Найти себя через служение ближнему
«Делать что-то полезное не только для себя, но и для другого – это и есть христианское обретение себя. Так человек раскрывает то, что в нём заложено Богом…» О молодёжном служении мы беседуем с руководителем отдела по работе с молодёжью, настоятелем храма святителя Спиридона Тримифунтского иереем Андреем ВОЛКОВЫМ, сотрудниками отдела – студентами Смоленской семинарии диаконом Максимом КОСТЮКОВЫМ и Елизаветой КУЗНЕЦОВОЙ.
– Работе с молодёжью в Церкви в последнее время уделяется особое внимание. Почему это направление настолько значимо?
О. Андрей: – Церковь всегда смотрит в будущее. Если мы не будем работать со всеми возрастными группами, то в какой-то момент останемся не у дел. Понятно, что люди приходят в храм, может быть, даже независимо от наших усилий. Но мы должны задавать вектор нашей деятельности и видеть перспективу. Это первое. Второе – понимать, что с молодёжью надо именно работать. У человека идёт формирование ценностей, причём фундаментальное, которое на всю жизнь закладывается. Если этот процесс пустить на самотёк, то в ближайшем будущем не только в Церкви, но даже в государстве мы придём к фиаско. Поэтому работа необходима. Третье: если мы берём религиозный аспект, то стремимся донести мысль о том, что православие – это радость. Это радостное иго Христово, которое Господь нам помогает нести.
Молодёжь – это на самом деле разновозрастная группа, от 15 до 35 лет. От момента, когда человек становится членом гражданского общества, до момента, когда он уже является членом молодой семьи, в которой появляются дети и которая, возможно, сталкивается с какими-то проблемами. Поэтому я считаю, что молодёжное служение начинается со старших классов школы и заканчивается молодыми семьями.
В наше время всевозможных вызовов самая яркая проповедь – это когда молодая семья полным составом осознанно идёт в храм. Для меня как священника это зримый плод нашей работы и большая радость, потому что сегодня одна из главных проблем – разрыв в понимании между поколениями.
– Сейчас в православном интернете активно обсуждается тема ухода молодёжи из Церкви. Какие есть пути решения этой проблемы?
О. Андрей: – Что-то можно списать на проблемы роста, возраста, переоценки ценностей. На самом деле, если вовлечь человека не в формальную часть жизни Церкви, а в её таинственную жизнь, такого не произойдёт. Наша цель – чтобы как можно больше людей, в частности молодёжи, жили во Христе. Если это есть изначально, то выпадения молодого человека из церковной жизни не происходит, просто начинается новый этап жизни. Но если мы что-то не проработали, если наши дети, а теперь молодёжь, были в Церкви лишь формально, без чего-то внутреннего, духовного, глубокого, то будут проблемы.
Мы общаемся с настоятелями смоленских храмов и приходим к выводу, что мостики между поколениями нужно обязательно перекидывать и потом вовлекать в церковную деятельность уже подростков. Проблема ведь не том, что они уходят (это следствие), а в том, что они не видят приложения своим талантам в Церкви.
– Отец Максим, Елизавета, вопрос к вам: все так или иначе переживают подростковый кризис. Что вам позволило остаться в Церкви в этот период, что удержало от необдуманных поступков?
Елизавета: – Мне в этом плане повезло: я выросла в религиозной семье, и потому конфликт отцов и детей меня почти не затронул. Конечно, были сомнения, искушения, но я всё-таки осталась в Церкви. Думаю, что мы, православная молодёжь, должны показать сверстникам и взрослым, что быть христианином – это не только пребывание в храме на службах, что мы не ставим перед собой цель разбивать колени в кровь (хотя и в этом нет ничего плохого). Что у нас есть свои интересы, хобби, мы собираемся вместе, общаемся. Вера и жизнь в Церкви – это как глубочайший океан, который нужно постоянно познавать, но никогда не получится узнать полностью. Наша задача – привлечение не только молодёжи из Церкви, но и извне, постоянная проповедь внешним людям – нашей музыкой, нашими книгами, нашими страницами в соцсетях.
О. Максим: – Главное, что позволяет пережить внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, – реальное участие молодого человека в жизни Церкви. Например, помощь в алтаре, пение на клиросе, другие послушания. Когда человек отдаёт, он не хочет покидать место, где он вложил свои силы. Дети ярче переживают эмоции и тоньше чувствуют фальшь. Они понимают, когда к ним относятся по-настоящему, когда хотят сделать частью общины, частью церковной семьи, а когда – преследуют какие-то другие цели. Я пережил подростковый кризис, свои внутренние противоречия благодаря тому, что нёс послушания. Я видел, что нужен храму, людям, моя помощь необходима. К сожалению, сейчас многие дети, выросшие при храме, никак не задействованы в приходской жизни – в основном всё делают взрослые. Поэтому мы теряем понимание того, зачем приходим на Литургию, что это за «общее дело», и как раз за этим теряется роль детей. Как мне видится, наша главная задача – включить всех в это общее дело, чтобы каждый был нужен и востребован.
