Повезёт, если довезёт!
Пожалуй, у каждого смолянина найдется в загашнике парочка нелестных историй о службе такси. Вот и со мной недавно приключилась неприятность. К тому, что не все водители, даже с навигатором, с первого раза находят путь к моей новостройке, я уже привыкла. Действительно, в моем районе дома расположены в каком-то хаотичном порядке, да ещё и не на всех картах они есть. Вызывая машину, всегда готовлюсь к тому, что придётся объяснять, как доехать.В тот день доехать до пункта назначения мне нужно было строго к определённому времени. Прикинув, сколько минут понадобится на поиск дома, борьбу с пробками и другие непредвиденные мелочи, машину вызываю за час. Проще будет на месте подождать. Спустя пятнадцать минут мне перезванивают. Машина подана, милости просим. Однако машины нет и нет. Перезваниваю первый раз. Таксист заблудился. Жду. На втором звонке выясняется, что только подъезжает к району. Затем приходится объяснять дорогу. До назначенного времени остаётся полчаса. Затем выясняется, что таксист уехал. Ну, вот попросту не приедет он, и всё. Был, мол, не нашёл, уехал.
– А что же ты хочешь, – объясняет мне по дороге следующий приехавший водитель. – Я никаких бумажек, что обязан забрать тебя, не подписывал, так ведь? Наказать ты меня не можешь. Ну, пожалуешься диспетчеру, и что? Дорогу не нашел? Так многие молодые ребята только на навигатор надеются, не зная города вообще. По мне так: не знаешь дорогу – не бери заказ. Кстати, поищи помельче, у меня сдачи не будет...
Приехали, возьмите чек, пожалуйста!
А ведь действительно, есть ли какие-то нормативные акты, регулирующие отношения между службой такси и пассажиром?
Первое, что приходит на ум: таксист обязан обеспечить безопасность перевозки пассажира, соблюдать правила дорожного движения. Но и с этим в городе, похоже, не всё хорошо. Так, например, проводимая в начале этого года сотрудниками Госавтоинспекции операция «Такси» показала, что правонарушений среди извозчиков очень много. Тогда всего лишь за неделю выявили 446 нарушений таксистами правил дорожного движения. В итоге девять легковых машин с шашечками лишились регистрационных знаков, их эксплуатацию запретили. Шесть машин возили пассажиров, не имея талонов техосмотра, в 85 случаях таксисты вообще водили неисправные машины, 38 раз инспекторы штрафовали их за непристёгнутый ремень безопасности, а 91 раз – за превышение скорости. За это время инспекторы устроили три внеплановые проверки в организациях извозчиков; по фактам невыполнения законов, связанных с безопасностью дорожного движения, в органы прокуратуры и исполнительной власти поступило шесть информаций.
– Однажды пришлось ехать со странным водителем, который вместо того, чтобы смотреть на дорогу, копался в своем телефоне, – рассказывает Юлия. – Когда такое поведение стало выходить уже за все возможные рамки, мой молодой человек попросил водителя обратить внимание на проезжую часть, ведь нам живыми хотелось домой попасть. Реакция оказалась просто возмутительной: таксист нас высадил! Мы позвонили в службу такси, в котором работал мужчина, нам сказали, что учтут наше мнение, но новую машину не прислали.
О том, как должно оказывать услугу, говорится в постановлении правительства под номером 112 от 14 февраля 2009 года «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Интересующую нас часть, а именно такси, затрагивает четвёртый раздел документа.
Итак, что мы должны знать, вызывая в такси? По прибытии легкового такси к месту его подачи пассажиру сообщается местонахождение, государственный регистрационный знак, марка и цвет кузова машины, а также фамилия, имя и отчество водителя. Вы всегда знаете, кто именно вас везёт до нужного места?
В документе также указано, что пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчётности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Они должны содержать обязательные реквизиты. Когда последний раз вы слышали от таксиста: «Приехали, возьмите чек, пожалуйста»? Никогда?
В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проёмы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Так что если водитель заставляет вас положить чистый рюкзак в багажник и заплатить отдельно за багаж, смело можете отказывать и ссылаться на постановление правительства!
На передней панели машины справа от водителя размещается полное или краткое наименование фирмы, которая оказывает услугу, условия оплаты, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Но не стоит забывать, что и пассажиры не должны перевозить в машине зловонные и опасные вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, вещи, загрязняющие транспортное средство или одежду пассажиров и водителя. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
– В основном к нам поступают обращения, касающиеся культуры обслуживания, – рассказала начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Смоленска Валентина МЕДВЕДЕВА. – Хотя таких жалоб в отношении таксистов меньше, чем, например, водителей маршруток. Чаще всего пассажиру приносятся извинения, а водитель может быть привлечён руководством к дисциплинарной ответственности. Конечно, если из-за не вовремя поданной машины клиент опоздал на поезд, он может через суд требовать взыскания причинённых убытков и компенсацию морального вреда. Обращаться с жалобами по поводу оказания услуги можно к руководству такси, в органы лицензирования и к нам, в отдел по защите прав потребителей.
Опасные поездки
Однако не только у потребителей бывают претензии к работе таксистов. Пожалуй, каждый водитель мог бы вспомнить из своей практики как минимум пару-тройку неприятных случаев с подвыпившими или нахамившими пассажирами. Хорошо, если такие истории заканчиваются просто словесной перепалкой. К сожалению, в нашем городе не так уж редки случаи нападения на таксистов. Например, весной этого года трое смолян до смерти избили водителя, согласившегося подкинуть их до деревни Лосня Починковского района. А месяцем раньше, в день всех влюблённых, трое безработных из Монастырщинского района, которым сотрудники кафе вызвали такси, избили водителя и отобрали у него телефон за то, что стоимость поездки оказалась на 20 рублей дороже, чем те ожидали.
– Когда я устраивался работать в нашу службу такси, меня предупредили, что я могу отказаться везти неадекватных пассажиров, – рассказал Сергей. – И ведь это правильно, я понимаю, что не всегда это честно, но своя шкура дороже. Пьяная компания может придумать всё что угодно!
КСТАТИ
Согласно реестру выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории нашего региона, который опубликован на сайте департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, 2 034 автомобиля зарегистрированы как такси. Это могут быть не только крупные службы, но и частные извозчики, которые официально оформили свою деятельность.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Как в нашем городе называют таксистов, которые работают не на контору, а находят своих клиентов на улице? Чаще всего смоляне зовут их либо «бордюрщиками» либо «бомбилами». А вот в Одессе таких водителей принято называть «кастрюльщиками»! Словари приводят еще несколько разговорных синонимов к нелегальным таксистам: в Дагестане и Крыму к подрабатывающим частным извозом людям применяют слова «грачевать» и «карпала», «карпать». Причём слово «грач», например, в Киеве означает не водителя-таксиста, а пассажира. Потому как, махая на дороге рукой, становится похож на птицу. В Липецке «бомбилу» могут назвать «мещер», а в Воронежской области – «шкипер».
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА