Дорога дорога, а бездорожье – дороже!
С июля Департамент дорожного хозяйства и транспорта возглавил Михаил ШАРИН, получивший также полномочия вице-губернатора (вот какое значение придаётся в областной Администрации этому направлению!). Сегодня Михаил Евгеньевич – наш собеседник, и мы расспрашиваем его о самых актуальных проблемах смоленских дорог.ЭКОНОМИКА
Сетования жителей нашей области на плохие дороги давно стали общим местом. Однако, став Губернатором, Сергей Антуфьев предпринял энергичные меры для оздоровления ситуации – в 2008 году дорожное хозяйство области получило рекордное финансирование в объёме одного миллиарда рублей. Ещё один миллиард планировался в бюджете и на нынешний год, однако экономический кризис заставил внести коррективы – все расходы пришлось сокращать.
А что у соседей?
- Какова обстановка с дорожным хозяйством области в ситуации экономических трудностей, переживаемых Смоленщиной и страной в целом?
- Вал обращений, который поступает в наш департамент, свидетельствует о том, что в области назрели серьёзные проблемы с обеспечением транспортной доступности. При том, что на территории области находится едва ли не лучшая трасса страны, М1 (Москва – Минск), состояние региональных и муниципальных дорог, мягко говоря, не выдерживает критики.
Как известно, в 2009 году по итогам первого квартала произошло секвестрирование бюджета Смоленской области по статье "Дорожное хозяйство", и сумма, которая оставлена в бюджете, составляет 597,5 млн. рублей. В настоящее время из федерального бюджета Смоленской области выделен кредит на ремонт и содержание дорог в размере 71,6 млн. руб. Чтобы вы оценили, много это или мало, нужно вспомнить, что, по подсчётам специалистов, для поддержания автомобильных дорог Смоленщины в нынешнем состоянии, не допуская ухудшения, требуется 1 млрд. 400 млн. руб. в год.
Если сравнивать с положением дорожной отрасли в соседних регионах, то протяжённость дорог Смоленщины от полутора до двух раз превышает протяжённость дорог в таких областях ЦФО, как Брянская, Калужская, Курская, Тульская, при этом расходы, заложенные на их содержание в областные бюджеты в 2009 году, от полутора до трёх раз больше, чем в нашем бюджете. Причём федеральные субсидии для Смоленской области составляют в целом 96 млн. руб., а для Калужской – 333 млн., Тульской – 186 млн., то есть у нас государственная поддержка существенно ниже. Если же сравнивать с другими субъектами РФ, допустим, со Свердловской областью, то там бюджетный кредит на 2009 год равен 1 млрд. 400 тыс. руб., а у нас, повторю, 72 млн.
Для юбилея ещё работать и работать!
- Какие шаги предпринимает Администрация области в условиях секвестра?
- 29 сентября на заседание Думы выносится проект поправок в областной бюджет, согласно которым должны быть выделены 30 млн. руб. на ремонт и содержание автодорог. Кроме того, рассматривается вопрос, и мы надеемся получить 64 млн. руб. по соглашению между Администрацией области и строителями нефтепровода БТС-2 за тот ущерб, который наносится дорогам при использовании тяжёлой техники. Это реальные перспективы года с точки зрения увеличения бюджета.
Активно ведутся переговоры с министерствами транспорта и финансов: неделю назад я встречался с заместителем министра финансов Силуановым по поводу выделения области в 2009 году дополнительного кредита в 194 млн. на развитие и ремонт уличной дорожной сети Смоленска в рамках начинающейся подготовки к празднованию 1150-летия города. Есть надежда, что нам удастся убедить Правительство в необходимости выделения этих средств.
В итоге, с учётом принимаемых поправок, в целом областная программа дорожных работ на 2009 год составляет 854 млн. руб.
- Какие принципиальные меры предусматриваются для преодоления недофинансирования отрасли?