– Не сложно общаться 15- и 35-летним?
О. Андрей: – Нет. Если есть осознание общей цели, то всё остальное нивелируется.
О. Максим: – У нас сейчас общение в основном виртуальное, а молодёжь – это та часть общества, которой именно личного общения не хватает.
– А как выйти из виртуального пространства и полюбить общение вживую?
О. Максим: – Нет каких-то специальных рецептов. Это выбор человека. Есть мнение, что люди пришли в интернет, и проповедь Христа тоже пошла в интернет. В виртуальном мире мы тоже находим возможность, чтобы искренне говорить о настоящем, неподдельном, но нельзя заставить человека покинуть то или иное место, можно лишь что-то объяснить, а он уже сам примет решение, как поступить.
– Что может заинтересовать молодёжь кроме чисто церковных послушаний (чтение, пение, помощь в алтаре)?
О. Максим: – Беседы евангельские, но не только они. Обратная связь, обсуждение, вопросы. На наших встречах рождается живое общение. Это привлекает людей снова и снова. Они приходят, так как начинают видеть многие вещи с непривычной стороны.
О. Андрей: – Если брать движение православных добровольцев, то оно обширно. У нас есть совместные занятия спортом. Недавно прошёл историко-патриотический велоквест, православно ориентированный. Там были не все воцерковлённые ребята, просто молодёжь, человек двадцать. Но инициатива исходила от православной молодёжи. Старт – в Реадовском парке, финиш – Владимирская набережная.
Были разного рода задания на маршруте: помощь ближнему, подготовка продуктов питания для малоимущих и другие – все с элементами экшна. Это было знакомство молодёжи с историей города, с делами милосердия, с жизнью Церкви.
О. Максим: – На квест пришли люди, которые не просто хотели участвовать, но и помочь в организации: кто-то – фотографировать, кто-то – расставить точки маршрута. Поэтому квест вышел таким дружным.
О. Андрей: – Это пример того, что молодёжный отдел епархии не замыкается на себе. Это и социальная сфера деятельности, это и спорт – мы сейчас несколькими отделами делаем общее дело, чтобы объединять молодёжь. Не просто для создания «вау-эффекта»: мы встретимся и всем хорошо, – есть реальные плоды деятельности: помощь в детских домах, домах престарелых.
О. Максим: – Это объединяет поколения.
О. Андрей: – Да. И у человека происходит перезагрузка ценностей. Когда ты сидишь дома перед монитором, ты погружён в свои проблемы, и в чём-то ты неискренен, ты играешь. А если приезжаешь туда, где боль человеческая, и есть в тебе потребность, ты уже не можешь быть фальшивым. И вовлекаешься в полноценную человеческую жизнь, потому что человек – это тот, кто сострадает, тот, кто рядом с ближним. Быть рядом с ближним – это такая мощная евангельская ценность.
О. Максим: – Вернусь к послушаниям, которые могут заинтересовать молодёжь. Это любого рода занятия, которые показывают, что человек здесь нужен: это и волонтёрство, и спортивные, и культурно-просветительские мероприятия. Молодому человеку важно знать, что он необходим, – это первое. Второе – нужно, чтобы ему давали самостоятельность. Если это соблюдается, мы действительно решаем глобальную проблему ухода молодёжи из храмов в такие трудные периоды взросления.
– Как найти своё предназначение молодому человеку, как Церковь помогает в этом?
О. Андрей: – Тут надо просто оглядеться вокруг и спросить себя: кто мой ближний? А это тот, кто рядом со мной сейчас. Делать что-то полезное не только для себя, но и для другого человека – это и есть христианское «обретение себя», когда человек замкнут не только на себе, но свою деятельность, свои силы проецирует на другого. Это первый этап. Второй – когда ты это делаешь, то начинаешь раскрывать какие-то свои таланты, может быть, глубоко зарытые, и понимаешь, что вот это у тебя получается лучше. Человек раскрывает то, что в нём заложено Богом, не через пассивное состояние, а через служение. Направь себя на служение, и Господь раскроет, чем ты полезен. Бывает, что человек до последнего не понимает, в чём его предназначение. Он начинает что-то делать – и жизнь его полностью меняется.
