Спорт

Бассейн "Дельфин": 10 лет комы

3 ноября 2009 года в 15:26
Десять лет назад был закрыт на ремонт плавательный бассейн "Дельфин". На приведение его в надлежащий вид уже истрачено 40 миллионов рублей. Это самый большой долгоремонт за всю современную историю в Смоленске. Когда же в бассейне можно будет поплавать и почему ремонт затянулся на такой невероятно долгий срок? В этом пытался разобраться наш специальный корреспондент.

В июне 1999 года "Дельфин", принадлежащий Смоленскому авиационному заводу, был передан на баланс города. До этого времени он работал, причём довольно успешно. Не было школы в Заднепровье, учащиеся которой не посещали бы бассейн, кроме того, в школах №№30, 3 действовали специализированные классы по плаванию. Для взрослых тоже были отведены часы для оздоровления. В среднем в день бассейн посещало от 800 до 1000 человек. Он работал с 7 утра до 23 часов вечера без выходных.
Конечно, изъяны в здании бассейна обнажились не в момент передачи его городу. Крыша протекала, вентиляция, сделанная из чёрного металла, отваливалась просто кусками. Электрическая проводка во многих местах выходила из строя, вынуждены были пробрасывать временную линию. Конечно, после 25 лет эксплуатации бассейн требовал ремонта. В 1999-2000 годах отремонтировали крышу, проложили новую наружную электрическую линию от трансформаторной подстанции и поменяли в кабинетах окна. В то время заказчиком ремонтных работ выступал комитет по физкультуре и спорту администрации города Смоленска.
- Я пришёл сюда работать в марте 2001 года, – рассказывает директор СМУП "Плавательный бассейн "Дельфин" Вячеслав Савин. – Стал вникать в дела, и выяснилось, что финансирование ремонтных работ ведётся слабо. Когда деньги выделялись, строители что-то делали, но средства заканчивались, и всё приостанавливалось. Был поставлен вопрос о смене заказчика, им стало управление строительства администрации Смоленска. И это во многом изменило ситуацию к лучшему. Сразу после смены заказчика были приглашены специалисты для обследования несущих конструкций. Выяснилось, что фермы перекрытий изношены на 80%, при демонтаже одна из ферм просто сложилась. Плиты перекрытия оказались в трещинах, оголена была арматура, прочность плит дошла до критической отметки. Крыша могла обвалиться. Хорошо, что всё это было обнаружено. Сначала решили: ремонт необходим небольшой, но просчитались. Заказчик заключил договор со строительной фирмой "Вектор-С", и отремонтированную крышу вновь разобрали, сделали новое покрытие и установили новые фермы. Крышу сделали из мягкой стальной кровли. В этот же период фасад изменился. Новые стеклопакеты поставили всюду, и всё пришло в норму. А до этого в спортзале в буквальном смысле гулял ветер. Но работы приостановились на год.
- Почему?
- Смена руководства произошла, главой города Смоленска после смерти Ивана Аверченкова стал Владислав Халецкий, - говорит председатель планово-бюджетной комиссии Смоленского горсовета Валерий Носик. На мой журналистский взгляд, если бы не усилия Валерия Фёдоровича, то плавательного бассейна "Дельфин" в Смоленске уже не было бы. Конечно, защищал он бассейн не один – его верными помощниками всегда были коллеги-депутаты.
- И если при Аверченкове и начальнике управления строительства Пузыревском ремонт шёл, то при Халецком и новом начальнике управления строительства администрации города Казакове он был приостановлен на год. Крыша не была закончена, пошли дожди, все несущие стены залило водой, - продолжает Носик.
- Перестали выделяться средства на ремонт?
- В бюджет средства закладывались, депутаты голосовали "за". Я всегда спрашивал, сколько необходимо денег в этом году, и сколько просило управление строительства, столько и закладывалось в бюджет. Приезжал в "Дельфин" часто, пытался как мог контролировать этот вопрос. Спрашивал: почему работы не ведутся? Отвечали, мол, экспертиза идёт, ванна треснула. Но управление строительства администрации города Смоленска рассказывало сказки. Я сам спускался в подвал, смотрел ванну, она лет 100 могла простоять. Деньги не осваивались в полном объёме. В чём дело? Вновь и вновь я задавал этот вопрос.
- Не разворовывались?
- Я не следователь, на этот вопрос должен ответить ОБЭП. Главное – деньги выделялись, а захожу в зал – никаких работ не ведётся. За 2005 год было освоено 650 тысяч рублей, это сущая ерунда. Начались экспертизы проекта капитального ремонта бассейна, который делал "Смоленсккоммун¬проект". Признали, что он якобы неправильный. И в 2006 году проектирование вело ООО ПФК "Инфанко", на проектирование и изыскательские работы ушло 2,3 миллиона рублей. Экспертизу этот проект прошёл только в 2008 году, работы велись по рабочему проекту. Начиная с марта 2007 года работы пошли. Основное всё было сделано. В 2008 году весной пытались ввести бассейн в строй, оказалось, что гидроизоляция ванны была нарушена строителями. Ванна стала протекать. Искали варианты герметизации и остановились на полиуретановом напылении. Но у фирмы, которая выполняла эти работы, оказалась не отработана технология покрытия вертикальных стен. После напыления полиуретана на ванне оказалось много мелких отверстий, через которые проходила вода. И вновь в строительстве наступила пауза длиною в год. Тут главой города избрали Эдуарда Качановского. Он назначил начальником управления строительства вновь Василия Пузыревского, при котором наиболее активно велись работы. Когда на сессии горсовета вставал вопрос о закладке в бюджет средств на капитальный ремонт бассейна, депутаты откровенно смеялись. Потому что они голосовали за закладку денег в бюджет, а деньги регулярно не осваивались. Да и тратились средства непрофессионально, порой принимались абсурдные решения, как, например, сварить ванну из чёрного металла. Пузыревский теперь приезжает контролировать ход работ ежедневно. Качановский также был в "Дельфине", разбирался в ситуации. Но бюджету приходится расплачиваться за неправильные действия прежних заказчиков. Пузыревский принял решение снять облицовку полиуретана, плитку, все выравнивающие слои, старую гидроизоляцию до бетонного основания ванны. Сейчас дно ванны зальют бетоном, сделают новую гидроизоляцию. 1 декабря бассейн будут заливать водой. Начнётся отработка новой технологии очистки и обеззараживания воды, к новому году бассейн должен вступить в строй.
- Можно будет поплавать?
- Меня уже замучили вопросами заднепровцы: когда, мол, наш бассейн откроется? Теперь могу ответить точно: откроется!

Хорошо! Но слишком уж долго шёл капитальный ремонт. Почему не осваивались заложенные в бюджет деньги? Почему перерывы в ремонте были большими, хотя деньги и выделялись?
- Когда заказчиком выступало управление строительства и начальником его был Пузыревский, всё было прозрачно, - говорит директор бассейна Вячеслав Савин. – Я знал, сколько денег потрачено, кому из подрядчиков сколько перечислено, после того как Пузыревского Халецкий убрал, все обращения к бухгалтеру управления строительства заканчивались тем, что мне предлагали делать письменные запросы, чтобы получить эти сведения. Я их не делал, потому что заказчиком был не я.
- А за 40 миллионов можно было построить новый бассейн?
- Конечно, нет. Новый обошёлся бы в 300 миллионов.
- Руководство города не было заинтересовано в приведении бассейна в порядок, - считает Валерий Носик. - Халецкий всё время обещал: дам команду, но дело не сдвигалось. Когда вновь возникал вопрос о бассейне, то он удивлялся, что ничего не делается. Собирался приехать, посмотреть, в какой стадии находятся работы, но не находил времени. Недостаточная компетентность, бесхозяйственность – всё это привело к долгоремонту. А известно: чем дольше объект ремонтируется, тем больше затраты. Не было контроля и учёта. И не было цели сдать бассейн.
- А как это понять?
- Я объясню. Заслуга депутатов горсовета, а не других чиновников безответственных, в том, что этот объект сохранён как спортивный, как плавательный бассейн.
- Теперь я уже ничего не понимаю.
- Бассейн хотели похоронить, здание видели в другом статусе – торговый центр, автосалон и т.д. Никто не ставил под сомнение необходимость ремонта. Здание хотели сохранить, но не бассейн. На это указывает немало фактов. Четыре экспертизы ванны проводили, хотя ванна была хорошая, пока её строители не испортили. И всё время исподволь ставилось под сомнение существование бассейна. Ко мне подходил начальник управления имущественных отношений Виталий Фролов и интересовался: "Бассейн будет?" Я сказал жёстко: "Можешь снять вопрос с повестки дня, пока мы будем депутатами, в этом здании будет бассейн". В открытую ничего не говорили, а вот исподволь действовать пытались. Хотели продать здание. Слухи распускали, что в бассейне всё разваливается и пора прекратить выделять деньги на ремонт. Даже был случай в 2004 году, когда ремонт приостановили и не было доделано утепление стен. Оставалось положить 10-12 рядов плитки. Подрядчик, директор ООО "Консоль" Гусейнов, предложил завершить работы в долг, как профессионал он понимал, что всё разрушится, если не довести до конца. Но начальник управления строительства Казаков запретил это делать. Так всё и стояло, а в 2007 году пришлось стену делать заново. Руководитель одной экспертной организации проговорился, что ему приказано признать бассейн аварийным.
- Зачем?
- Чтобы выйти к депутатам и сказать: "Давайте перепрофилируем, этот бассейн опасен для детей, надо строить новый". Но новый бы не построили, а здание могли бы перепрофилировать, как я уже говорил, во что-то коммерческое. Официально о продаже здания не говорилось, но изучалось мнение депутатов. А депутаты стояли на своём: отремонтировать бассейн.

К новому году "Дельфин" откроется. Долгоремонт подходит к концу. Хорошо, что коммерческие интересы не удалось воплотить в жизнь, что не стало в Смоленске больше одним торговым домом или чем-то похожим на это. Спасибо депутатам, что "Дельфин" остался. А за бесхозяйственность, непрофессионализм при проведении десятилетнего капитального ремонта, хочется надеяться, ответят виновные.
Команда молодости нашей…
Последний чемпион СССР

Другие новости по теме