- Мы предлагаем концепцию развития автомобильных дорог Смоленской области на период до 2020 года. На её основе разрабатывается программа строительства и реконструкции дорог на этот период, и она должна будет стать тем основополагающим документом, который мы защитим в Правительстве и который должен лечь в фундамент программы поддержки и развития дорожного хозяйства Смоленской области из федерального бюджета.
Второй источник финансирования – это прежде всего средства на развитие и поддержание автодорог из бюджетов области и муниципальных образований, поступление которых мы должны обеспечить. Сейчас все обсуждают предложение об увеличении транспортного налога, которое будет вынесено на заседание област¬ной Думы. Заметьте, этот вид налога собирается муниципальными образованиями и поступает в местные бюджеты. Сама логика подсказывает, что транспортный налог взимается за то, что автомобиль воздействует на дорогу и наносит повреждения, которые необходимо устранять. При этом ни одно муниципальное образование не тратит весь собранный транспортный налог по назначению, только какую-то его часть. Как можно оценить этот парадокс?
- Есть ли возможность улучшить состояние наших дорог в связи с подготовкой к празднованию юбилея города Смоленска?
- Как вы знаете, Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписан указ о подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска, теперь необходимо разработать программу подготовки, в которую отдельным разделом должно войти развитие дорог в Смоленске и области. Главный приоритет нашей работы сейчас – формирование этой программы и согласование её с федеральными министерствами. Программа составляется на 2010-12 годы, и общий объём финансирования дорожного хозяйства мы предполагаем в объёме более четырёх миллиардов рублей. Во всяком случае, таковы наши предложения. Во-первых, это один миллиард рублей на строительство путепроводной развязки на 382-м километре трассы М1, в районе города Смоленска, – заявка входит в федеральную программу по развитию автомобильных дорог России. В этой части мы нашли понимание в "Росавтодоре" и Министерстве транспорта. Вторая статья, касающаяся федеральных целевых программ, это развитие системы ГЛОНАСС в Смоленской области, что предусматривает софинансирование в размере 500 тысяч рублей из областного бюджета и одного миллиона – из федерального. И самое глобальное предложение – это более трёх миллиардов рублей на реконструкцию и ремонт уличной дорожной сети города-героя Смоленска и примыкающих к нему региональных дорог. В первую очередь, это гостевые маршруты в период проведения праздничных мероприятий. По сути, мы впервые стараемся получить федеральные деньги на уличную дорожную сеть, поскольку это ответственность и задача муниципальной власти – обеспечить содержание муниципальных дорог, о которых мы сегодня говорим.
В 2010 году планируем привлечь более 800 млн. рублей на уличную дорожную сеть, но при этом есть одно "но": в связи с экономической ситуацией в стране существенно сокращены объёмы финансирования дорожной отрасли – и по федеральным целевым программам, и исключены из бюджета страны субсидии. Поэтому финансирование этих мероприятий может быть только за счёт бюджетных кредитов, и это один из механизмов, который прошёл у нас апробацию в текущем году. Повторюсь, мы получили кредит в 71,6 млн. руб., требуется получить 880 млн. Задача суперсложная, но мы оптимистично смотрим в будущее и надеемся решить этот вопрос.
Брака быть не должно
- В 2008 году дороги области получили рекордное финансирование. Деньги были освоены, однако у жителей области есть нарекания к качеству ремонта дорог. Насколько распространена у нас практика гарантийных ремонтов?
- Есть такая практика. В последние три года на областных дорогах по всем объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта в договоры и контракты в обязательном порядке закладываются условия по гарантийному ремонту – бесплатному устранению в течение пяти лет всех недостатков, возникших по вине подрядной организации. Наиболее частые – это размывы обочин, откосов земляного полотна, коррозия элементов обустройства полотна. Есть механизм отслеживания дефектов – это работа служб эксплуатации и технического надзора областного государственного учреждения "Смоленскавтодор". В качестве примера гарантийного ремонта я могу привести крупный объект – реконструкцию участка автодороги Рославль – Ельня –Дорогобуж – Сафоново, который был сдан в 2006 году. В соответствии с контрактом подрядчик в 2007 году устранил размывы обочин, откосов, а в 2009 году – коррозию барьерных ограждений, так что такая практика есть. По поводу каждого конкретного случая претензий необходимо разбираться, чья это сфера ответственности – муниципальная, городская, областная, кто и по какому контракту выполнял работы, выяснять, что стало причиной низкого качества, которое зафиксировал тот или иной заявитель. При необходимости я готов подключиться лично.
