Помощники аграриев

Фото: © филиал Россельхозцентра по Смоленской области

Сельское хозяйство

Помощники аграриев

10 апреля 2025 года в 18:40

Одна из важнейших задач, стоящих перед аграриями Смоленской области и всей России, – обеспечение продовольственной безопасности страны. Это, в частности, подтверждается положениями как областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области», так и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой главой государства. Для неспециалиста это понятие обычно подразумевает производство продуктов питания – и растительного, и животного происхождения, при этом максимально полезных и экологически чистых, а потому обычно касается сельскохозяйственных предприятий – не только крупных холдингов, но и фермеров. И далеко не все задумываются о том, что в этом сложном деле у аграриев есть много помощников, о деятельности которых зачастую знают они сами, а также специалисты, обращающиеся к ним. Среди таких структур особое место занимает федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр». О том, чем занимается эта организация, мы поговорили с гостем радиостанции «Весна» и «Смоленской газеты» – руководителем филиала Россельхозцентра по Смоленской области Сергеем ПИГАСОВЫМ.


Вам поможет Россельхозцентр


– Сергей Николаевич, что такое Россельхозцентр, чем он занимается? Организация, филиалом которой вы руководите, важная, но, честно говоря, не на слуху.

– Россельхозцентр – это структура, которая создана в ноябре 2007 года путём слияния федеральных государственных учреждений «Государственная семенная инспекция» и «Федеральная государственная территориальная станция защиты растений». Её основная задача – оказание услуг сельхозтоваропроизводителям, организациям различных форм собственности в сфере растениеводства – в частности, в сфере семеноводства и защиты растений.

– То есть по всем вопросам, связанным с семенами, – это к вам?

– Да. В наши задачи входит проверка семян на посевные качества, прежде всего для сельхозтоваропроизводителей, для всех фирм, которые реализуют семенной материал, в частности, овощных культур, картофеля, лука-севка и прочего. К нам же очень часто обращаются и садоводы-любители, огородники с вопросами по защите растений от заболеваний – нам приносят материал и просят помочь.

– Даже частные лица могут к вам обратиться, не только организации?

– Частные лица к нам обращаются чаще, чем организации. С предприятиями-сельхозтоваропроизводителями мы работаем по государственному заданию. Все виды работы – проверка семян, проведение сортового контроля, а именно апробации посевов и фитосанитарный мониторинг, касающийся защиты растений, – делаются за счёт федерального бюджета: бесплатно, но в пределах государственного задания. Как только оно выполнено, все остальные услуги предоставляем на платной основе. К большому сожалению для меня и для сельхозтоваропроизводителей, с каждым годом государственное задание уменьшается: от нас требуется больше внимания уделять внебюджетной деятельности, то есть проводить большинство этих анализов на платной основе.

Ещё одно важное направление – сертификация семян. Если какая-то организация хочет продавать семена, ей нужно получить сертификат – документ, подтверждающий посевные и сортовые качества семян. За этим сертификатом тоже нужно обращаться к нам.

Сейчас в соответствии с требованием федерального закона «О семеноводстве» все лаборатории, которые определяют посевные качества семян, должны иметь государственную аккредитацию, которую можно получить в Росаккредитации. В 2022 году мы свою лабораторию аккредитовали, в 2023-м подтвердили компетенции, и в 2025 году будем подтверждать ещё раз.


Маржинальные культуры


– Давайте об этом направлении подробнее поговорим. Хватает ли Смоленщине семян, есть ли проблемы с этой точки зрения, какие культуры у нас пользуются большим спросом?

Узких мест, конечно же, хватает. Чтобы иметь хорошие семена, нужно иметь прежде всего хорошую материально-техническую базу. Я имею в виду сушильно-сортировальное хозяйство, где можно проводить очистку семян. То есть должны быть комплексы, но, к сожалению, с этим не очень хорошо. Особенно у мелких фермерских хозяйств, которые производят, а базы как таковой у них нет. Вот здесь большая проблема.

Среди семян основных культур зерновые, картофель, лён спросом пользуются сорта, выведенные нашими ближайшими соседями белорусами.

– Думаю, почти у ста процентов читателей сейчас нестыковка – картофель и семена. Все ведь привыкли, что картофель размножается клубнями...

