Иеромонах Стефан (Игумнов): Цель внешней деятельности Церкви – донесение истины во Христе и отстаивание светлых идеалов
Церковь и общество

Иеромонах Стефан (Игумнов): Цель внешней деятельности Церкви – донесение истины во Христе и отстаивание светлых идеалов

5 августа 2024 года в 12:31

В прошлом месяце в Смоленск после долгого перерыва приезжал священнослужитель, для которого наш город, по его собственному признанию, – родной, причём, что особенно важно, в духовном плане. И разговор, который состоялся в Смоленском епархиальном управлении, был интересным, поскольку наш собеседник оказался незаурядной личностью, сочетающей в себе православное духовное служение с глубоким знанием арабского мира и ислама. Иеромонах Стефан (Игумнов) – секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям, и речь, само собой, шла о деятельности Отдела и важности внешних контактов для Русской Православной Церкви в целом, о целях этой работы и о том, как знание арабского мира может помочь в их достижении. И, конечно, мы поговорили о значении Смоленской земли в жизни и служении отца Стефана.

Промысл Божий: знание арабского – помощь в нынешней деятельности

– Отец Стефан, в одном из своих интервью вы упомянули, что до того, как получить духовное образование, вы окончили светский вуз, но в той беседе так и не прозвучало какой. Если не секрет, какое образование вы получили и пригодилось ли оно вам в нынешней деятельности?

– По своему светскому образованию я востоковед-арабист: до поступления в духовную семинарию я окончил Алма-Атинский университет, где изучал арабский язык. В те годы я не осознавал, что эта специальность будет востребована в моём будущем церковном служении, о котором я задумывался с ранних лет, но сознательное решение принял уже позже, поступил сначала в духовное училище, а затем в Московскую духовную семинарию. А потом – по Промыслу Божию, конечно, потому что Господь изначально знал всё о моей жизни, как Он знает о жизни каждого человека, – получилось так, что арабский язык, казалось бы далёкий от Церкви, оказался востребованным и в нынешней моей церковной работе.

– А почему вы выбрали именно эту специальность?

– На этот вопрос ответить сложнее. Сколько я себя помню, может быть, даже с раннего детства, я мечтал о деятельности, связанной с развитием отношений между народами, с посещением разных стран, с выстраиванием дипломатических контактов. В определённый момент жизни я даже решил, что хочу стать дипломатом. Собственно, поэтому я и поступал в университет на международную специальность, а конкретно – по профилю восточных языков.

Восточное направление я выбрал потому, что оно действительно очень интересное, ведь арабский язык связан с богатой и древней культурой арабских народов. Он связан в том числе и с одной из мировых религий – исламом, который я тоже изучал в университете, причём уже осознавая себя православным христианином. Но я считаю, что это было полезно для развития общего кругозора, потому что все мы живём, можно так сказать, в очень тесной многокомнатной квартире. Наш мир, да и наша Россия, если взять её отдельно, – это очень небольшое пространство, где проживают представители разных культур, цивилизаций. И всем нам полезно знать больше друг о друге, о народах, нас окружающих, живущих с нами бок о бок, о представителях других религий. Безусловно, в то время у меня уже был интерес к моей вере – православной, о которой я стремился узнать как можно больше, чтобы реализовать себя как православный христианин. Но этот интерес к собственной вере совершенно не противоречил тому, что мне было важно узнавать и мир арабской культуры. С ним очень многое связано, потому что на самом деле арабский мир не сводится только к исламу: есть немало древних христианских народов, которые сегодня говорят на арабском языке. Это миллионы верующих во Христа, так что тут всё ещё глубже и интереснее.

– Отец Стефан, на такой интересный выбор «гражданской» специальности, которая затем стала частью вашего духовного служения, выбор Алма-Атинского университета повлияло ваше окружение, место, где вы жили в то время?

