Смоляне часто пьют за рулём
Выделить свободную минутку для общения с корреспондентом Игорю Викторовичу оказалось не так уж просто. Даже во время беседы не прекращались звонки: «Отключили светофор, нужен регулировщик». Однако, несмотря на плотный график и, мягко говоря, совсем нескучные будни, полковник Ефименков о выборе профессии не жалеет.– На службу я попал в 1994 году, то есть девятнадцать лет назад. К тому времени я уже успел получить права категории А, В и С. В Госавтоинспекцию попал уже взрослым человеком со сложившимися взглядами, я четко понимал, что иду на сложную работу.
– Что изменилось с тех пор, чем отличалась служба тогда и сейчас?
– Тогда было меньше участников дорожного движения, да и уважения к правилам было больше. Зато сейчас намного строже подход к отбору сотрудников. Требования к кандидатам закреплены в законе о полиции и других нормативных актах. Помимо образования и отменного здоровья (не космонавты, конечно, но что-то подобное) требуется и психологическая выдержка, ведь работа с людьми всегда нелегка. Пожалуй, из всех претендентов на службу попадает порядка десяти процентов. Поэтому люди, пройдя такой конкурс, приходят более подготовленные, и естественно, они ценят свою работу.
– Сотрудник ГИБДД тоже автомобилист. В чём разница между взглядом на дорогу простого водителя и человека в форме?
– Понимаете, водитель или пешеход может за месяц стать очевидцем одной аварии. А наши сотрудники ежедневно сталкиваются с дорожно-транспортными происшествиями, видят их причины, а самое главное – страшные последствия. Естественно, отношение наших сотрудников как водителей к соблюдению ПДД уже другое, практически на уровне инстинкта самосохранения.
– Возникают ли проблемные ситуации в связи с подготовкой к юбилею города?
– Конечно, ведь сейчас очень активно меняется дорожная инфраструктура, и на нас это накладывает очень большую ответственность. Многие водители привыкли к тому, что пятнадцать лет на одном и том же месте всегда висел определённый знак, не всегда сразу замечают новый. В связи с реконструкцией улиц, моста через Днепр на улице Дзержинского приходится уделять особое внимание тому, чтобы наладить бесперебойное движение транспорта. Порой не столько дорожная ситуация становится причиной, а сами водители, пытаясь где-то проскочить быстрее, создают дополнительные заторы. Но ведь проблемы временные, стоит потерпеть ради того, чтобы город стал лучше.
– Повлияли как-то на дорожную ситуацию светофоры, установленные недавно на улице Крупской? Раньше ведь она была одной из самых небезопасных.
– Число наездов на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах намного сократилось. Ведь, по статистике, людей чаще всего сбивают даже не тогда, когда они переходят дорогу где им удобно, а именно на необорудованных зебрах. Несмотря на все ужесточения, водители часто нарушают правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов. Но возможности поставить сотрудника на каждый перекрёсток у нас нет. Поэтому один из путей решения – установка светофоров.
– Что чаще всего нарушают смоляне?
– Пожалуй, самое грубое нарушение – это употребление спиртных напитков и вождение в нетрезвом виде. Кроме того, часто попадаются граждане в состоянии наркотического опьянения. Опять же на законодательном уровне ужесточаются карательные меры по отношению к таким водителям, но к проблеме необходим комплексный подход. Только запреты в борьбе с алкоголизмом и наркоманией не помогут, здесь нужны профилактика и пропаганда здорового образа жизни.
НАША СПРАВКА
Из истории ГИБДД
Датой образования Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года. Тогда Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции ГУРКМ НКВД СССР. Сотрудники ГАИ, согласно документу, могли беспрепятственно посещать и обследовать автохозяйства, приостанавливать эксплуатацию неисправных автомобилей, налагать на нарушителей штрафы, лишать водителей права на управление транспортными средствами.
В отличие от существовавших ОРУДов (отделов регулирования уличным движением), создававшихся на местах, ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счёт средств госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.
В 1937–1939 годах городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ. Также были организованы специализированные мобильные подразделения – отряды автодорожного надзора. Они несли службу на пикетах и маршрутах патрулирования. А жезл чёрно-белого цвета регулировщики уличного движения стали применять с 1939 года.
После Великой Отечественной войны в народное хозяйство было передано большое количество автомобилей и мотоциклов, в том числе трофейных. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована необходимыми техническими средствами регулирования движения. Поэтому не случайно в эти годы были разработаны ГОСТы на дорожные знаки и номерные знаки транспортных средств. Они позволили упорядочить изготовление и установку этих знаков, произвести переучёт всего автопарка страны.
В 50-е годы автомобили и мотоциклы милиции стали иметь специальную окраску и оборудоваться ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящими установками. Впервые в территориальные подразделения были направлены брошюры, плакаты, кинофильмы по пропаганде правил уличного движения.