Пришла по ошибке и осталась помогать старикам
Smolgazeta.ru уже рассказывала своим читателям о епархиальной добровольческой службе «Милосердие», в которой неравнодушные люди могут найти единомышленников и дело по душе, а нуждающиеся – поддержку. Почему люди хотят бескорыстно помогать другим и какую помощь можно оказать старикам в домах престарелых, корреспонденту «Смоленской газеты» рассказала координатор работы с добровольцами службы «Милосердие» Мария Титова.
Мы вас очень ждали
– Маша, как ты сама пришла в службу «Милосердие»?
– Случилось всё зимой 2012 года, на Крещение. Я увлекаюсь фотографией и в то время снимала много различных волонтёрских мероприятий. В тот день мне нужно было идти на добровольческую встречу, но так получилось, что я перепутала место и событие, поскольку мероприятий проходило много, и пришла на Соборный двор. Смотрю, там стоят добровольцы, раздают чай с печеньем, такие радостные, весёлые. Подхожу к ним, говорю: «Здравствуйте! Я фотограф». «Замечательно! Мы вас очень ждали», – отвечают они. Вечером того же дня выяснилось, что меня ждали на совершенно другом мероприятии, но попала я на благотворительную акцию службы «Милосердие». И нисколько об этом не жалею. С тех пор я с «Милосердием», потому что уйти уже просто не смогла.
– Ты человек не воцерковлённый. Почему решила заниматься добровольческой деятельностью именно в этой организации?
– Здесь дело даже не в том, хожу ли я на службу, соблюдаю ли посты, – в «Милосердие» готовы принять каждого, независимо от вероисповедания, независимо от национальной принадлежности. А для меня всегда достаточно интересно было изнутри узнать о православии. Поскольку «Милосердие» работает при Смоленской епархии, то мы часто сотрудничаем с батюшками, с приходами. Не так давно начали ездить в Свято-Дмитриевский монастырь в Дорогобуже. Каждая такая встреча даёт невероятную энергию и силы. Это можно прочувствовать, придя на какое-то наше мероприятие.
– Что, на твой взгляд, побуждает людей бескорыстно помогать другим?
– В первую очередь человек хочет самореализоваться. К нам приходят добровольцы и говорят: «Я хочу помогать людям, потому что если от меня будет хоть какая-то польза – значит, я прожил эту жизнь не зря». И ты смотришь в их горящие глаза и понимаешь: действительно, не зря существует служба «Милосердие».
– А ты сама почему помогаешь другим?
– Когда приходишь, допустим, к какой-то подопечной бабушке и видишь, в каких условиях она живёт, знаешь, что у неё нет детей, нет внуков, тебя охватывает такой страх, такая безнадёжность, что хочется это заполнить, хочется как-то облегчить этой бабушке жизнь. Неважно чем: помыть ей окна, принести лекарства – сделать что-то, чтобы ей стало легче.
– Ты координатор работы с добровольцами службы «Милосердие». Чем конкретно занимаешься?
– Привлечением добровольцев, потому что главная движущая сила службы «Милосердие» – это добровольцы. Привлекаем людей посредством социальных сетей, через «сарафанное радио». Естественно, распространяется информация в СМИ. Кто-то приходит просто потому, что увидел на улице вывеску или баннер. Мы приглашаем всех на добровольческие встречи. Рассказываем о том, чем занимаемся, насколько всё это интересно, предупреждаем, что это может быть сложно. Важно поддерживать контакты с добровольцами постоянно, не только в преддверии каких-то мероприятий. У нас хорошие добровольцы – очень отзывчивые, все очень разные, но все замечательные люди.
Вы почувствуете, о чём говорить
– Помимо работы с добровольцами ты активно участвуешь в направлении помощи пожилым людям в домах престарелых. В службе «Милосердие» много разных направлений, почему ты остановила свой выбор именно на этом?
– Опять-таки всё дело в моем увлечении фотографией. Мне первое время было интересно ездить, снимать портреты бабушек и дедушек. А потом осталась в этом направлении, потому что детям помогать хотят очень многие, а помогать старикам не так много людей готовы. Мне захотелось уделять им внимание. Ты к ним приезжаешь, и они относятся к тебе как к родному внуку. Это очень приятно. При этом ты понимаешь, что жизнь у них достаточно тяжёлая. Проживать остаток жизни вне стен родного дома – страшно. Первое время приезжала – плакала. Но потом, конечно, стало полегче – привыкла и осталась.
– Почему помощь старикам в домах престарелых важна?
– Во-первых, каждый из нас когда-то доживёт до определённого возраста, когда станет сложно себя обслуживать, и хочется, чтобы вот эта помощь пожилым развивалась в нашей области и вообще во всей стране. Мы будем стараться сделать это в нашем регионе. Хочется, чтобы жизнь стариков стала хотя бы немножко легче. Если кому-то из них станет лучше – это уже большое дело.
– Что в этом направлении требуется от добровольцев?