– Алма-Ата в моей жизни появилась не просто так. У меня и мама, и папа, и дедушки-бабушки родились или с раннего детства жили в Казахстане. Прадедушки и прабабушки родились в России, а один прадедушка – даже в Белоруссии. Но в очень трудную для нашей страны эпоху – после революции, в двадцатые, тридцатые годы – разные поколения моей семьи так или иначе оказались в Казахстане. Это были люди, которых туда ссылали, или те, кто переезжал, спасаясь от гонений и преследований той тяжёлой поры. Так или иначе, все мои предки – русские, но это как раз те русские, которые нашли приют, пристанище в Казахстане и внесли достаточно большой вклад в развитие и промышленности Казахстана, и других сторон жизни этой – сегодня независимой – страны. От своих родителей, бабушек и дедушек я слышал очень много хороших воспоминаний о жизни в Казахстане, в Алма-Ате, в частности, о том, как в те годы дружно, бок о бок трудились представители самых разных национальностей, не только русские и казахи. А саму Алма-Ату мои родственники из старшего поколения до сих пор считают лучшим городом на свете – самым красивым, самым цветущим, хотя Алма-Ата наверняка тоже изменилась за последние годы… И хотя родился я на Крайнем Севере, совсем в других местах, это уже отдельная история, было, наверное, логично, что поступать я поехал на родину ближайших предков – в Алма-Ату, город, в котором бывал в детстве, который знал и любил.

О личном: Смоленская земля – родная в духовном плане

– Отец Стефан, а кто в то время и сейчас служил и служит вашим духовным, жизненным ориентиром? Что вы могли бы посоветовать, в частности, молодым смолянам – на кого им стоит равняться в жизни?

– Меня всегда вдохновлял пример наших новомучеников и исповедников. Конечно, мы все знаем и читаем жития древних святых, христианских подвижников, первых монахов, мучеников. Это очень важная основа нашей духовной жизни. Но пример преподобных, мучеников и исповедников, которые отстоят от нас на совсем короткое в историческом плане время, – всегда по-особенному вдохновлял меня, потому что это настолько близко, настолько понятно, что, кажется, всё это только что происходило. И Святейший Патриарх Тихон, который претерпел мучения ради Церкви, и многие другие исповедники и новомученики Церкви Русской меня вдохновляли всегда и продолжают вдохновлять до сих пор.

Но, знаете, человек всегда ищет пример и в своей жизни. Хочет встретить человека, который именно сейчас является воплощением образа настоящего христианина. В этом смысле мне, конечно, повезло, потому что очень рано – я ещё был студентом пятого курса семинарии, достаточно молодым человеком – встретил на своём жизненном пути митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, тогда председателя Отдела внешних церковных связей, ныне – нашего Святейшего Патриарха. Первая встреча с ним меня совершенно потрясла – и по-человечески, и в духовном плане. Она изменила всю мою жизнь, безусловно. Можно сказать, что то, как моя жизнь устраивается до сих пор, то русло, по которому она протекает, было очерчено в момент первой встречи со Святейшим Патриархом.

Об этом особенно приятно вспоминать здесь, на Смоленской земле, где, кстати говоря, я когда-то был рукоположён митрополитом Кириллом в сан диакона. Поэтому Смоленская земля для меня совсем не чужая, а родная в духовном плане. Когда я начинал своё диаконское служение, проходил здесь ставленнический сорокоуст, я более месяца ежедневно молился перед Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия». И когда я сегодня вошёл в собор, вновь поклонился этому образу, в моей душе проснулись самые добрые воспоминания… Смоленск и Свято-Успенский кафедральный собор – очень благодатное, дорогое для меня место.

Думаю, что для наших молодых людей, тем более для смолян, Святейший Патриарх Кирилл – главный пример человека, который всю свою жизнь, с ранних лет и по сей день, являет нам, что значит быть христианином, при этом неся самое высокое служение в нашей Церкви. Многие аспекты его служения как Патриарха нам могут быть непонятны и недоступны – это, конечно, особые труды. Масштаб его деятельности будет виден только спустя годы и десятилетия, когда историки смогут в полной мере оценить значение личности Святейшего Патриарха как предстоятеля нашей Церкви. Но его личность как христианина все мы можем рассмотреть уже сейчас и увидеть в нём настоящего подвижника наших дней, который в своей жизни реализует святоотеческое предание Церкви.