Есть, скажем так, продовольственный картофель, а ещё есть семенной – которым производят посадку картофеля, и есть семена картофеля. Мы, кстати, занимаемся выращиванием мини-клубней из пробирочных растений. Закупаем растения в пробирке – это называется «оздоровлённый семенной материал на безвирусной основе». Работаем с мелкими фермерскими хозяйствами – и в этом году, и на следующий год уже принимаем заявки.

Фото: © филиал Россельхозцентра по Смоленской области

– Получается, что вы и определённую научную работу ведёте?

В какой-то степени да, но самое главное – даём хороший, здоровый семенной материал.


Кризис кадров в АПК


– Если представить, что у нас всё идеально с финансовой стороны, мы самостоятельно можем селекционировать семена, которые нас устроят, с нуля?

Нет ничего невозможного. Для этого нужны определённые усилия, знания, финансовые ресурсы и прежде всего желание. Но у нас очень большая проблема с кадрами. Как я уже говорил, к нам обращаются садоводы-любители, огородники, но с тем, чтобы дать консультацию, ситуация становится с каждым годом всё хуже и хуже… Старые кадры от нас потихонечку уходят, а новых просто нет.

– Сергей Николаевич, но у нас, например, в гостях были представители сельхозакадемии и рассказали, что крупные хозяйства буквально охотятся за студентами – уже с первого-второго курса, готовы платить серьёзные деньги…

Мы бюджетная организация, и такой возможности у нас нет – у нас жёсткие рамки. Ваши слова только подтверждают, что кадры это самый больной вопрос. И, к сожалению, тенденция не идёт к улучшению.

– Давайте скажем, кто конкретно нужен? Люди какой специальности?

– Нужны агрономы, прежде всего по защите растений. Это отдельная ветвь подготовки – их обучают именно на агрономическом факультете. Раньше очень сильный факультет защиты растений был в Великих Луках. Наверное, девяносто процентов наших специалистов – тех, кто сейчас уже ушёл на пенсию, – окончили Великолукскую сельскохозяйственную академию, в то время – сельскохозяйственный институт.

– Производство так растёт, что мы за ним не успеваем, или молодёжь не очень хочет идти на рутинную работу?

У нас и зарплата не очень высокая. К нам приходят, мы учим, как только ребята оперились, знания получили – всё, уходят. Остаётся только гордиться, что кадры наши востребованы, их забирают на повышение. Но это гордость со слезами на глазах…


Семена на все времена


– Есть ли какие-то особенности, например, применения удобрений?

– Удобрения – это не совсем к нам. В Печерске есть Станция агрохимической службы, они как раз удобрениями больше занимаются. Хотя для частников у нас есть консультационные пункты в каждом районном отделе: мы продаём там и удобрения, и средства защиты, и семена, и многое другое. Мы, кстати, ежегодно продаём от шести до восьми тонн семенного картофеля, но именно частным хозяйствам.

– Расскажите по секрету, какие сорта на Смоленщине лучше выращивать?

У себя дома я выращиваю Галу, Венету, Алуэт. Хорошие сорта, пробовали в своё время много, но остановились на них: и по урожайности, и, главное, по вкусовым качествам нас они очень устраивают. В нашей юности было так: что есть, то и сажали, никто не различал, а сейчас люди стали присматриваться к сортовому картофелю, и у нас есть постоянные покупатели.

Большой спрос на семена овощных культур, лук-севок продаём – весной завозим из Москвы, поскольку на Смоленщине его взять негде.

– Скажите, сейчас бизнес прилагает свои усилия в разных сферах, эта ниша, скажем, очень серьёзная – лук-севок, например. У нас на Смоленщине никто им не занимается, потому что у нас он не растёт, условия не позволяют?

Руки не доходят, нет людей и так далее. В Чувашии давно и успешно этой культурой занимаются, они сейчас создали конкуренцию всем голландским и другим сортам.


Сегодня густо, завтра пусто?


– Насколько сельское хозяйство, как у нас раньше говорили, зона рискованного земледелия Смоленщины: сегодня густо, завтра пусто?

Это действительно так. Вот возьмите осень прошлого года, сентябрь – сплошная засуха, озимые посеяли, а всходов нет. Руководители хозяйства посеяли, суша стоит, и пересевали, и сеяли даже, я знаю, в октябре уже, когда пошли дожди. Это не от хорошей жизни, и, конечно, это скажется на урожайности, на развитии посевов.

