Общество

Возрождение авангарда в Смоленске

18 июля 2018 года в 11:35

Выпускница СмолГУ Маргарита Попова – автор проекта, который стал основой для благоустройства одной из общественных территорий Смоленска. Площадь возле ЦУМа и кинотеатра «Современник», а также часть улицы Октябрьской Революции – территория, ставшая объектом дипломной работы молодого дизайнера.

Сама Маргарита свою цель определяет так: «Мне хотелось разработать проект, который сможет привнести на территорию жизнь». Корреспондент Smolgazeta.ru пообщался с автором и узнал, чьи идеи вдохновили её на создание действительно яркого образа одной из центральных улиц города.

– Маргарита, как выбиралась территория для создания проекта?

– Я стала участником дизайнерского сообщества «Среда по четвергам», у меня как раз подходило время подготовки диплома, поэтому и решила попробовать разработать проект для улицы Октябрьской Революции. Мы вместе с Анной Багровой и Павлом Бобовниковым начали продумывать концепцию в рамках моего диплома, советовались с другими дизайнерами, проводили общие собрания.

– Почему за основу скульптур были взяты работы художника Эль Лисицкого?

– Идея разместить скульптуры, созданные на основе картин Лисицкого, пришла спонтанно. Мы хотели связать благоустройство с именами известных смолян, стали смотреть архивы и увидели, что есть интересные жители Смоленщины, о которых никто не знает. Выяснилось, что Эль Лисицкий родился в Починке. Он окончил здесь Александровское реальное училище, которое было в нашей нынешней Художественной галерее. Лисицкий стал родоначальником супрематизма, но художник уехал из России и прославился уже в Европе.

– Что представляют собой арт-объекты?

– Самая главная скульптура называется «Проун», одноимённая с разработкой Эль Лисицкого. Скульптура высотой 15 метров – по моей задумке, она устанавливается между кинотеатром «Современник» и ЦУМом. «Проун» становится доминантной точкой и держит за счёт своей геометрии всё пространство. Именно этим приёмом пользуются при организации площадей: большое возвышение за счёт своей высоты организует всё пространство, и людям не кажется, что там пусто. Я задала большую точку, которая организует пространство, и поддержала её маленькими скульптурами. Их высота – 5 метров, но они не менее значимы, так как являются яркими акцентами.

– Из каких материалов проектируются скульптуры?

– Скульптуры представляют собой железобетонные конструкции с использованием полимерных материалов. На некоторых деталях сделан акцент.

– Эти скульптуры тоже относятся к творчеству Эль Лисицкого?

– В сквере скульптур размещаются уже существующие работы смоленских авторов, которые в настоящее время установлены напротив «Кругозора». А вот рисунок брусчатки и расположение геометрической зоны также продиктовано подходом Эль Лисицкого в организации пространства. Он разработал такое понятие, как «Проун», – это визуальная концепция выхода плоскостного супрематизма в архитектуру. Допустим, у Малевича были изображения плоские – квадрат, круг, треугольник, и он их стыковал. Лисицкий подошёл к этому вопросу глубже, он говорил: «Почему наше искусство не может выйти куда-то дальше?» Таким образом, Лисицкий начал геометрические формы раздвигать в объём. Он стал рисовать их как бы в перспективе. Зритель не понимает, в каком моменте вдруг фигура врезается в другую фигуру, и за счёт этого при разработке объёмных моделей по этим рисункам у архитектора есть возможность самому додумать, самому решить, где здесь располагается стыковка. В ХХ веке, когда в России был популярен авангард, люди не так хорошо это понимали, поэтому в основном это течение ушло в Европу. Зарубежные архитекторы восхищались изобретением Лисицкого. В своём проекте я по его картинам смоделировала объёмные скульптуры «Проун», «Чтец» и «Путешественник по всем векам».

– Учитывались ли потребности горожан при разработке проекта?

– Да, я опрашивала людей, считала, сколько людей проходят по улице, по каким путям они ходят и от чего это зависит: кто ходит в магазин, кто ходит в банк, кто переходит дорогу, чтобы только пройти к остановке. Чаще всего мне люди отвечали: «Я просто иду мимо». Бабушки, у которых там внуки играют, жаловались, что мало скамеек. И хотелось, чтобы люди не просто туда-сюда ходили, а чтобы они на улице фиксировались, проводили длительное количество времени, нежели сейчас. Мне хотелось разработать проект, который сможет привнести на эту территорию жизнь. Кроме того, в кинотеатре «Современник» в нашем городе проходит фестиваль «Золотой Феникс». Это достаточное глобальное событие для страны, поэтому и нужно эту территорию как-то облагородить и связать с чьим-то творчеством.

– Были ли какие-то задумки, направленные именно для привлечения молодёжи?

– Да, в моем проекте есть роллерная площадка. Местность живёт, когда туда приходит молодёжь. Молодёжь – это тусовка. Сейчас на скейтах у нас катаются только на Ленина, возле физакадемии площадка уже немного разбита.

– Какие ещё задумки по проекту были описаны в дипломной работе?

– На улице, по проекту, увеличилось зонирование территории, по задумке дипломной работы, сквер скульптур делится на две части. Он переносится к липам, чуть дальше ЦУМа. Там пустые пространства между ними, через которые проходят дорожки, а я в проекте брусчатку кладу и делаю скамейки. Недалеко от этой зоны устанавливается геометрический городок для молодёжи, детей и взрослых. Разные по высоте и форме геометрические фигуры из бетона, некоторые с деревянными настилками, чтобы на них можно было сидеть.

– Какие цели были поставлены, когда разрабатывался проект?

– Моя задача была показать вариант развития общественного пространства для смолян, в котором функция, замысел и история рождают новые точки притяжения города. Я хотела показать, как можно видоизменить территорию, чтобы люди увидели, что это вполне реально. Можно научить людей менять взгляды, принимать что-то новое – например, авангард, который, кстати, был популярен уже 100 лет назад. К тому же в Европе очень любят Эль Лисицкого. Авангард заново возрождают, поэтому реконструируемая улица будет привлекать туристов. Если мы будем продвигать тему, что здесь родился знаменитый художник и архитектор, что у нас есть такая улица, у нас есть скульптуры по мотивам его работ, то и туристы потянутся. А если отреставрировать фасады зданий по Октябрьской Революции, покрасить их, то состояние улицы заметно улучшится. А если их также подчинить идеям супрематизма – получится законченная композиция улицы.

Фото: из личного архива Маргариты Поповой

Анастасия Костикова

Смоленской семье с 11 приемными детьми подарили поездку в цирк
В Смоленской области отметили юбилей поискового отряда «Воин»