О. Максим: – Организация «Православные добровольцы Смоленщины» – это окружение, где человек может себя реализовать, попробовать направления, которые предлагаются, и через это выйти на новый уровень познания себя.
О. Андрей: – Нет молодёжи плохой или хорошей, есть отсутствие вектора деятельности. Если вектор задать, направить человека, то он вовлекается, и это уже не потерянное поколение, а обретённые сотрудники на ниве Христовой, серьёзные и целеустремлённые. В совместной работе человек находит себя в мире, в Церкви.
– Вопрос Елизавете: как девушка может проявить себя в Церкви, в чём особенности женского молодёжного служения?
Елизавета: – Современной девушке-христианке трудно в обществе. Ввиду реалий XXI века происходит какой-то когнитивный диссонанс: у тебя есть система ценностей, но общество предлагает нечто прямо противоположное.
Поэтому когда девочка, девушка и в будущем молодая женщина приходит к добровольцам, она находит там в первую очередь понимание, друзей – ребят, которым не всё равно, которым есть дело до твоих проблем. Ведь что нужно человеку в первую очередь? Как бы это странно ни звучало – ему нужны уши. Нужен человек, который внимательно выслушает, который сядет рядом и просто побудет с тобой. Знаю не понаслышке, что девочки, приходя в храм, находили не только друзей, но и будущих спутников жизни, так же, как и юноши. И это очень правильно, потому что надо держаться вместе, создавая общину. Девушка может реализоваться в церкви не только как матушка, свечница, регент хора, но просто как человек, который всегда будет поддерживать людей вокруг себя. Это сёстры милосердия, которые совершают неимоверную работу. Их труд ещё раз доказывает, что женщина только кажется слабым существом, но несёт на себе тоже очень большой, тяжёлый крест. Подобно жёнам-мироносицам, которые, несмотря на все трудности, оставались верны Господу.
Или такие простые мелочи, как принести сладкое к чаю на евангельских беседах, поговорить с девочками, дать дружеский совет. Это, может быть, похоже на клуб по интересам, но очень нужно. Каждому человеку нужен друг, каждому нужен человек на расстоянии телефонного звонка. Можно просто позвонить – и ты знаешь, что там, на улице Урицкого, там, где-то в епархии, тебя ждут.
О. Максим: – Большинство добровольцев – девушки. В храме тоже большинство женщин. Были разные времена, когда мужчины уходили на фронт, функции женщин менялись. Продолжительность жизни мужчины всегда была ниже… И тётушки, бабушки, потеряв своих супругов, приходят в храм. Роли мужские и женские тоже сегодня поменялись. Но работа Церкви – в том, чтобы каждый был при своих талантах и своём служении, чтобы человек гармонически развивался, не потому что один хуже, а другой лучше, а потому, что у каждого из нас есть потенциал, реализуя который, мы будем счастливы.
Учение Церкви строится так, чтобы показать роли мужчины и женщины в мире, в христианской миссии. Мы должны опираться на те основы, которые были нам даны в первые века христианства.
– Молодёжное служение во многом сродни миссионерскому. Насколько нужно быть похожими на тех, к кому обращена проповедь, – например, необходимо ли перенимать молодёжный сленг священнику?
О. Максим: – Есть евангельское выражение: вы соль земли. Если соль не будет солёной, её выбрасывают. Если священник или мирянин не теряет в проповеди главных христианских качеств, общаясь в неправославной среде, то всё хорошо. Другое дело, если человек начинает отказываться от каких-то основополагающих принципов, если он теряет что-то важное. Мы встречались и встречаемся сейчас с этим на просторах интернета. В Церкви нет профессионалов, и миссия не исключение, мы формируемся как профессионалы в своём деле. Главное – не потерять свою «солёность».
О. Андрей: – И не забыть своё главное призвание. Какое-то погружение в среду для миссионера возможно. Язык проповеди должен быть понятным внимающим, чтобы слова коснулись сердца. При этом батюшка должен всегда оставаться батюшкой, и православный блогер должен быть всегда идентичен самому себе – когда он вещает на аудиторию и когда он просто живёт. Не должно быть разрыва между тем, что я несу в массы, и тем, что я есть. Не должно быть масок, только искренность. Мир меняется, ценности остаются, и наша проповедь должна быть о тех же ценностях, но, может быть, немного другими средствами. Цель проповеди – не произнести красивые слова о высоком, а помочь человеку изменить жизнь к лучшему, увидеть высший смысл. И очень важно, чтобы не было разрыва между тем, какой ты в кадре, и тем, какой в жизни.
