Смоленску-1150

Быть достойным имени «Смоленск»

25 сентября 2010 года в 21:59
5091

Боевая слава города-героя запечатлена в его истории, а также в традиции присваивать имя города доблестным воинским частям. Именем «Смоленск» назывались полки, корабли, самолёт… и даже остров в Антарктиде!

Смоленск – дважды на карте мира
Смоленск, тёзка нашего героического города, входит в состав Южных Шетландских островов; его координаты – 62°36′ южной широты 60°30′ западной долготы. Название и описание острова дал известный мореплаватель, руководитель Антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен. Шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли новой группы островов в январе 1821 года. Так на карте появились русские названия, напоминающие о крупных сражениях Отечественной войны 1812 года: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк.

Быть достойным имени «Смоленск»
Пингвины адели, гнездящиеся по берегам Антарктического материка и на Южных Шетландских островах.

Слава Смоленских полков
Герб Смоленска украшал полковые гербы трёх полков, два из которых носили наименование Смоленских и являлись старейшими в русской армии – пехотный и уланский.
Со времён Петра I известен 25-й Смоленский пехотный полк, прославивший имя нашего города в Полтавской битве. В его рядах служил, будучи молодым офицером, светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов. 4 и 5 августа 1812 года полк, носящий имя Смоленска, принимал непосредственное участие в защите города. Во время Крымской войны смоленцы участвовали в героической обороне Севастополя в 1855 году. Именно в честь этого полка в северной части Севастополя одна из улиц названа Смоленской.
В годы Великой Отечественной войны 39 частям и соединениям Красной Армии было присвоено почётное наименование Смоленских.

Как корабль назовёте…
Традиция присваивать кораблям имена городов существует очень давно. В истории нашего города это случилось впервые в 1829 году с освящением 74-пушечного корабля «Смоленск», названного так в память героической обороны 1812 года. Корабль был заложен в Санкт-Петербурге и спущен на воду 25 августа 1830 года. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., обороняя с моря Кронштадт. Смоляне поддерживали с кораблём тесные связи, дарили экипажу подарки к различным праздникам.
Грузопассажирский теплоход «Смоленск» в 1934 году участвовал в спасении челюскинцев, под командованием капитана В. Вага доставил лётчиков и авиационную технику отряда Н.П. Каманина из Владивостока в бухту Провидения. Отряд Каманина и Молокова спас большую часть населения лагеря О.Ю. Шмидта, около 80 человек. Сохранились снимки Владислава Микоши – знаменитого военного фотокорреспондента, сделанные им на теплоходе «Смоленск».
Фотографии, а также модели многих кораблей, носивших имя «Смоленск», хранятся в Молодёжном центре-музее имени адмирала Нахимова.
Быть достойным имени «Смоленск»
Монитор "Смоленск"

Монитор «Смоленск», бывший польский «Krakow», построен в 1925-1926 гг. в Кракове для Речной флотилии Польши. С июля 1940 года речной монитор входил в состав Пинской военной флотилии. Участвовал в Великой Отечественной войне в боях под Здудичами, Ракшином и Паричами на Березине, у Чернигова на Десне и под Киевом на Днепре в июле-сентябре 1941 года.
К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по течению. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход арьергардных частей. В числе этих кораблей был и героический «Смоленск». 11 сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной Армии, экипаж «Смоленска» взорвал свой корабль и отошел на восток вместе с сухопутными войсками.
В XX веке имя нашего города носили также: речной буксир, построенный в 1875 году и дважды (в 1919 и 1920 году) мобилизованный для военных нужд; пароход крейсерского типа (Добровольного флота); миноносец типа «Новик»; минный транспорт (в составе Черноморского флота в годы Гражданской войны); переоборудованный в минный тральщик в 1943 году речной буксир; теплоход Балтийского морского пароходства; атомный подводный крейсер (1990 года постройки), который и сегодня входит в состав ВМФ. Существовала даже плавбаза подводных лодок «Смоленск» в Порт-Артуре. Однако, пожалуй, самая примечательная судьба была у крейсера «Смоленск», построенного на средства смолян.
Быть достойным имени «Смоленск»
Вспомогательный крейсер "Смоленск"

