Авто

В погоне за идеальной маршруткой

12 декабря 2012 года в 10:04
Четверг. Около 11 часов утра. Подъезжаем к автобусной остановке на улице Попова, около школы № 37. Народ в ожидании маршрутки переминается с ноги на ногу. Наша команда – я, два инспектора Госавтодорнадзора и пара сотрудников ГИБДД – занимает позицию чуть поодаль.

Работа над ошибками

– Здесь удобное место для проверки, – объясняет Сергей СТЕПАНОВ, главный государственный инспектор управления Госавтодорнадзора по Смоленской области. – Автобусы и маршрутные такси ходят плотно – один за другим.

Их-то мы и будем проверять – соблюдают ли они транспортное законодательство. Меня вводят в курс дела: если есть нарушение, сотрудники Госавтодорнадзора составят рапорт и обяжут перевозчика устранить недостаток. И пока этого не будет сделано, эксплуатацию автобуса или маршрутки запретят. А вот задержать маршрутку, не соответствующую нормам безопасности, не имеют права. По рапорту, как правило, составляют протокол об административном правонарушении.

Взмах жезлом, и дорожный полицейский останавливает маршрутку. При проверке инспекторы стараются сделать всё быстро. Чтобы люди по полчаса не ждали.

– Сами пассажиры на проверки реагируют по-разному, – говорит Степанов. – Кто-то адекватно – понимают, что об их же безопасности заботятся. А есть такие, которые ругаться начинают.

В этот раз таких не оказалось. Пассажиры, конечно, с любопытством вертят головами, но продолжают греться в маршрутке.

В первую очередь у шофёра смотрят документы: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и путевой лист. Был ли перед выходом на линию технический осмотр, проверил ли маршрутку механик и не забыл ли водитель показаться врачу. А ещё – когда он вышел на линию и во сколько должен вернуться. К слову, рабочая смена водителя не может превышать двенадцать часов. Но, по словам Сергея Степанова, перевозчики стали очень грамотными, и уличить их в нарушении режима труда очень тяжело.

– Вот отметка, что водитель прошёл медосмотр, – инспектор указывает на штамп в путевом листе. – В девять утра он вышел на линию. Тут сказано, что транспортное средство осмотрел механик. А вот тут схитрили: когда возврат, не указано. Написано только – «по расписанию». Подстраховались на всякий случай.

Пока мы ищем отметки в путевом листе и проверяем документы, инспектор уже осматривает салон.
– А почему у вас запасное колесо в салоне не закреплено?

– Не успел, только вчера запаску менял, – пытается выкрутиться водитель.

– А вы знаете, что это недопустимо? И что механик должен был проконтролировать это? Ведь отметка, что он с утра смотрел машину, есть.

– Да, знаю, – виновато кивает мужчина.

Нарушение вносят в рапорт. К слову, не закреплённая, как надо, запаска – одно из наиболее частых нарушений из перечня неисправностей, при которых эксплуатация автобусов и маршрутных такси запрещена. Кроме того, механики перед выходом на линию часто забывают проверять исправность замков. Водители и сами порой не знают, открывается ли дверь запасного выхода.

Про покрышки и эстетику

Ещё один опасный момент – изношенная резина.

– Нередко на одну ось устанавливают шины с разным рисунком протектора, – поясняет инспектор. – Например, одну шипованную, а другую – летнюю. Или вообще на лысой резине ездят.

Часто в маршрутке не оказывается огнетушителя. Или другой, более циничный вариант – он есть, но не работает или срок поверки истёк. В идеале огнетушителей в маршрутке должно быть два. И оба – заряжены и опломбированы.

Кроме того, наказать перевозчика могут и за отсутствие информации для пассажиров или её неприглядный вид. За помятую, порванную или нечитаемую бумажку с контактными данными перевозчика и прочая – могут влепить штраф. Эстетика салона тоже немаловажна. Например, грязь и рваные сиденья недопустимы: раз перевозчик берёт с пассажиров деньги, то он отвечает за качество своих услуг. За это тоже могут наказать.

Кильки в банке

Пристально следят инспекторы и за тем, чтобы в маршрутке не был превышен лимит пассажиров. Кстати, если разобраться, сами смоляне, пытаясь влезть в «газельку» и упрашивая водителя взять их на борт хотя бы стоя, создают опасную ситуацию.

– Нарушаются условия безопасной перевозки пассажиров, – говорит Александр МОТОРИКО, инспектор Госавтодорнадзора. – Человек не обеспечен пассажирским местом, и если произойдёт ДТП, тяжесть последствий предугадать сложно. А ответственность за это будет нести водитель. Ведь за количеством пассажиров должен следить именно он.

Если в таком случае выяснится, что в маршрутке был перегруз, то водителя или предприятие привлекут к административной ответственности. К слову, фирме-перевозчику такой промах может обойтись в 30–40 тысяч рублей штрафа.

По мнению инспекторов, в большинстве таких нарушений виноват самый обычный русский «авось». А бороться с ним можно только наказывая недобросовестных перевозчиков рублём и постоянно их контролируя.

Идеальной маршрутки, увы, мы в этот день не обнаружили. То какая-нибудь мелочь подведёт, то грязь, то сиденье рваное... Но теперь я, садясь в маршрутку, буду гадать: истекла ли поверка огнетушителя и хорошо ли спал сегодня водитель. И уж точно не стану пытаться уплотнить и так заполненный под завязку автобус. Ну, только если очень-очень надо...

В ТЕМУ

По словам сотрудников Госавтодорнадзора, за последние несколько лет смоленские маршрутки, как это ни парадоксально, стали безопаснее. Отчасти это связано с тем, что парк автобусов обновился. На смену громыхающим и чуть ли не разваливающимся на глазах «Газелям» пришли более вместительные «Форды», «Пежо», «Ивеко», «Ютонги». Обновление автопарка было одним из условий конкурса среди перевозчиков на право работать на городских пассажирских маршрутах.

Да и нарушений выявлять стали значительно меньше. За 11 месяцев инспекторы Госавтодорнадзора провели 681 проверку, осмотрели больше трёх тысяч автобусов. И на маршрутах насчитали 437 случаев несоблюдения правил безопасности при перевозке пассажиров. Если в прошлом году за такие нарушения были привлечены к ответственности 714 должностных лиц, то в этом году – 555.

– Профилактическая работа делает своё дело, это точно, – считает Иван КУТЕНКОВ, начальник управления Госавтодорнадзора по Смоленской области. – А с 1 января 2013 года все автобусы должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС. С любого диспетчерского пункта или компьютера будет видно, где находится транспортное средство, соблюдало ли он расписание движения. Во сколько выехал, когда отдыхал, с какой скоростью ехал. Перевозчиками просто придётся делать всё по правилам.

По словам Ивана Кутенкова, этой системой уже оборудована часть школьных автобусов, большая часть транспорта «Автоколонны-1308». Также «оглонассили» Ярцевский и Рославльский районы области.
Смоленские автодилеры подняли цены на иномарки
Смоленская зима на четырёх колёсах

Другие новости по теме