- Какой должен быть алгоритм решения проблемы? Автомобилистам, недовольным качеством проведённых работ, нужно обратиться в "Смоленск¬автодор" с просьбой провести инспекцию того или иного объекта?
- Да. Письмо будет проанализировано и рассмотрено в соответствии с правилами рассмотрения обращений граждан. По факту заявления контролирующая организация должна будет провести расследование и дать ответ в определённый срок. Если заявителя этот ответ не будет устраивать, то, пожалуйста, пусть обращается в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области. Заверяю, что мы проведём объективное расследование, в том числе – при необходимости – с привлечением силовых структур.
Ты хорошего не жди, зарядили коль дожди?
- Как стала возможной ситуация с разрушением ливневыми потоками дорожного полотна в Ярцевском и Дорогобужском районах? Какова обстановка с бесхозными гидротехническими сооружениями в области?
- Напомню читателям ситуацию: в 80-е годы в соответствии с постановлением бюро обкома и облисполкома №122 на территории Смоленской области было организовано создание прудов. Строительство искусственных водных сооружений осуществлялось в основном за счёт сельхозпроизводителей на землях колхозов, совхозов. Значительное количество этих искусственных водоёмов было построено хозяйственным способом, то есть без проектно-сметной документации, с нарушением существующих государственных стандартов и строительных норм и правил.
По имеющимся данным, сегодня на территории области имеется 165 таких искусственных сооружений с шахтным водосбросом, примыкающих к областным автодорогам. Проблемы с бесхозными ГТС возникают не в первый раз. Напомню про ещё один документ. В 2008 году Губернатором Смоленской области было подписано распоряжение №1552, которое обязывало глав администраций муниципальных районов поставить на учёт бесхозные гидротехнические сооружения, обеспечить надлежащий надзор за ними или их ликвидировать. К сожалению, не все главы выполнили это распоряжение Губернатора, и вот результат. Причём оперативное расследование, которое провели специалисты-дорожники, говорит о том, что размыв земляного полотна, который привёл к чрезвычайной ситуации в районе, произошёл не случайно – он во многом создан искусственно. Произошёл сброс воды, либо некто, заинтересованный в этом, спустил воду из искусственного гидротехнического сооружения, либо авария произошла в результате ненадлежащего технического надзора за гидросооружением, следствием чего стало его разрушение. Поэтому, во-первых, мы попросили включить этот вопрос в повестку дня недавнего селекторного совещания с главами районов, во-вторых, нами подготовлено письмо руководителям муниципальных образований, где мы говорим об этих фактах и напоминаем требования Губернатора по части учёта и надзора за ГТС.
В-третьих, по фактам разрушения дорог мы обратились в областную прокуратуру, чтобы юристы дали правовую оценку происшедшего. Во всяком случае, любой руководитель должен понимать, что стоит за его бездействием и какую ответственность он несёт за нормальное функционирование транспортной системы области.
Оставить деньги на дороге
- Нельзя ли более эффективно использовать объекты инфраструктуры, размещаемые вдоль автодорог, в том числе М1, на благо муниципальных образований и области в целом? Обращаются ли к вам представители малого и среднего бизнеса с предложениями по обустройству прилегающей к дорогам территории?