Кто проторил дорогу в Америку?
Крейсер «Смоленск» был построен в Ньюкасле (Англия) в 1901 году по контракту, заключенному с Доброфлотом. Добровольный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году.
Денежные взносы на постройку корабля вносили граждане Смоленской губернии. 22 февраля 1902 года в Одессе состоялась церемония освящения корабля. Смоленская делегация преподнесла экипажу икону Смоленской Божьей Матери в серебряном окладе и герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали.
Вскоре после начала русско-японской войны «Смоленск» был мобилизован и 22 июня 1904 года отправлен в качестве вспомогательного крейсера в Красное море досматривать торговые суда в поисках контрабанды. Им были задержаны и отправлены в Либаву английские суда «Ardova», «Scandia», «Formosa», остановлен германский пароход «Prinz Heinrich» с выемкой всей адресованной в Японию почты.
В октябре 1904 года «Смоленск» перевооружили и в качестве крейсера 2 ранга зачислили в списки судов Балтфлота под названием «Рион».
В феврале 1905 года в Мозамбике крейсер присоединился к силам 2-й Тихоокеанской эскадры, однако накануне Цусимского сражения «Рион» направился в южную часть Жёлтого моря для перехвата торговых судов. 16 мая он потопил германский пароход «Tetartos», а 21-го числа задержал пароход «Sillurnum». Возвращаясь из Индийского океана в Россию, «Рион» обнаружил у северо-восточного побережья Африки полузатопленное французское судно «Chadoc». Потерпевших кораблекрушение (618 человек) «Рион» доставил в порт Аден.
В июле 1905 года корабль вновь вошёл в состав Добровольного флота под прежним именем «Смоленск». Именно «Смоленску» выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и Соединенными Штатами Америки, что произошло 25 июня 1906 года. Из Либавы, менее чем за 15 суток, первые пассажиры были доставлены в Нью-Йорк.
В 1913 году он был выкуплен Морским ведомством, в годы Первой Мировой войны вошёл в состав Черноморского флота как военный транспорт.
В декабре 1917 г. именной корабль вошёл в состав Красного Черноморского флота. В мае 1918 года его захватили в Севастополе германские войска, в ноябре — союзники, а в 1919 году он был включён в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 года пароход ушёл из Севастополя в Константинополь, имея на борту 8500 беженцев. Затем прибыл в Бизерту, где в декабре 1920 года был интернирован французскими властями. Дальнейшая судьба крейсера, как и находившихся на нём реликвий остаётся неизвестной.

«Смоленск» на море и в воздухе
Имя «Смоленск» носит самолёт-ракетоносец ТУ-95МС на Дальнем Востоке.
Дружба с городом породнила смолян с лётчиками корабельного вертолётного противолодочного полка Северного флота, который носит имя Смоленского. Полк унаследовал его от дивизии авиации флота, ведущую свою историю со времён Великой Отечественной войны. 830-й отдельный вертолётный полк в полной мере сохранил лучшие боевые традиции своих предшественников. Дальние походы в самые разные районы Мирового океана на кораблях Северного флота, боевые службы, совместные учения с НАТО, участие в операции по подъёму «Курска» по праву делают его одним из лучших авиационных частей Военно-морского флота.
«Смоленск» – это ещё и атомный подводный крейсер, гордость современного российского флота. Наименование «Смоленск» было присвоено кораблю в 1994 году, а уже в мае 1995 года на борт прибыла первая делегация из Смоленска. Связи экипажа с городом обрели постоянную основу, на именном корабле начали проходить срочную службу призывники - смоляне. За последние несколько лет школу подводной службы прошли 20 человек из города Смоленска. Личный состав крейсера гордится именем города многовековой русской боевой славы.


Надежда БАГАРА

Георгий Полтавченко: время диктует запрягать быстрее
Смоленская делегация прибыла в столицу

Rambler's Top100