По Европе на байке
- Оно не действительно уже, я так, на память оставил, - Евгений Минович протягивает водительское удостоверение старого образца, ещё бумажное, из двух половинок, пожелтевшее, чем-то напоминающее партбилет. – Вот видите, 28 мая 1963 года выдано, 45 лет назад. Права получил в 16 лет, тогда можно было с разрешения родителей. Учился на курсах в ДОСААФе.Ещё в юности Евгений Шендерей «заболел» мотожизнью. Свой первый мопед «Рига 3» он купил будучи школьником. Окончил художественную школу и подрабатывал оформителем. Затем поступил в железнодорожное училище, устроился работать помощником машиниста. Образование продолжил в военном училище. После «Риги» сначала пересел на мотороллер «Вятка», а затем приобрел по тем временам неслыханную роскошь – мотоцикл «Ява 250», таких на дороге были единицы.
- Путешествовать на мотоцикле я начал еще тогда, курсантом, - вспоминает Евгений Минович. – Вместе со своим товарищем, Юрием Гринёвым, на «Явах» ездили на юг.
Самая северная точка Европы - мыс Нордкап
После училища выпускника отправили служить в Среднюю Азию, нагорный перевал Курдай, там Евгений Шендерей обосновался на семь лет. Сюда, прямиком из Прибалтики ему прислали новехонький, только что появившийся тогда «ИЖ планета спорт». После Казахстана, через тысячи километров, военный отправился продолжать службу на Сахалине. Там Евгений Минович снова приобрел себе железного коня, такого же «ИЖа». Затем перевелся в Польшу, где прожил год, и вернулся в Смоленск, чтобы преподавать в военной академии. В 1997 году решил оставить службу и занялся своим бизнесом. С мотоциклами на время пришлось расстаться.
- Ездил на машинах, автомобили водил всегда, и тогда, когда у меня были мотоциклы, - вспоминает байкер. – Знаете, есть такая поговорка: машина возит тело, а мотоцикл – душу. К 2005 году я понял, что просто не могу больше без мотоцикла, не хватает мне его. С тех пор меняю модели, но с железным конём не расстаюсь.
Сейчас у Евгения в мотоконюшне три коня. Мечта многих мотоциклистов, большая, в полтонны весом Honda Gold Wing, отлично подходящая для дальних поездок, для русских дорог Triumph Tiger, а для души – кроссовая Yamaha.
19 из 20 ночей Евгений провел в палатке
- У настоящего байкера в конюшне обязательно должна стоять «голда», - считает Евгений Шендерей. – Хотя я все же предпочитаю что-то более спортивное, я не профессионально занимаюсь мотоспортом, так, для себя.
Свободный наездник
Байкеры и просто знакомые называют Евгения «Минычем». В среде мотоциклистов Миныч – фрирадер, свободный наездник. Со многими байкерскими клубами он общается, во многих – друзья и знакомые, но ни к одному из них он примыкать не стал.
- Мотоцикл – это свобода, а клубное движение все же несколько ограничивает её, ведь существуют уставы, где-то более строгие, где-то помягче, - объясняет Евгений Шендерей. - Я свободен, люблю ездить один, не зависеть ни от кого. Езда в одиночку сложна тем, что никто тебе не поможет, нужно рассчитывать только на себя. Но плюс в том, что можно проезжать дальние расстояния за более короткое время, не нужно под кого-то подстраиваться.
Если вам кажется, что после сорока остается только удобно расположиться на диване перед телевизором и изредка ездить расслабляться на южных пляжах, а активная и даже экстремальная часть жизни позади – вы глубоко ошибаетесь. И вот живой тому пример.
По возможности на ночлег Евгений пытался останавливаться в лесу
Евгений Минович листает фотографии, попутно делая комментарии:
- Это мы в прошлом году день Победы в Берлине встречаем, вот он, Рейхстаг. А это в Молдавии. Я туда как минимум два раза в год езжу, обычно весной и осенью, здесь мы с кругосветными путешественниками из Норвегии, тоже байкеры. А это мне кубок вручают, в позапрошлом году. Видите, «мамонт зимы» подписано? Мне еще и бейсбольную биту тогда подарили. А вот, тоже в Молдавии, мне вручают приз за водительский стаж, красивый кубок, щит, две секиры и меч....