– Отец Андрей, недавно вы приняли участие в семинаре по вопросам работы с молодёжью на приходах, который провёл специалист Синодального отдела по делам молодёжи Павел Александрович Захаров. Что запомнилось, что показалось наиболее важным?
О. Андрей: – Семинар был посвящён молодёжному служению и молодёжным организациям. Каждый приход – это огромный потенциал. Феномен устройства Церкви в том, что всякая поместная Церковь имеет ту же благодать, что и вся Церковь в целом. Так и здесь: что огромный собор, что маленький приход. Можно говорить: нас мало, у нас нет приходского дома, нет материальной базы. Но у вас есть замечательный храм, рядом вишня и скамейка под ней, где можно собраться и что-то важное обсудить, например. Надо просто оглянуться вокруг себя, и увидишь, что многие вещи можно уже сейчас реализовывать, с теми ресурсами, которые есть. Господь нам дал нам силу для развития, для деятельности, это есть у любой общины. Вот об этом был семинар. Надо, чтобы каждый настоятель использовал свои возможности в молодёжном служении, и потом этот ручеёк превратится в речку.
Обсуждали, конечно, как задержать молодёжь в храме через вовлечение в жизнь Церкви. Молодые люди должны не просто стоять на службе в храме, а быть участниками каких-то дел, проектов.
Молодёжное служение очень важно, не случайно и наш Святейший Патриарх практически в каждом Первосвятительском слове обращается к молодёжи. И наш правящий архиерей митрополит Исидор уделяет этому вопросу большое внимание.
И в нашей епархии есть интересные проекты, которые объединяют православную молодёжь, есть общие дела, складываются хорошие традиции. Особенно хотелось бы отметить опыт служения ночных Божественных Литургий – эти богослужения, которые проводятся в Благовещенском храме на Соборной горе, ориентированы в первую очередь на молодых прихожан, это молитвенное объединение участников молодёжного служения.
О. Максим: – Могут возникнуть критические замечания: вот Церковь спохватилась в последний момент, когда увидела, что молодёжь уходит, бабушки остаются. С одной стороны, так это и есть. Но если вопрос возник, он требует решения. Нельзя сказать, что нужно было раньше или нужно было позже. Главное, что сейчас работа началась, и это положительный сдвиг в сторону объединения молодых православных христиан. Нет в человеческом мире каких-то понятий «поздно» или «рано», есть лишь наше делание, которое приводит к результатам.
О. Андрей: – Нужно не забывать, что наши усилия восполняет Господь, Который пришёл в мир, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Эта жизнь с избытком возможна в Церкви.
Я призываю к тому, чтобы каждый нашёл Христа и в нахождении себя в Церкви видел своё служение. Христа спрашивали люди разных сословий: а что нам делать, чтобы спастись? И Он отвечал, что нужно нести своё служение там, где человек поставлен: воинам – быть хорошими воинами, учителям, священникам – нести своё служение. Делай своё дело хорошо, делай для ближнего, делай для Бога. Не надо быть сверхчеловеком, не надо пытаться спасти Вселенную. Есть только один Человек – Господь наш, Который это сделал и нас всех спас.
– Поделитесь, пожалуйста, планами работы на ближайшие месяцы. В каких интересных проектах может принять участие приходская молодёжь, студенты, школьники?
О. Андрей: – Ежегодно наша молодёжь принимает участие в Одигитриевском крестном ходе из Витебска, не станет исключением и нынешнее лето. Крестный ход обычно длится с 6 по 10 августа, завершается Одигитриевскими торжествами в Смоленске. Осенью обязательно проведём новые квесты. Точно будет квест ко Дню города, 25 сентября. Одна из точек маршрута православного велоквеста – на Владимирской набережной.
Кроме того, сейчас обсуждается программа молодёжного лагеря, который хотим возродить в Смоленской епархии. Этот проект создаётся в сотрудничестве с департаментом Смоленской области по социальному развитию и СмолГУ. Лагерь планируется провести в начале сентября. Программа есть, идёт подготовка документации. Смена православно ориентированная, более 100 человек. Мастер-классы разной направленности – от иконописи и церковного пения до маркетинга и грантовой социальной деятельности; интерактив, поиск смыслов, упор на профориентацию – вот что ждёт ребят. Попытаемся создать задел для раскрытия личного потенциала, для творчества. Главная проблема молодёжи сегодня – кем быть. Где я себя проявлю, где мое призвание? Ответ на эти вопросы будем искать во время смены. И, конечно, не будем забывать самого главного: наша цель – привлечь людей к Церкви, к жизни во Христе.
Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».
Фото: пресс-служба Смоленской епархии, личный архив участников беседы
Екатерина Дмитракова