Константин Лазарев: "Если нам не помогают наводить порядок в городе, то пусть хотя бы не мешают!"
На днях редакцию «Смоленской газеты» посетил глава администрации Смоленска Константин ЛАЗАРЕВ. Он дал оценку сегодняшнему состоянию городского хозяйства, рассказал о рабочей поездке в Минск, а также ответил на вопросы журналистов:– В целом в Смоленске тренд весьма и весьма положительный, я считаю, но обстановка остаётся напряжённой, потому что задач много. Они очень важные, очень нужные, их многие по-разному оценивают. Не со всеми мы находим общий язык, кто-то считает, что нужно действовать по-другому, но, повторю, тренд в целом положительный. Ситуация меняется, и через месяц-полтора, когда все работы в Смоленске закончатся и страсти улягутся, мы с вами увидим результат. В целом я удовлетворён теми темпами, которые взяла городская администрация по выполнению поставленных задач.
Стратегический задел на будущее
– Расскажите, пожалуйста, о своей рабочей поездке в Минск.
- Я очень доволен встречей с мэром Минска – председателем горисполкома Николаем Ладутько. Состоялся обмен мнениями по сложившейся ситуации, Николай Александрович предложил нам активнее сотрудничать в плане подготовки к 1150-летию Смоленска. К тем работам, которые ведутся в городе, мы можем привлечь белорусских подрядчиков – они хотят работать у нас. Мы уже сейчас работаем с витебскими, могилёвскими и другими подрядными организациями Белоруссии. И там, где наши отказываются работать или не могут выполнить поставленные задачи, будем пробовать привлкать белорусских партнёров. Эта тема подлежит дальнейшему обсуждению, здесь должны работать экономисты, проектировщики и другие специалисты. Например, у нас сегодня нет достаточного количества подрядчиков, которые могли бы заниматься перекладкой трамвайных путей, переустановкой контактной сети, а у соседей такие возможности есть. Вы знаете, что при ремонте трамвайных путей у нас используются технологии, которые применяются в Минске, я говорю о Заднепровье. Такие технологии мало распространены в России, мы пионеры в данном вопросе, и белорусов интересует, как у нас идут дела.
Мы побывали на заводе «Белкоммунмаш», встречались с руководителем предприятия. Считаем возможным при определённых обстоятельствах произвести дополнительную закупку трамваев и троллейбусов, которые там производят. Будем двигаться дальше!
– В этой связи расскажите, пожалуйста, о взаимодействии городской администрации с российским Центром стратегических разработок.
– Недавно нами была подписана декларация о намерениях. Центр является консультантом Сбербанка России, Минэкономразвития и ряда других серьёзных государственных ведомств. Это организация, которая в том числе оценивает и готовит проекты федеральных целевых программ. Надеемся с ней активно поработать на перспективу, чтобы после 2013 года, когда целевое федеральное финансирование города закончится, не произошёл провал. Мы должны создать преемственность и сохранить поступательное развитие города. Полагаем, что Центр стратегических разработок с теми связями, которые у него есть, будет работать на эти цели.
К кому придут коллекторы?
– Насколько город готов к зиме?
– Сегодня пока ещё не готов, но я хочу поблагодарить работников нашей коммунальной инфраструктуры! Несколько дней назад состоялась встреча с руководителем Ростехнадзора по Центральному федеральному округу, на которой была дана объективная оценка подготовки города. Планы выполнены. Мы стали укладываться в федеральные нормативы по замене ветхих тепловых сетей и водопровода – начали менять до 10% сетей ежегодно. Поэтому есть все предпосылки к тому, чтобы мы нормально подготовились к зиме, провели предстоящий отопительный сезон не хуже, чем предыдущий. Напомню: у нас не было ни одного серьёзного инцидента, я уж не говорю об авариях. В этом году запускаем станцию на Верхнем Волоке, на сегодня в центре заменены почти все коммуникации. Замена производится районированно, не по отдельным домам или ниткам.
– На недавней сессии горсовета, когда МУП «Смоленсктеплосеть» были предоставлены муниципальные гарантии, ваш заместитель Николай Петроченко упомянул, что необходимо приглашать коллекторов для сбора долгов по ЖКХ. Не могли бы вы прокомментировать это заявление?