Я в сельском хозяйстве с 1981 года – окончил Смоленскую сельхозакадемию. С высоты опыта могу сказать, что на Смоленщине в сельском хозяйстве, в частности в растениеводстве, надо заниматься выращиванием картофеля, льна, зерновых, кормопроизводством. В животноводстве, конечно, скотоводством – как мясным, так и молочным. Кормов у нас предостаточно можно заготовить.

– Посоветовали бы вы сейчас молодым людям пойти учиться в аграрные вузы?

Вопрос сложный. Мои дети не пошли.

– Я так предполагаю, потому что был пример перед глазами: наверняка вы всегда в полях, дети всё это видели, как отец уходит утром рано и приходит к ночи ближе…

Да, работа не сахар. Крупные сельхозпредприятия, конечно, зарплату хорошую платят и другие условия создают, но на земле же день и ночь надо работать, особенно в сезон, а в сельском хозяйстве сезон – круглый год.


Без средств защиты не обойтись


– Если говорить о защите растений, есть такие вещества или смеси, без которых сейчас не обойтись даже в личном огороде?

Сейчас, конечно, фитосанитарная обстановка очень серьёзная. Климат теплеет, будем так говорить. Могу привести пример: истинно южный вредитель – саранча – уже есть в Чувашии, Курганской области, то есть она идёт к северу. Поэтому без средств защиты обойтись нельзя. Да и в частном секторе без обработки сейчас ничего не получишь: либо цветоед скушает ваши яблоки весной в зародышевом состоянии, а потом плодожорка добавит, либо всякие парша, монилиоз и прочие болезни придут.

– То есть главный аргумент наших основных частников – бабушек, которые продают нам яблоки без всякой химии, рушится?

Да, рушится.

– Как вы считаете, Сергей Николаевич, обратной дороги уже нет?

Трудно сказать точно, но думаю, что в ближайшей перспективе обратной дороги нет.

– А есть такая «химия», которая в целом безвредна?

– С этой точки зрения следует применять биологические препараты. Конечно, их эффективность в сравнении с химическими препаратами пониже, но они – биопрепараты – экологически более чистые. У нас, кстати, их никто не производит на Смоленщине. Мы пробовали производить аэрохимикат «Гумат» – это вытяжка бурого угля. В первый год произвели восемь тонн, четыре продали, а потом хуже пошло…

– Представим, что вы пришли в магазин, а там яблоки красивые, гладкие, но вы точно знаете, почему они такие. Что делать в этом случае? Покупать или нет?

Я беру иногда – другого варианта нет. Я живу недалеко от Смоленска, и у нас уже два года нет фруктов. В прошлом году мороз, в позапрошлом – ещё что-то.

У меня есть сад, я сам увлекаюсь прививками, но это больше для души: никаких коммерческих целей я не преследую, но стараюсь на одной груше привить пять сортов. Иногда получается.

– Интересно, такие мичуринские эксперименты…

Профессия у меня такая, плюс ещё живой человеческий интерес.

– То есть, возвращаясь к яблокам, в принципе, ничего смертельного и страшного в них нет?

Нет. Конечно, службы, которые их допускают на рынок, проводят проверки.

– Как вы считаете, насколько важно, чтобы хозяйства следили за последними достижениями науки в защите растений, селекционной работе? У них круглосуточная занятость – посевная, уборочная. Хватает у них возможности и времени отслеживать появление чего-то нового?

Как правило, не хватает. Такие службы, как наша, как раз и созданы для того, чтобы подсказывать что-то, консультировать их. К нам часто обращаются с такими вопросами, но, опять же, все сталкиваются с нехваткой кадров – особенно высококвалифицированных, которые могут грамотно ответить на тот или иной вопрос.

Мы участвуем в семинарах, проводим Дни поля. Я каждый год бываю на Всероссийских днях поля: в прошлом году в Ставрополе, в этом году в Волгограде будет, у нас каждый год проводится итоговое совещание нашей службы в одном из регионов от Донецка до Сахалина и Камчатки. На всех этих мероприятиях всегда можно почерпнуть что-то новое и передовое.


