Треть смоленских дорог нуждается в срочном ремонте
В западных странах на дорогах делают специальную аэрографию, имитирующую выбоину на асфальте. Это для того, чтобы водители снижали скорость.Смоленск продвинулся дальше – нам рисунки ни к чему, у нас ямы вполне реальные, не то, что разогнаться, при скорости ниже разрешенной по городу без эксцессов проехать сложно. Наверное, таким образом, государство экономит на установке «лежачих полицейских». Шутки шутками, а дорожные вопросы на Смоленщине уже относятся к разряду риторических.
Реквием по улице Рыленкова
Одна из наиболее сложных улиц в городе – Рыленкова. Мало того, что с организацией движения на перекрестке с улицей Петра Алексеева до сих пор вопрос не решен, так и само состояние дорожного полотна больше похоже на рекламу автомастерских. Киселевка - один из самых густонаселенных, развитых и современных, полностью обеспеченных инфраструктурой микрорайонов города. Казалось бы, именно здесь не должно быть проблем с асфальтом: не окраина ведь. Ан нет! Многочисленные акции автомобилистов с окрашиванием выбоин и жалобы в прокуратуру, к сожалению, результата не принесли.
Напомним, что в последний раз улица перенесла капитальный ремонт в 2007 году, тогда на реконструкцию дорожного полотна потратили почти 40 миллионов рублей. Кстати, толщину асфальта тогда увеличили – старый при ремонте не снимали. Но это не помогло, еще на момент гарантийного срока (он закончился в прошлом году) дороги пришла в полную негодность. Одним только ямочным ремонтом здесь, пожалуй, не обойтись. Однако просто так восстановить улицу за собственные деньги администрация города не в состоянии. Во-первых, это будет квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств, а во-вторых, и бюджет-то дефицитный, выкроить лишних пару десятков миллионов вряд ли получится.
Администрация города попробовала решить проблему наиболее очевидным способом – через суд заставить подрядчика исправить недостатки, тем более что до 2012 года дорога находилась на гарантии. Но арбитражный суд полностью отклонил требование управления ЖКХ, да еще и обязал коммунальщиков возместить фирме судебные расходы, которые вылились в солидную копеечку - более 170 тысяч рублей. До 6 марта администрация вправе обжаловать решение суда. А пока будут вестись юридические войны, дорога на Рыленкова продолжит разрушаться и останется кошмаром смоленских автомобилистов.
Литой асфальтобетон – панацея?
Покамест теплые дни не настали, а ремонт проводить уже необходимо, власти изыскали более-менее приемлемый способ латания ямок. При температурах, близких к нулю, в выбоины будут укладывать литой асфальтобетон, который застывает буквально за пять минут. Так и хочется съязвить, что держаться он будет не намного дольше. Но до полноценного ремонта, который обещают начать весной, еще далеко, а потому остается довольствоваться хоть такими методами.
В первую очередь обещали отремонтировать улицы Кашена, Свердлова, Дзержинского, Рыленкова, Николаева, Маршала Еременко, а также Пятницкий путепровод.
Что касается многострадальной «Дзержинки», то надежда на ее воскрешение пока жива. Администрация Смоленска, наконец, расторгла контракт с компанией ООО «Ресурс» через суд.
Напомним, что на реконструкцию улицы было выделено более 200 миллионов рублей, но фирма-подрядчик освоила лишь 23 миллиона, то есть меньше десятой части средств. За эти деньги отремонтировали небольшой участок дорожного полотна. Удалили бордюры по всей длине улицы (кое-где их все же заменили новыми). Затем более, чем на год работы приостановили. Проблему подрядчик видел в переносе световых опор для расширения проезжей части, в проекте ремонта этого, по словам представителей фирмы, не было.
Теперь, если «Ресурс» не обжалует судебное решение, администрация объявит новые торги на выполнение ремонтных работ на многострадальной улице.
Водитель самостоятельный
Российские автомобилисты тем временем тоже не сидят, сложа руки. Пользователи интернета нашли свой способ решения «впуклых» проблем. На просторах сети можно найти такой ресурс как «РосЯма».
Сознательные водители на карте местности самостоятельно обозначают выбоину. Это помогает ориентироваться на дорогах – по каким улицам не следует ехать, если не хочешь добить подвеску. Правда, вполне может быть и такой вариант: ямы просто не отмечены или их слишком много на всех близлежащих улицах.
Но информирование – отнюдь не главная задача портала. Здесь автолюбители стараются повлиять хотя бы на ямочный ремонт дорог. Механизм прост: для начала фотографируем яму и направляем созданное по шаблону заявление в местное ГИБДД. Ждем 37 дней с момента регистрации заявки, если ответа нет – пишем (опять же, по шаблону) в прокуратуру.
По статистике сайта, среднее время устранения выбоин в России – три месяца и пять дней. Отмеченных с помощью сервиса ям в стране насчитывается более десяти тысяч, еще девять с половиной тысяч выбоин были залатаны.
К сожалению, в список проработанных городов Смоленск не вошел. То ли пользователи не настолько активны, хотя отмеченных на карте области ям не мало, то ли механизм в нашем регионе не срабатывает.
Грузовики губят дороги
Почему изнашиваются дороги – этот вопрос мучает специалистов и пользователей. Власти часто ругают любителей шипованых шин. Однако проведенное американцами исследование показало, что глубина колеи от влияния таких покрышек увеличилась на семь миллиметров. Важное дополнение – дорожному покрытию, на котором ставили эксперимент, ни много ни мало – 40 лет и ежедневно здесь проезжает почти 200 тысяч машин.
Значит, шипы не при чем. Может быть, погодные условия? Да нет, Россия ведь не единственная северная страна, однако наше бездорожье даст фору пожалуй, даже Гренландии.
Грузовики. Все дело в них! Чтобы тяжелые машины не разбивали и без того многострадальный асфальт, придумали немалое количество ограничений. По данным СОГБУ "Смоленскавтодор", движение большегрузов может быть приостановлено «во время неблагоприятных природно-климатических условий; в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги или ее участков; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств в нерабочие, праздничные и выходные дни или накануне; же в часы максимальной загрузки автомобильных дорог».
Значит, грузовики тоже отпадают. Так почему же дороги дырявятся? На вопрос ответили умные немцы. В отчете немецкого дорожного союза (Deutscher Asphaltverband) главными причинами ямообразования считаются ошибки проектирования дороги, неправильный подбор состава асфальтобетонной смеси (не соответсвует температуре и влажности окружающей среды), недостаточная связь между слоями асфальта и недочеты окончательного контроля. Хотя, что они знают, немцы эти?
Треть областных дорог нуждается в ремонте
На начало 2013 года в СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» на балансе числится 8305 километров автодорог регионального или межмуниципального значения. Из них 5787 имеют асфальтобетонное или цементобетонное покрытие, 90 километров – грунтовые дороги, а остальные - гравийные.
По результатам ежегодного комиссионного осмотра за 2012 год в ремонте нуждается 2446 километров дорожного покрытия.
По данным «Смоленскавтодора», в 2012 году были образованы территориальные дорожные фонды, и все работы, которые проводятся на дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляются за счет дорожного фонда Смоленской области.
В первую очередь планируется ремонт трасс с наибольшей интенсивностью движения и тех дорог, по которым регулярно ездит общественный транспорт. ГИБДД и управление государственного автодорожного надзора проводят плановые проверки состояния дорожного покрытия и выдают предписания, которые должны выполняться в установленные сроки. А вот жалобы и обращения пользователей в официальной формулировке лишь «учитываются при планировании работ по ремонту и содержанию дорог».
Фото: Марина СОКОЛОВА