Если говорить о Смоленской земле, безусловно, нельзя не вспомнить игумена Никона (Воробьёва). Это человек, которого ещё не прославили в лике святых, но он, безусловно, достоин такого прославления, потому что сокровище духовных знаний, которое он нам оставил, сегодня просто неоценимо. Он простыми словами изложил святоотеческую суть православной веры и жизни во Христе и сам жил в соответствии с тем, как учил. Смоленская земля облагодетельствована тем, что игумен Никон здесь трудился, молился и нашёл здесь своё упокоение. Конечно, примером должны служить и преподобный Герасим Болдинский, и другие смоленские святые. Здесь молодые люди могут найти много примеров для подражания. Но ещё раз повторю: всегда интересен и важен живой пример. В наши дни это Святейший Патриарх, это конечно, духовенство, которое сейчас несёт служение здесь, на Смоленской земле. Каждый молодой человек может встретиться с живыми, реальными служителями Церкви. Это любой священник на приходе, где молодой человек молится. Это Преосвященный Владыка, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, который неустанно трудится, продолжает развивать те основы, которые на Смоленской земле заложил и развивал Святейший Патриарх, – у Владыки очень многому можно поучиться в плане устроения духовной жизни.

Это, пожалуй, самое важное, о чём хотелось бы сказать: у каждого христианина, у каждого молодого христианина, который ищет правильного пути в жизни, должен быть ориентир и свой дом в виде церковного прихода. Должен быть храм, с которым он себя связывает, должна быть церковная семья, должен быть духовник – настоятель этого храма или другой священник. И, конечно, своего духовника тоже нужно воспринимать как пример для подражания, как ориентир в жизни. На самом деле нас окружает много настоящих христиан, но наша задача – разглядеть это сокровище. Мы очень часто не видим с близкого расстояния то, что Господь на самом деле обильно даёт нам в нашей жизни. А поможет нам в этом чтение житий святых, изучение опыта древних отцов, подвижников, мучеников, и в том числе новомучеников.

ОЦВС и МИД: о сходствах и отличиях

– Отец Стефан, переходя к основной теме нашей встречи, не буду скрывать, что для меня, как и для многих мирян, Отдел внешних церковных связей – это своего рода Министерство иностранных дел, только в составе Московского Патриархата. Так ли это на самом деле или есть какие-то отличия?

– Отчасти это так. Отдел внешних церковных связей – старейшее и до сих пор самое крупное синодальное учреждение. У нас сейчас много отделов: есть Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, есть Учебный комитет, есть, например, отделы, которые отвечают за молодёжное служение, за взаимодействие с Вооружёнными силами и так далее. То есть очень много сторон церковного служения, каждой из которых занимается соответствующий синодальный отдел или другое учреждение, и всё это курируется Священным Синодом и лично Святейшим Патриархом.

Но Отдел внешних церковных связей, как я уже сказал, самый крупный и исторически важный. Почему? Потому что данная сторона нашей жизни имеет большое значение. Внешняя деятельность – это то, как мы взаимодействуем с миром, как мы открываемся этому миру. Сокровища нашей веры – это то, что имеет исключительное значение для нас с вами. Но Господь творил этот мир не так, чтобы каждый человек спасался по отдельности, обретал какое-то сокровище и хранил его у себя, в тайне ото всех, ни с кем не делясь. Сокровище веры – это как раз то богатство, которое, когда им делишься, только умножается. А наш мир сегодня очень нуждается в том, чтобы узнавать как можно больше о православии и о том, как Православная Церковь смотрит на то, что происходит сегодня. Это, к сожалению, не всегда положительные, а порой очень трагические и непонятные людям события.

Задача Отдела внешних церковных связей как раз и состоит в работе над тем, чтобы мир знал больше о жизни нашей Церкви, о православной вере. И очень важная миссия – строить мосты, выстраивать отношения с теми людьми, организациями, странами, церквами, народами, которые по-доброму настроены к нашей Церкви, к России. И даже с теми, кто настроен не по-доброму, стараться всё-таки сохранять отношения в евангельском, христианском духе, не множить злобу, которая существует в этом мире.

