Сергея Гирутя было достаточно – в Белоруссии работал юрисконсультом в хозяйстве, потом заместителем председателя колхоза. Мысль о российских просторах зрела давно. И прежде чем её воплотить, Сергей Мечиславович создал своё предприятие, направился в Москву осваивать рынок сбыта.
- В конце 2006 года я приехал на Смоленщину вместе со своими сподвижниками, людьми, которые заражены идеей работать в сельском хозяйстве. В нашем небольшом коллективе есть и механизатор, и агроном (кстати, доктор наук). Выбор на Смоленщину пал не случайно, ведь Москва рядом, здесь же и трасса проходит, очень удобно для сбыта.
Регистрируя ООО, Сергей Мечиславович не учёл, что с этой формой собственности кредит придётся ждать. Но главный подводный камень таился в земельном вопросе. Так устроена нынешняя Россия-матушка, что земли в ней пустующей хоть отбавляй, но вся она чья-то, и не всегда понятно, чья. Поэтому самой большой проблемой оказалась аренда. Один год распахали целину в одном месте, другой – в следующем. А ведь землю непросто распахать и засеять: чтобы получить хороший урожай, надо вложиться.
- Картофель – такая культура, которая любит, чтобы с осени земля была подготовлена. Зябь должна быть поднята и перевёрнута, сорняки уничтожены. В любой земле, которую не возделывали больше десять лет, сорняков на тысячу лет хватит. Не будешь бороться с сорняками, туда уйдут все питательные вещества. Так у нас в первый год и получилось, урожай был очень низким. Но нас это не испугало.
Наш разговор невольно поворачивается в сторону Белоруссии, где сельское хозяйство под чутким присмотром государства. Там принципиально другой подход к сельскому хозяйству. Село удалось не только сохранить, но и вывести на другой уровень – практически европейский.
- Хотя в советское время и считалось, что Белоруссия является сборочным конвейером Советского Союза, она всегда была аграрной республикой в первую очередь. Сельское хозяйство дотируется фактически во всём мире. Белоруссия не исключение. Минеральные удобрения, средства защиты растений даются целенаправленно. Во время посевной и уборки выделяются ГСМ. Семенным фондом также обеспечивает государство. Ещё одна составляющая успеха – поддержка социальной инфраструктуры сёл. Не надо думать, что в Белоруссии люди другие живут, что там мало желающих выпить. Важно, чтобы и в сельской местности были хорошие социально-бытовые условия.
Казалось бы, как всё просто, никаких особых секретов. Но зная, с какими проблемами новоиспечённый сельский предприниматель столкнулся на Смоленщине, хочется задать только один вопрос: откуда оптимизм и надолго ли его хватит? Сергей Гируть даже в ситуации, когда российское село продолжает передвигаться на коленях, находит какие-то положительные моменты. К примеру, что технику можно взять в кредит без залога. Кадры, считает он, можно вернуть с московских заработков. А поле для деятельности – вот оно, пожалуйста, это не юг России, где борются за земли. Сергей Мечиславович вполне искренне считает, что сельское хозяйство России будет развиваться, это только начало.
Самое время сказать, что разговор наш происходит в кабинете начальника управления по сельскому хозяйству Ярцевского района Валерия Ярошевича. Ведь все два года активной деятельности Сергея Гирутя на Ярцевской земле ему активно пытались помочь местные власти. Что же может сделать сегодня чиновник для человека, приехавшего с предложением возродить сельское хозяйство? Прямо скажем, немногое. Потому как сельское хозяйство в лихие 90-е перевели на рыночные отношения. Муниципальная власть оказалась без самого важного – без земли. Впрочем, вот что думает по этому поводу руководитель районного управления:
- Земельные отношения в России как были не урегулированы, так и остались в зачаточном состоянии. В 92-94-х годах землю раздали якобы будущим собственникам, но наши пайщики до сих пор так и не стали собственниками. Межевать свои паи люди стали год-полтора назад, а многие давно покинули село. Сергей Мечиславович говорит о том, что каждый год ему приходится начинать на новом месте, потому что своей земли ни у кого нет. А ведь это основа всего. В таком же положении находятся и сельхозпредприятия, которые работают на чьей-то земле. Мы ждём, что в 2010 году выйдет новый закон или серьёзные дополнения к старому, регулирующему оборот земель сельхозназначения. Если за 16 лет землю никто не отмежевал, её надо закрепить за государством. У нас столько невостребованных земель! Вот приехал Гируть, хочет работать, мы должны ему дать эту возможность.