– Да, «Теплосетям» были предоставлены гарантии на 165 млн. рублей, это абсолютно правильное решение, абсолютно необходимое. Нужно сказать, что это не прямые долги «Смоленсктеплосети», а задолженности, которые имеют жители перед управляющими компаниями и соответственно управляющие компании – перед «Теплосетями». И администрация вынуждена брать на себя ответственность за неплатежи населения. Вы знаете, как себя ведёт генерирующая компания. Согласно их требованиям, мы должны были сократить имеющуюся задолженность. На 1 октября прошлого года она равнялась 346 млн. рублей. Было поставлено жесточайшее требование – чтобы она стала не более 200 млн. Для выполнения этого требования нам пришлось использовать бюджетные возможности, чтобы наши жители не почувствовали никаких осложнений в начале отопительного сезона. С другой стороны, мы должны привлечь к ответственности нерадивых граждан, которые не хотят платить за предоставленные услуги, должны потребовать денежные средства с управляющих компаний, чтобы они рассчитались со «Смоленсктеплосетью». Мы выигрываем суды, и служба судебных приставов работает активно, но дойти до каждого должника она пока не может. Для этой цели и привлекается коллекторское агентство. На сегодня уровень оплаты населения не превышает 90-92%, в то время как в ряде других регионов он приближается к 97-98%. Вот эту разницу мы должны собрать и направить тем организациям, которые в этих деньгах нуждаются. В конечном итоге бюджет города не сможет постоянно оплачивать долги управляющих компаний.
Есть и другая сторона этой медали. К сожалению, действующее законодательство недостаточно эффективно. Если управляющая компания объявляет себя банкротом, уходит и на её месте образуется другая, то мы эти долги получить уже не сможем, и такая тенденция существует. Для управляющих компаний есть лазейка.
– Так коллекторы придут к населению или к управляющим компаниям?
– И к тем, и к другим. Если денег не хватает, но есть желание платить, есть механизм оказания социальной помощи таким людям. К сожалению, они не обращаются к нам с подобными проблемами.
Старые дороги…
– Всех волнует состояние дорог в Смоленске. Когда закончатся текущие ремонты? Какие дороги планируется ещё отремонтировать?
– Работы по ремонту улично-дорожной сети должны быть закончены до 1 ноября текущего года в соответствии с действующими договорами. На сегодня график ремонта в основном соблюдается. Правда, мы планировали улицу Дзержинского закончить уже на этой неделе, но в каких условиях люди работают? Почему-то никто не хочет войти в положение подрядчиков! Это возмущает меня, как руководителя администрации. Чтобы нормально провести ремонтные работы, наверное, можно было бы и перекрыть улицу Дзержинского на 2-3 дня, обеспечив объезд. Нет же, ГИБДД было принято решение оставить проезд открытым!.. Трудности, безусловно, возникают, но то, что делают подрядчики, и не только на улице Дзержинского, нас полностью устраивает. Заметьте, при бесконечных, непрекращающихся, круглосуточных проверках контролирующих органов серьёзных замечаний не предъявлено, думаю, что их и не будет. Могу с сожалением заметить, что те, кто должен помогать нам, не делают этого. Сегодня в городе идёт массовая работа по капитальному ремонту дорог. Так надо оказывать нам содействие, с пониманием к этим вопросам относиться и всячески помогать, тогда будет нормальный результат. А когда одни стараются, а другие идут поперёк, вряд ли может получиться что-то положительное.
Этой осенью будет закончен ремонт проспекта Гагарина – вы видите, какая замечательная магистраль получилась, несмотря на бесконечные вопросы в своё время. Будут закончены улицы Дзержинского, Нормандия-Неман, Соболева, Бабушкина, Московское шоссе, Рыленкова, Жукова, Витебское шоссе, 12 лет Октября, улица Фрунзе, это только центральные улицы я назвал. На следующий год в ремонт идут улицы Николаева, Кирова – по ним готовится проектно-сметная документация. Потратим ещё около одного миллиарда рублей на улично-дорожную сеть, постараемся учесть обоснованные замечания, чтобы не повторять ошибки. Что касается дворовых территорий, то с учётом объёма работ, произведённых в прошлом году и в этом, мы заасфальтируем около 10% дворовых территорий всех многоквартирных домов. Сравните, если раньше на улично-дорожную сеть города тратилось 50 млн. рублей в год, в том числе и на дворовые территории, сегодня около полутора миллиардов – есть разница? Конечно, всегда есть что-то плохое – недочёты, ошибки, но надо всё-таки видеть и хорошее. Позитив явный.