Я не успеваю записывать названия всех клубов и мероприятий, про которые рассказывает мой собеседник.
- Я самостоятельно еду на какой-нибудь фестиваль, просто, куда душа потянет, и обязательно там будут знакомые,- говорит байкер. – А это мы с женой, она у меня не против увлечения мотоциклами, даже наоборот. Я и «голду» купил, чтобы ей со мной вместе удобно было ездить.
Галопом по Европам
Этим летом Евгений в одиночку отправился покорять Европу. Цель поездки – посещение трех самых крайних точек этой части света. Самая северная точка Европы – мыс Нордкап в Норвегии, самая западная – мыс Рока в Португалии, самая южная – мыс Марроки в городе Тарифа в Испании, через Гибралтарский пролив до Африки всего 15 километров.
Путешествие заняло 20 суток, за это время байкер преодолел 16 тысяч километров, кроме соседней Беларуси посетил 15 стран: Финляндию, Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Монако, Италию, Австрию, Чехию и Польшу.
Байк Евгения Honda Gold Wing весит полтонны
Кроме последней ночи, когда Евгений заехал в гости к своему товарищу в Беларусь, он ночевал в палатке. Там, где это было возможно, например, в Скандинавии, располагался прямо в лесу, где нельзя – в кемпинге. Предпоследнюю ночь в Польше и вовсе на заправке разрешили палатку поставить. Даже питание свое было, большая кружка, горелка, чай, кофе, каша и тушенка – все с собой. А когда надоедала такая еда – ел в кафе, благо, в Европе общепит очень развит, всегда можно найти где перекусить.
- Я везде продвигал русский язык, - смеется Миныч. - Конечно, без английского никуда. В Европе везде понимают английский. Так что с помощью минимального набора фраз элементарный разговор поддержать можно.
Самый дорогой бензин в оказался Норвегии, свыше 90 рублей за литр. Но для местных жителей, по словам байкера, это приемлемая стоимость, там уровень жизни очень высокий.
- Ездил не по платным автобанам, а по альтернативным дорогам, - вспоминает Евгений Минович. - Там везде ограничена скорость. В Скандинавии самая максимальная – 100 километров в час, чаще всего на трассах разрешено ехать 80 километров в час, в населенных пунктах – 50 километров в час, а вблизи пешеходных переходов – 30 километров в час. Поэтому средняя скорость получалась около 60 километров в час, суточные пробеги были не очень большие. Серпантины, ситуация могла осложняться непогодой. В Скандинавии трое суток ехал под дождем, на Нордкапе температура была 3 градуса по Цельсию, дождь, порывистый ветер, полтонны весит мотоцикл, и все равно нас с дороги уносит! Самые жаркие дни были на юге Испании, Франции, Италии, практически везде под сорок градусов жары. Что можно сказать о качестве дорог, если первую аварию я увидел, проехав большую часть пути, только в Чехии? Все ездят очень аккуратно, скоростной режим не нарушают. В Европе много мотоциклов, она приучена к двухколесному транспорту, все аккуратны, вежливы. С агрессивной манерой езды я столкнулся только в Испании и Италии.
Самая западная точка Европы - мыс Рока
Евгений признается, что северная природа его очень манит.
- В прошлом году ездил на самую северную точку России, это за Мурманском полуостров Рыбачий, - вспоминает байкер. - Нордкап севернее. Суровая северная красота! Финляндия и наша Карелия очень похожи: леса, озера... Север притягивает, загорать я не люблю, жару плохо переношу, поэтому север мне как-то ближе. Кроме того, запомнилась Испания, опять же северная ее часть. Гористая местность, очень своеобразная архитектура.
В планах на будущее - пересечь Америку по знаменитой дороге Road 66 с запада на восток, а также проехать всю Россию до Владивостока. На первый взгляд – идеи безумные. Не проще ли на диване?
- Да, это риск, - признается Евгений. - Но это адреналин! Каждый день ты стараешься проехать больше, в более короткий срок, это путешествие на выносливость, на познание своих физических возможностей, преодоление собственных сомнений. Самого себя спрашиваешь, а не слабо ли тебе? В прошлом году, когда в Карелию ездил, в четверг уехал, а в понедельник уже на работе был, пять тысяч километров на своём мотоцикле! Экстрим помогает восстановить здоровье, в таких путешествиях адреналин лечит, обо всех недугах забываешь.