Если сравнить наш Отдел с Министерством иностранных дел, мы можем найти какие-то аналогии. Да, мы занимаемся внешней деятельностью, взаимодействуем с посольствами, с разными государствами и с очень многими международными организациями. Здесь есть определённая аналогия, но есть и разница. Она заключается в том, что внешнюю деятельность Церкви, в отличие от любого государства, нельзя назвать внешней политикой. Политика – это такая сфера, где реализуется некий практический земной интерес (и это может быть очень хороший интерес, связанный с безопасностью государства, с его поступательным развитием). Но политический инструментарий всё-таки иной, чем те инструменты, которые использует Церковь. Церковь даже в выстраивании внешних связей руководствуется исключительно евангельским духом и христианской правдой, теми заповедями, которые нам оставил Господь. То есть политические методы или, скажем так, методы ведения политической борьбы – это совершенно не то, что свойственно Церкви в выстраивании её внешней деятельности. Единственная цель развития внешних контактов нашей Церкви – это укрепление дружбы, это отстаивание идеалов – самых светлых и добрых – в нашем мире, это всяческое содействие тому, чтобы зло имело как можно меньшее распространение, а всё то доброе, что можно укреплять, укреплялось. И, конечно, это донесение истины во Христе в том виде, в котором её исповедует и хранит Православная Церковь. Вот это важнейшие задачи, и всё, что происходит в сфере нашей внешней деятельности, осмысляется через них.

Ещё раз подчеркну: сейчас людям становится всё сложнее жить в этом мире, потому что в нём множатся вражда, злоба, агрессия, и люди порой просто не могут понять, как относиться к той или иной ситуации. И Церковь, конечно, здесь может помочь людям сориентироваться. Ориентир у нас – Христос, ориентир в том, чтобы не делать другим зла, по крайней мере, такого, какого ты не хочешь, чтобы тебе делали, и это уже будет шаг по направлению к правильному поведению. А высшей заповедью – любовью к Богу и ближнему – мы должны руководствоваться во всей нашей жизни.

Двадцать лет Отдел внешних церковных связей возглавлял Святейший Патриарх Кирилл, и за это время развились отношения с очень многими сообществами, церквами, народами. За рубежом открылось огромное количество приходов нашей Церкви, и это тоже одна из составляющих деятельности нашего Отдела, который сегодня возглавляет митрополит Волоколамский Антоний. Каждый наш храм, открытый за границей, можно назвать маленьким посольством, но скорее это – центр русской духовности и культуры. И везде, где существуют наши храмы, а они есть на всех континентах, они являются центрами притяжения и для русскоязычных людей, проживающих в той или иной стране, и для местных – тех, кто интересуется русской культурой, православием. Это, можно сказать, островки доброты и благодати. Неслучайно даже те штормы, которые сейчас присутствуют в нашей жизни, очень мало коснулись наших приходов за границей. Там как ходили молиться русские, украинцы, белорусы, молдаване, многие наши братья, русскоязычные и не только, – кто угодно, они так и продолжают молиться. И конфликты там, если и имели место, были крайне редкими, потому что, скажу ещё раз, храм – это не то место, где обсуждаются какие-то политические вопросы. Нет. Храм – это островок благодати, где люди могут к ней приобщиться.

Инославные церкви: о контактах и развитии отношений

– Вы секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, и из названия вашей должности понятно, что речь идёт о взаимоотношениях с разными ветвями христианской веры. Но что именно входит в ваши обязанности?

– Я действительно являюсь сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, секретарём по межхристианским отношениям, то есть несу ответственность за то подразделение Отдела, которое занимается выстраиванием контактов, развитием отношений с неправославными церквами. Их нельзя назвать ветвями христианства – Православная Церковь не исповедует доктрину, что есть некое древо с разными ветвями церквей. Нет, есть одна истинная – Православная – Церковь Христова, но исторически так сложилось, что в разные периоды от неё откалывались те или иные общины. Самый большой раскол между западным и восточным христианством произошёл в одиннадцатом веке, когда выделилась Римская католическая церковь, по сей день с тех пор не находящаяся в молитвенном общении с нами.