О перспективах возрождения льна


– Давайте про лён поговорим. Есть перспектива его возрождения?

Можно возродить. Во-первых, он пользуется спросом. Это же и стратегическое сырьё, и ткани льняные, экологически чистые. Но с семенами льна большая проблема – их не только у нас нет, их в России нет. В Белоруссии чуть-чуть берём, что-то своё производим. Раньше у нас было, если мне не изменяет память, порядка пятнадцати льносемстанций, где эти семена готовились: хозяйство, которое выращивает лён, везло его на льносемстанции, там его очищали, протравливали и выдавали назад. Ни одной льносемстанции не осталось… А это очень сложная мелкосемянная культура, которая требует особого режима сушки и очистки на специальном оборудовании. То же самое можно сказать и о рапсе.

– Но рапсовое хозяйство есть на Смоленщине?

Есть. Как у нас говорят, это высокомаржинальная культура. Многие за него берутся, но он сложен в выращивании, у него очень много вредителей – если какой-то момент прозевать, можно остаться без всего. Очень много тонкостей.

– Есть какое-то волшебное средство или культура, чтобы засадить ею всю Смоленщину и всё отлично будет?

Я думаю, на сегодня нет такой культуры: к любой культуре нужен подход, необходимы затраты, особенно в нынешней ситуации, когда всё очень дорого.

– Нет смысла вводить жёсткую специализацию? Предположим, на Смоленщине морковь не растёт, поэтому давайте уйдём все в картофель?

Нет, конечно, нельзя этого делать. Во-первых, мы в рыночной экономике живём, во-вторых, в этом году у вас, например, может не вырасти то, что год назад росло у всех и было прибыльным. К тому же должен соблюдаться севооборот.

– Но раньше мы понимали, что Центральный, чернозёмный, район – это яблоки, сахарная свёкла и так далее. Мы чуть повыше – картофель, морковь, капуста, лён...

Когда я начинал работать, сельское хозяйство было частью государственной политики, поэтому у нас были льнозаводы, льносемстанции. Смоленщина была столицей льна…

Фото: © филиал Россельхозцентра по Смоленской области


Как остановить «эпидемию» борщевика


– Сергей Николаевич, что сейчас вызывает особое беспокойство у вас и ваших сотрудников?

Вы знаете, сейчас у нас большая беда борщевик Сосновского. У нас есть специальная бригада, которая с ним борется, ежегодно мы обрабатываем тридцать – сорок гектаров по заявкам сельских поселений, с которыми напрямую заключаем договоры. Но даже в этой работе, к сожалению, присутствует вопрос кадров: сотрудники стареют, а молодёжь на такую работу не идёт. И борщевик наступает…

– Вообще, можно победить борщевик?

Если будем бороться – победим. Нам нужна областная программа, как в других регионах, когда выделяются средства специально для этого.

Борщевик надо вырубать, если есть возможность, выкашивать, чтобы он не зацвёл и не осеменился – одно растение в среднем даёт пятнадцать-двадцать тысяч семян. Они имеют крылышки, хорошо разлетаются. Мы боремся с ним химическими средствами: опрыскиваем в специальных костюмах. Здесь у нас и конкуренты, кстати, есть – другие фирмы.

– Насколько борщевик действительно опасен для человека?

Если сок этого растения попадёт на кожу, останутся очень болезненные, долго заживающие ожоги. Пыльца вызывает удушье, и борщевик вытесняет другие растения.

– Обращаются ли к вам по вопросу борьбы с борщевиком частники?

Обращаются, но в этом случае нет таких препаратов, с которыми разрешено работать частным лицам. Здесь всё очень серьёзно, всё отслеживается через информационные системы – каждый литр препарата, что мы приобрели, мы должны расписать: куда он ушёл, на какие цели.

Ещё областной филиал Россельхозцентра проводит обработку складов от вредителей хлебных запасов. По таким заявкам мы тоже ежегодно работаем, сами выезжаем: у нас итальянские опрыскиватели, вся система отработана, и те, кто с нами работает, остаётся доволен.


Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ

Текст подготовила: Мария ОБРАЗЦОВА

В Смоленской области создают сельхозкооперативы с господдержкой
Смолянам рассказали, как можно развить личное подсобное хозяйство