Мы так много говорим о том, что люди уехали из деревень и кормить городских уже некому, не видя главной проблемы. Работать стало не на чем. А ведь желающие пахать и сеять есть. Сельское хозяйство при грамотном подходе не может быть нерентабельным. Тем более что банковская система позволяет сегодня развивать сельский бизнес. Сергей Гируть, начавший на Смоленщине с чистого листа, а точнее сказать, с чистого поля, достиг многого. Но когда наступает искусственно созданный предел в развитии, начинаешь задумываться: а стоит ли дальше тратить силы?
В условиях, когда сельхозпред¬приятия в районе можно пересчитать по пальцам, каждое становится на вес золота. Обсудив с Гирутём все перспективы бизнеса, начальник сельхозуправления В.В. Ярошевич направился к руководителю Смоленского отделения "Россельхозбанка" И.В. Кучеру с предложением изменить систему кредитования предприятия "ЯрцевоАгроПродукт". До сего момента в рамках существующих правил банк финансирует предпринимателя краткосрочными кредитами, загнавшими его в угол. Оборачиваемости средств из-за маленького срока кредита нет, есть только накапливающиеся долги. А ведь сельское хозяйство – это капиталоёмкая отрасль. Чтобы вырастить корову, нужно по меньшей мере два года. Чтобы получить хорошую отдачу от рапса, нужен как минимум год. Полугодовые кредиты проблем не решают, скорее, загоняют в тупик. Сергей Гируть уверен, что за два года работы смог бы продемонстрировать крепкое хозяйство, если его не отвлекать на постоянное погашение долгов. При серьёзных инвестициях сельское хозяйство будет развиваться и в России. Судя по планам белорусского предпринимателя, он очень надеется, что время перемен настало и в нашей стране:
- В этом году мы подготовили 270 гектаров озимого рапса. Планируем заниматься гречихой на площади 200-250 гектаров, это тоже очень рентабельная культура. 40 гектаров земли подготовлено под посадку картофеля. 5-7 гектаров выделяем под морковь и свёклу, эти овощи мы будем выращивать первый год, на предприятии появились специалисты. Помимо этого надо сказать, что земля простаивать не будет, после уборки рапса и гречихи на эту площадь высеем озимую рожь, весьма востребованную культуру для пищевой промышленности. Это реальные планы. Через пару лет хотелось бы заняться откормом крупного рогатого скота на мясо. Если всё пойдет, как задумано, надо заняться и овцеводством. Кадры у нас есть. И я действительно вижу, как воплотить всё намеченное.
Такой оптимизм в голосе у местных сельхозпроизводителей услышишь крайне редко. Многие уже обожглись на кредитах, а у кого-то в сознании так и сохранилось советское ожидание, что придёт весна и государство поможет посадить, потом убрать. Но мы не в Белоруссии, где основной упор идёт на развитие аграрного комплекса.
Наше убогое село сегодня на распутье. Выжидательная позиция сродни медленной смерти. А рисковать всё-таки есть из-за чего, сельское хозяйство трудозатратное и капиталоёмкое, но оно же и гарантированно окупаемое. Одна Москва в месяц съедает 120 тысяч тонн картофеля. Сможем ли мы накормить полмира? А почему бы и нет? Земля уже заждалась своих хозяев.
- Когда к нам приходят те, кто ещё верит в перспективу села, мы, чиновники, должны поддержать их, а значит, дать им возможность работать на земле, - заключает наш разговор Валерий Ярошевич. - У нас в Ярцевском районе 55 тысяч гектаров земель сельхозназначения, реально из них используется 30. Из 32 тысяч гектаров пашни реально используется 10. И при всём большом желании дать землю в работу мы не имеем на это законных оснований. Хочется верить, что ситуация изменится.
А пока таких энтузиастов, как Сергей Гируть, надо суметь удержать на земле. Как ни хороши заморские продукты, а свои, славянские, всегда вкуснее.