Большой и очень сложный вопрос заключается в том, что и как в благодатном смысле сохранилось у католиков за это время, но мы, наверное, не будем в него сейчас углубляться. Тем не менее есть такая огромная община – около полутора миллиарда человек, это крупнейшая религиозная община на Земле, которая считает себя наследницей апостолов Петра и Павла. Последователи католической церкви убеждённо называют себя христианами, во многих регионах они претерпевают мучения и даже жизнь свою отдают за Христа, мы знаем, что это и в Африке происходит, и в других частях нашего мира. Конечно, игнорировать факт присутствия такой общины, такой большой церкви мы не можем, и даже если бы хотели, это было бы неправильно. Поэтому мы – Русская Православная Церковь и Православная Церковь вообще – выстраиваем с католиками отношения. Исторически они были не очень простыми. В истории наших взаимоотношений много трагических страниц, и сейчас тоже не всё просто, но тем не менее задача людей, которые занимаются внешней церковной деятельностью, – как раз выстраивать взаимодействие на тех принципах, которые я упомянул.

И в данном случае краеугольный, самый главный принцип – то, что мы не мыслим, конечно, никакого квазивоссоединения церквей, никакой теории ветвей. Напротив, мы полагаем свою деятельность на основе безусловной убеждённости в том, что Православная Церковь является единственной истинной, она содержит всю полноту благодати, откровения и духовной силы. При этом мы желали бы, чтобы все, кто называет себя христианами, имели общение с Православной Церковью, чтобы мы молились вместе, могли причащаться, но только если это воссоединение произойдёт на основе возвращения наших братьев и сестер к тем основам церковной жизни, которые были до времени разделения и которые до сих пор свято хранятся Православной Церковью.

А прочие аспекты развития сотрудничества, конечно, имеют место. Их очень много: от защиты традиционных ценностей и гонимых христиан до развития научных, студенческих, культурных и других проектов. Повестка взаимодействия очень широкая.

Я упомянул о католиках, но позже произошёл другой раскол: как вы знаете, образовалось огромное количество протестантских церквей, общин, их очень много, они разные, но у Русской Православной Церкви со многими из них тоже выстроился диалог. С какими-то общинами этот диалог в своё время был прекращён, как, например, с церковью Швеции или Евангелистской церковью США. Это те сообщества, которые, наверное, и церквами сейчас назвать сложно, потому что они далеко уклонились даже от базовых евангельских основ жизни, признали многие либеральные нововведения, исказили учение о браке – ту истину, о которой Сам Господь говорит и которая безусловно объективна: что брак – это союз между одним мужчиной и одной женщиной. С теми сообществами, где это учение оказалось искажено, Русская Православная Церковь разорвала отношения. Есть, конечно, и консервативные протестанты, которые довольно далеки от православного церковного учения, но, по крайней мере, в области нравственности они сохраняют традиционные принципы. Мы стараемся их поддерживать, чтобы они эти принципы и дальше сохраняли. В этом и заключается основа нашего диалога сегодня.

Кроме упомянутых общин есть ещё большая группа древних Восточных Церквей: Коптская церковь, Эфиопская, Армянская апостольская церковь, Сирийская церковь, Маланкарская церковь Индии, Эритрейская церковь. Может быть, некоторые из этих названий наши читатели впервые узнали сегодня, но это те церкви, которые существуют буквально с самого начала христианской эры, и многие из них – самые первые автокефальные церкви. Армянская церковь возникла в начале четвёртого века, Маланкарская церковь Индии – христиане, которые считают себя наследниками апостола Фомы, то есть хранят предание, что апостол Фома ещё в первом веке – в пятьдесят втором году – был в Индии и основал эту церковь.

Это очень интересная группа церквей, а вместе с тем расхождение у нас произошло в пятом веке – очень давно. Но на самом деле, строго говоря, расхождения с ними-то и не было: мы скорее можем сказать, что они придерживаются традиции, которая восходит к одной из, скажем так, групп, которая участвовала в разделении, произошедшем в пятом веке, а мы – традиции, которая восходит к другой группе. Это очень сложный вопрос, но на самом деле сегодня именно с этими церквами у нас наиболее интенсивно развиваются отношения, потому что мы много веков практически не общались, а когда начали общаться, обнаружили, что мы очень близки. У нас практически идентичны принципы, по которым строится духовная, монашеская жизнь, молитвенные правила – почти всё, что касается церковной жизни. Есть вопросы богословия, которые восходят к пятому веку, – очень тонкие, сложные, но даже в этой области мы обнаружили, что всё немного не так, как мы привыкли думать. У нас бытует мнение, что это какие-то еретики, которые исповедуют, например, монофизитство или что-то подобное, но это совсем не так. Богословские проблемы сегодня связаны не с упорствованием этих людей в еретических заблуждениях, а с непрояснённостью некоторой терминологии и отсутствием диалога между нами в течение многих веков. Вопросы очень тонкие, и мы будем продолжать богословскую работу для их решения. Однако отношения с этими церквами сейчас очень тёплые.

