Как сократить ОДН: пошаговая стратегия
За три месяца смысл федеральной затеи с общедомовыми нуждами стал в общих чертах понятен. Но по-прежнему остаётся загадкой, откуда берутся фантастические цифры в графе «ОДН» в платёжках. В каждом случае нужно разбираться конкретно, говорят ответственные лица. И кажется, с этим наконец стали разбираться.Во всяком случае, такое впечатление оставил круглый стол, организованный омбудсменом Александром Капустиным. Тема – обеспечение прав граждан при предоставлении ЖКУ.
Универсальную формулу уменьшения ОДН не вывели, но штрихи к ней набросали. Мы постарались их обобщить, и вот какая у нас получилась пошаговая стратегия (с известной долей допущения, конечно).
Прежде всего речь об электричестве – наиболее проблемном коммунальном ресурсе в плане ОДН, но с другими ресурсами модель будет примерно та же. Итак...
Шаг первый. Дружно сдаём показания
Одномоментное снятие показаний как можно большего числа потребителей в доме. В идеале – всех. Иначе кому-то выставляют по среднемесячному количеству, кому-то – по нормативу. Как результат – цифры от месяца к месяцу сильно гуляют, а ОДН могут зашкаливать. К тому же, не все могут удержаться от соблазна оттянуть расчёт за электричество до лучших времён. Например, на Пригородной, 9, активные жильцы обнаружили у соседа разницу в показаниях, которые он подаёт в Энергосбыт, и цифрами на счётчике – 1700 киловатт. По словам директора «Жилищника» Александра Ковалёва, когда инициативные жильцы дома № 51 по ул. Кирова собрали все данные в один день, ОДН с 5900 киловатт упали больше чем в два раза – до 2,5 тысячи. Добиться такой синхронизации можно разными способами. Например, жители дома № 9 по 2-й Краснинской на общем собрании вменили это в обязанность управляющей компании (благо счётчики стоят в подъездах). А в некоторых домах этим занимаются старшие по подъездам. Но и тут всё упирается в активность собственников.
Шаг второй. Лови вора!
Если шаг первый не помог, нужно совместно с управляющей организацией проверить незаконные подключения. Опять-таки инициировать это должен совет дома. «Стали проводить проверки совместно с ресурсоснабжающими организациями, жильцами. Выявили большое количество площадей, которые подключены незаконно. В крайнем случае отключали нежилые помещения до урегулирования договорных отношений», – сказал директор «Жилищника». Если же это не сработает, тут количество вариантов множится.
Шаг третий. Сверяем площади
Нужно выяснить, совпадают ли площади, с которых рассчитывает ОДН сбытовая организация, и те, которые есть в доме по факту. К тому же департамент по энергетике рассчитывал норматив исходя из площади лестничных маршей, площадок, не учитывая чердаки, технические этажи и подвалы. Не вставили ли их в счёт? «Жилищник» проводит такую сверку, и если обнаружат несоответствие, жильцам сделают перерасчёт, пообещал руководитель компании.
С другой стороны, роль играет площадь квартиры. Если в квитанции указано больше, чем на самом деле, собственники сразу идут разбираться. А если наоборот, то нет. Такие случаи тоже стали выявлять.
Ещё один аспект. Магазины, парикмахерские имеют, как правило, отдельные договоры с энергосбытовой компанией, отметил Александр Захарцов, руководитель областной жилинспекции. Но «они действуют пять, семь, десять лет. Если позже магазин расширился – прикупил себе часть площадей в этом доме, то «Энергосбыт» о них может и не знать. Должна быть единая база площадей, которую нужно регулярно сверять».
Шаг четвёртый. Инвентаризация жильцов
Если нет прибора учёта, а квартира сдаётся внаём, в ней может быть прописан один человек или вообще никто не прописан. Там могут жить и пять, и шесть человек. Чтобы эту ситуацию изменить, жилинспекция выступила с инициативой. Суть её в следующем: руководителям муниципалитетов нужно наладить взаимодействие с налоговиками, УФМС, полицией, чтобы можно было (допустим, по заявлению соседей или управляющей компании) установить факт проживания людей на съёмных квартирах. И заставить их раскошелиться.
Шаг пятый. Меняем счётчики.
Ещё одно слабое звено – электросчётчики. Их, по словам Александра Ковалёва, «практически никто никогда не поверял. Стоят образцы 70-х, 60-х годов. Во-первых, у них класс точности не тот. Во-вторых, по данным наших проверок, 95 процентов подлежат замене, потому что занижают показания».
Шаг шестой. Меняем электрику
И наконец, если ничего не помогло, нужно серьёзно браться за электропроводку (понятное дело, речь в данном случае об оплате электричества). «Электрохозяйство всех домов нуждается в ремонте, но откуда брать деньги? В домах, построенных в 70-х годах, когда не было ни посудомоечных машин, ни обогревателей, которые сейчас применяются, сеть не рассчитана на такие нагрузки. Если после всех мероприятий станет ясно, что дело именно в проводке, будем искать источники финансирования», – резюмировал руководитель «Жилищника».
Если ничего не помогает
На этом круглом столе порадовало, что управляющие компании не самоустранились, как могло показаться. Они готовы вместе с жильцами искать утечки и воров. Но развязать этот клубок не всегда под силу и им.
В Колодне есть экспериментальный дом, где даже энергосберегающие лампочки и датчики движения в подъездах поставили. Но результат не превзошёл ожиданий: плата за ОДН всё равно осталась высокой, сказал директор эксплуатирующей организации. Стороны намерены продолжить поиск причины.
Участники круглого стола, в частности, рекомендовали областной администрации создать межведомственную комиссию с участием всех заинтересованных лиц для выработки стратегии и тактики «по снятию проблем и социальной напряжённости в данном вопросе». Если подход будет столь же деловым и дальше, может, и получится.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Нелли ПРОХОРОВА, заместитель председателя областной организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов:
– Поступает много обращений по поводу ОДН. Более всего людей возмущает, что представители управляющих компаний не могут объяснить пожилым людям – в большинстве аккуратным плательщикам, – почему ОДН подчас в разы превышает индивидуальное потребление. Пенсионеры не отрицают необходимость ОДН, но они против того, что суммы берутся с потолка. Ведь в сентябре и октябре никто контрольных проверок индивидуальных счётчиков не проводил. Очень нервозная обстановка, нужно принимать какие-то меры, которые спасут людей.
Олег РЫБАЛКО, начальник департамента по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике:
– По сути, 354-е постановление правительства вскрыло давно существовавший нарыв. Теперь есть возможность начать искать воров, искать бесхозяйственность.
Анна СМОРОДИНА, прокурор отдела за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры:
– В октябре – ноябре поступило более 60 заявлений только смолян по поводу обмана в жилищно-коммунальной сфере, двойных квитанций и ОДН. Проводим комплексные проверки. Должностные лица получили около десяти представлений, объявлено два предостережения должностным лицам о недопустимости нарушений законодательства.