- Можно и должно заниматься этим обустройством! Есть и обращения, они рассматриваются в установленном порядке, как правило, решения положительные, единственное, что хотел бы отметить. Мы уже говорили о значимости и престижности трассы М1, которая по сути является западными воротами России в Европу. Если техническое состояние уже близко к идеальному, и со стороны "Росавтодора" предпринимаются активные меры по переводу этой автодороги в магистраль, а для этого необходимо исключить развязки и пересечения в одном уровне, обеспечить безопасность проезда с установленной для магистралей скоростью, но что касается эстетического состояния сопутствующих объектов на этой трассе... Ни для кого не секрет – разношёрстность, разнокалиберность этих объектов, порой убогость сооружений быта и сервиса, которые присутствуют на нашей лучшей дороге. Поэтому сейчас с московской компанией мы разрабатываем концепцию сервисного обслуживания на автодорогах Смоленщины. Я думаю, что в ближайший месяц состоится её презентация в Администрации области, и благодаря этой концепции мы сможем выработать единый подход к методике распределения сервиса на автодорогах, сформулировать требования к форме и дизайну объектов для всех видов автодорог, частоте их размещения – словом, весь комплекс необходимых вопросов. А самое глав¬ное – определим для всех пользователей автодороги тот минимальный обязательный комплекс услуг, который они смогут получить на трассе.
- Вот-вот, трасса Смоленск – Велиж, ведущая в северную столицу, практически не обустроена, там и магазина-то не найдёшь. Огурцы на повороте на Демидов продаются прямо с обочины, на всём пути до Велижа чашку кофе негде выпить. Где же частная инициатива? Почему она гаснет?
- Она не гаснет. Думаю, на возможности и желании заниматься инвестициями в этот бизнес сказалась прежде всего экономическая ситуация в стране. За время моей работы ни одного обращения по поводу согласования мест строительства объектов придорожного сервиса по этой трассе не поступало. Хотя у нас есть идеи по развитию, по государственному и частному партнёрству… Анализ показывает, что объём перевозок по этой дороге с каждым годом всё увеличивается, и по сути эта дорога входит в транспортный коридор "север – юг", и с теми принятыми Правительством решениями по направлению грузов из портов Санкт-Петербурга на восток и юг страны эта трасса будет задействована всё активнее.
Если говорить о привлечении инвестиций в нашу область, то недавно мы провели переговоры с минчанами – встречались с министром транспорта и коммуникаций Белоруссии Иваном Щербо. Мы договорились о совместном обращении в Минтранс РФ по поводу развития второго транспортного коридора с Белоруссией – трассы через Рудню на Смоленск. Мы обратились к губернаторам Калужской, Тверской, Псковской областей на предмет совместного обращения к министру транспорта РФ Левитину по развитию дорожной сети в ЦФО. И я думаю, что Министерство транспорта не сможет пройти мимо совместного обращения нескольких губернаторов. Мы пытаемся использовать все механизмы, чтобы заинтересовать и привлечь инвесторов…
- Учитывая тяжёлую экономическую ситуацию в стране, автомобилисты интересуются, не ожидается ли в ближайшем будущем введение платных автострад на территории Смоленской области?
- У нас, я думаю, нет, а на территории Московской области – такие переговоры в "Росавтодоре" уже велись – в 2010 году трасса М1 станет платной. В дальнейшем со строительством путепроводных развязок и превращением её в магистраль трасса М1 станет одной из приоритетных для перевода её на платную основу. Но в ближайшие два года никакой участок этой трассы на территории Смоленщины платным не будет, это точно!
Биографическая справка:
Михаил Евгеньевич Шарин родился в 1960 году в Свердловской области. Имеет высшее образование: в 1982 году окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта.
С 1982 по 1987 гг. – работник железной дороги, заместитель начальника станции Осенцы Пермского отделения Свердловской железной дороги.
В 1987-1989 гг. – начальник станции Лёвшино Пермского отделения Свердловской железной дороги.
С 1989 по 1994 гг. – главный инженер станции Войновка Свердловской железной дороги.
В 1994-1999 гг. – начальник отдела перевозок - заместитель начальника Тюменского отделения Свердловской железной дороги.
С 2001 по 2008 гг. – на руководящих должностях на Свердловской железной дороге - филиале ОАО "Россий¬ские железные дороги".
С 2008 г. до назначения на должность заместителя Губернатора Смоленской области - начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области работал заместителем министра промышленности и науки министерства промышленности и науки Свердловской области.
Женат. Воспитывает троих детей.