Египет: здесь Христос сделал свои первые шаги

– Отец Стефан, мой следующий вопрос, по сути, продолжает ваш ответ. Не так давно вы вошли в состав делегации, которую возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, и посетили Египет. Эта страна исторически очень тесно связана с христианством, именно здесь живут христиане-копты, и поездка наверняка была напрямую связана с вашей деятельностью. Расскажите, пожалуйста, немного о ней и, если можно, поделитесь своим мнением, что в Египте стоит посетить верующему человеку или мирянину, кроме всем известных пирамид и, например, Луксора...

– Действительно, Владыка Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский, возглавил в конце мая – начале июня 2024 года большую делегацию монашествующих, игуменов и игумений Русской Православной Церкви, которая направилась в Египет для того, чтобы посетить святыни, связанные с зарождением христианского монашества. Египет – родина христианского монашества: именно там появились первые подвижники и возникли первые христианские монастыри. И удивительно, что эти монастыри существуют до сих пор, а традиция, которую заложили эти подвижники, уставы, которые писали преподобные Антоний Великий, Макарий Великий, Пахомий Великий и многие-многие другие, до сих пор являются руководством для практической жизни монахов. По этим уставам до сих пор живут монахи Коптской церкви. Мы смогли это всё увидеть, когда посещали обители.

Мы поклонились другим святыням – связанным с пребыванием в Египте Святого Семейства. Когда Христос был совсем маленьким, Пресвятая Богородица вместе с праведным Иосифом была вынуждена убежать в Египет, потому что царь Ирод хотел убить Христа Младенца, Который, как ему казалось, свергнет его и сам станет Царём. Святое Семейство примерно три года провело в Египте, пройдя почти через всю страну с севера на юг: сначала они спасались от преследователей, а потом жили спокойно в глубине Египта. Египетские христиане хранят предания и воспоминания об остановках, которые делало Святое Семейство в их стране. В каждом из этих мест происходили чудеса. Где-то по молитвам Пресвятой Богородицы забил источник в совершенной пустыне, где-то на камне – есть и такая святыня – отпечаталась стопа Богомладенца там, где Богородица поставила Христа на землю. Египет – место, где наш Спаситель впервые пошёл ножками по земле.

Поэтому Египет – конечно, это не только Хургада и Шарм-эш-Шейх, места, где можно отдохнуть на море, или Луксор, связанный с древней историей страны, временами фараонов, хотя это тоже очень глубокая и поучительная история. Но для нас, христиан, Египет – святая земля, для нас важно, что здесь было Святое Семейство, что здесь родилось христианское монашество, и я желаю каждому верующему человеку побывать на этой земле и прикоснуться к великим святыням. Это действительно большая благодать. Я благодарю Владыку Исидора за то, что такое путешествие удалось совершить, и надеюсь, что будут продолжаться и подобные поездки, и другие проекты, связанные с развитием нашего взаимодействия с египетскими христианами.

Фото: пресс-служба Смоленской епархии

***

От редакции

Ответ отца Стефана на последний вопрос в интервью «Смоленской газете» – это своеобразное краткое содержание темы нашей следующей беседы. Мы надеемся, что наша новая встреча состоится в самое ближайшее время, и наши читатели получат возможность узнать больше подробностей о христианских святынях Египта и Коптской церкви – одной из старейших в нашем мире.

Алексей Матвеев

Священник Иоанн Цыбульский: Как восемьдесят лет назад сдержали врага, так и сейчас сдержим
Опубликована программа Одигитриевских торжеств в Смоленске