– В первую очередь мы приезжаем, чтобы внести какое-то разнообразие в статичную жизнь дома-интерната. Мы привозим частичку своей души, немножко радости. Положительные эмоции – это же так важно. Они влияют и на здоровье в том числе. Из материального привозим с собой памперсы, средства по уходу за лежачими больными, чистящие средства – те расходные материалы, которые используются в доме престарелых каждый день, и, естественно, не всегда их хватает. Устраиваем какие-то мероприятия для всех: концерт, игры и конкурсы или творческие занятия. А потом идём по комнатам навещать лежачих.
– Расскажи подробнее об общении с лежачими стариками. Как оно проходит?
– Прежде всего спрашиваем, можно ли нам к ним зайти. Нужно учитывать то, что старики могут себя плохо чувствовать, когда не хочется ни с кем общаться. Но чаще всего нам очень рады, потому что не так много у них в жизни радостей. Поём с ними вместе. Однажды мы приехали в дом престарелых, зашли в палату, а там незнакомый дедушка без ног. Но его стремление к жизни, его юмор, умение радоваться просто поражали. Мы предложили ему петь, и он пел нам совершенно замечательные частушки... Зайдёте к человеку и почувствуете, о чём поговорить, как поговорить. В одном доме-интернате есть незрячий дедушка, который играет на гармошке. И каждый раз, когда мы приезжаем, он достаёт гармошку, играет, а мы поём. С каждым из них нужно индивидуально подбирать тему разговора, но вы почувствуете, уверяю вас.
Мы вам привезли то, что вы просили
– А есть какие-то правила общения с пожилыми людьми? Есть запретные темы?
– Острые темы стараемся обходить. Не задаём вопросы, как человек попал в дом престарелых, стараемся не спрашивать о детях и внуках, потому что это чаще всего достаточно болезненно. У бабушек не спрашиваем, была ли замужем, потому что определённые переживания это может вызвать. Если старики сами готовы нам всё это рассказать, то мы, конечно, выслушаем, но сами таких вопросов не задаём.
– В домах престарелых ты встречаешься и общаешься с разными людьми. Есть ли те, чьи истории тебе особенно запомнились, запали в душу?
– В одном отдалённом доме престарелых была у нас бабушка Маша. Ей было под 90 лет, с постели уже не вставала. Она рассказала нам историю о том, как во время войны она, тогда ещё совсем ребенок, шла по полю, а там лежали мёртвые солдаты. Она рассказывала об этом с такой болью, что ты чувствовал, как будто сам по этому полю идёшь. Она шла через эту кровь, ей нужно было дойти, потому что она должна была принести домой хлеб – там её ждали братик и сестричка. И вот эта боль войны прослеживается в историях многих наших стариков. Была ещё бабушка Катя – она рассказывала нам о своих женихах, которых у неё было очень много. Может, она, конечно где-то и приукрасила. Она рассказывала и про отставного генерала, который ухаживал за ней продолжительное время, и про моряка, и про какого-то видного учёного, который подарил ей соболье манто, и оно висело в шкафу, пока моль его не съела. Она была так горда собой, когда это рассказывала, что мы радовались вместе с ней...
– А как старики реагируют на помощь? Обращаются ли сами с какими-то просьбами?
– Просьбы поступают регулярно. Кому-то нужно привезти новую книгу, кому-то помочь заказать очки. Недавно один дедушка попросил нас помочь сделать планшет на стену, куда он сможет прикалывать значки, связанные с Великой Отечественной войной, – их у него великое множество. И мы выполнили просьбу. Он сначала как-то нехотя сказал: «Ну, что-то у меня давление. Вставать, ребятки, не хочу». А мы ему: «Мы вам привезли то, что вы просили. Сейчас на стенку будем прибивать». И дедушка радостный встаёт, и никакого давления уже нет, всё хорошо. Говорит: «Давайте вот сюда будем прикалывать, я покажу, я буду руководить»... Такого характера просьбы бывают. Иногда ничего не просят, просто говорят: «Приезжайте ещё». Практически в каждую поездку берём с собой шерстяные нитки. Бабушки, которые вяжут, обычно стесняются попросить, чтобы мы привезли им нитки или спицы, но когда привозим, не отказываются. И надо видеть, как светятся глаза бабушек, когда приносишь им пакет ниток. Часто спрашивают: «Что вам связать, внучики?»
– Маша, как можно поучаствовать в деятельности направления помощи старикам в домах престарелых?
– Можно присоединиться к поездкам в качестве добровольца или пожертвовать для пожилых людей памперсы для взрослых, средства по уходу за лежачими больными, средства гигиены, чистящие и моющие средства, книги, сканворды, нитки для вязания, мягкие сладости. Всё это принимаем по будням с 9:00 до 18:00 и по выходным с 12:00 до 15:00 по адресу: Урицкого, 15. Телефон для справок 67-97-77.
Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».
Татьяна Борисова