…и новые колёса
– Давайте вспомним про тот стресс, который испытали смоляне и гости города, когда были сняты рельсы с проспекта имени Гагарина. Было много всяких разговоров, так скажите, какая судьба ждёт смоленский трамвай?
– Да, мы можем ответственно заявить со страниц вашей газеты, что трамвай в Смоленске развиваться будет. Ставить крест на нём никто не собирается. Сами посудите, если мы купили за два года 19 новых трамваев… Такого никогда не было. Трамвай – это неотъемлемая часть инфраструктуры, социальной среды города, и он обязательно будет!
– В июле вступили в силу решения, принятые городскими властями в отношении маршрутных такси. Число «Газелей» резко сократилось. Что ждёт этот вид транспорта?
– То, что мы убрали из города часть «Газелей», обусловлено прежде всего тем, что у ряда организаций-собственников нет элементарной базы для стоянки, обслуживания и ремонта своих автомобилей. Вы сами замечали, что во дворах жилых домов стоят эти маршрутные такси. Такая организация не отвечает в полной мере безопасности перевозок, и мы еженедельно констатируем от 70 до 100 нарушений, совершаемых водителями «Газелей» (их фиксируют работники ГИБДД). Много нареканий поступает и от граждан. Чтобы эти пожелания выполнить, мы часть «Газелей» убрали и заменили их автомобилями большей вместимости, что и было оформлено решением городского Совета. Эта работа, безусловно, будет продолжаться. Мы сегодня ведём переговоры с «Мосгортрансом», обязательно будем обновлять и автобусный парк. Сегодня есть распоряжение Правительства, которое позволяет привлекать нам ресурсы «Сбербанка» на покупку нового транспорта. В 2012-13 годах мы должны будем списать большое количество автобусов, им необходимо найти замену, этот вопрос мы обсуждали и на недавней встрече в Минске.
«Октябрь» сохраним!
– Какая судьба ожидает площадь Победы? Будет ли там что-то строиться или законсервируется нынешняя ситуация?
– Мы бы хотели, чтобы площадь Победы отвечала современным требованиям. Вы знаете, что сегодня в центре города нет гостиниц, мы ведём работу с инвестором, чтобы стало возможным строительство гостиничного объекта. Планируем его возвести за кинотеатром «Октябрь». Кроме того, ко мне обращался ряд инвесторов, которые владеют земельными участками вокруг площади Победы, они тоже предполагают определённое строительство, но тот функционал, который сегодня есть на площади, обязательно сохранится. Кинотеатр будет обязательно – четырёх-шестизальный, чтобы у зрителей была возможность широкого выбора… Может быть, появится некий торговый центр, пока этот вопрос ещё не решён; будут ещё два подземных перехода… Хотим сделать всё как можно быстрее, но архитектурный статус площади, её расположение в центре города накладывают определённые ограничения, затягивает сроки. Семь раз отмерь, один отрежь. Лучше сегодня потратить время на согласование всех нюансов, чем потом по ходу всё время вносить изменения.
– Существует ли комплексный план развития площади Победы?
– Да, он есть, но пока только в первом приближении.
– В Смоленске как минимум две безымянные площади – у памятника Володе Куриленко и возле памятника Фёдору Коню. Нет ли у вас планов дать имена этим городским объектам? Ведь вы, как глава администрации, можете инициировать красивое, звучное название, отвечающее грядущим датам! Площадь имени фельдмаршала Кутузова, площадь 1150-летия Смоленска или площадь 1812 года?..
– У нас есть топонимическая комиссия, эти вопросы находятся в её ведении. Инициатива «от Лазарева» должна быть по исполнению поступающих наказов и принятых решений. Если кто-то из жителей посчитает, что площадям нужно дать имена, пусть обращается, мы это предложение рассмотрим.
– В городе остро стоит проблема безнадзорных животных – есть ли подвижки в её решении? Что со строительством приюта?
– Подвижки есть довольно серьёзные. Выделен земельный участок для строительство приюта – в районе улицы Смольянинова. Ждём, когда организация обратится к нам за разрешением на строительство.
– Спасибо за интервью!