В вопросе о передаче медицинской недвижимости должен победить здравый смысл
В редакции «Смоленской газеты» состоялся «круглый стол», посвящённый ситуации, сложившейся в Смоленске, с передачей объектов медицинской недвижимости от муниципалитета в областную собственность.«СГ» много внимания уделяет этой теме. В номере от 6 октября председатель Смоленской врачебной палаты Наталья Аксёнова выступила на наших страницах с предложением обсудить этот вопрос с привлечением всех заинтересованных структур. А если и после этого консенсус не будет достигнут, вынести вопрос на городской референдум, чтобы точки над «i» расставили сами смоляне. Видеообращение на нашем сайте smolgazeta.ru (смотреть здесьgt;gt;>) просмотрело около трёх тысяч человек.
На 28 октября запланирована сессия Смоленского горсовета. Комиссия по здравоохранению предложила вернуться к теме медицинской недвижимости. А 25-го «Смоленская газете» предоставила возможность высказать своё мнение всем заинтересованным сторонам.
В заседании «круглого стола» приняли участие депутат областной Думы, член комиссии по социальной политике Евгений АНЦУПОВ, заместитель начальника Департамента по здравоохранению Олег СТЕПАНЕНКО, начальник отдела правового обеспечения этого департамента Александр ГЛУШКО, начальник правового отдела Департамента по имущественным и земельным отношениям Сергей ШЕВЦОВ, председатель третейского суда Смоленской врачебной палаты Александр ВЛАСЕНКОВ, первый заместитель главы города Смоленска Дмитрий ЛЕВАНТ, депутаты горсовета, врачи Валентина ОЛЕЙНИКОВА, Раиса ДИЖИЧЕНКО, помощник депутата горсовета, заместителя главы города Сергея Щебеткова Евгения РЫКАЛОВА, заслуженный врач России, заместитель директора Смоленского филиала страховой компании «Росно-МС» Елена КОСАРЕВА, руководитель Смоленской врачебной палаты Наталья АКСЁНОВА.
Наталья Аксёнова:
– Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, тесно связан с федеральным законом об охране здоровья населения, в доработке которого я участвовала. Вы знаете, что по инициативе Леонида Михайловича Рошаля, председателя Национальной медицинской палаты, после того как законопроект был принят в первом чтении, его вынесли на широкое общественное обсуждение. Один из ключевых моментов, который анализировался рабочей группой (я была в её составе), – это вопрос передачи полномочий. После консультаций с Минздравсоцразвития и Минэкономразвития было решено, что на 2012-13 годы нужно передать эти полномочия на уровень субъектов Федерации (кроме городов-миллионщиков), а потом их можно будет обратно передать муниципалитетам. Это позволит создать условия для поступления нового оборудования, подготовить помещения к его установке.
21 октября закон принят во втором чтении, 3 ноября планируется его принять в третьем чтении. Он вступит в силу с 1 января 2012 года. Я неоднократно задавала в Минфине и Минэкономразвития вопрос: можно ли использовать на капремонты средства, которые выделяются на модернизацию, без передачи недвижимости? Мне ответили: это будет нарушением Бюджетного кодекса. В России несколько городов, в которых сложилась такая ситуация, как у нас. Не передавая имущество в 2011-12 годах, дотянув до 1 января 2013 года, мы теряем денежные средства, которые даёт федеральный бюджет на модернизацию.
Дело в том, что сегодня действуют подуровневые стандарты оказания медицинской помощи, утверждённые Департаментом здравоохранения. Но с 1 января 2013 года на всей территории России вводится единый федеральный стандарт. Ответственно могу заявить: ни одна больница у нас сейчас не может его выполнить. Чтобы подготовить медучреждения к исполнению стандарта, и нужна модернизация. Мы в любом случае будем обязаны ему следовать. Если отказаться от выделяемых денег, нагрузка ляжет на региональный бюджет. Деньги всё равно изыскать придётся. На «круглом столе» не смогла присутствовать председатель коллегии адвокатов Наталья Николаевна Романенкова, член третейского суда врачебной палаты. Она просила передать, что, когда люди прочитают этот закон, последуют множественные иски, которые тоже придётся оплачивать.
Александр Глушко:
– Согласно изменениям, внесённым в федеральный закон, органы государственной власти субъекта РФ вправе при согласовании с органами местного самоуправления осуществлять полномочия по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой с 1 января 2011 года. Губернатор Смоленской области в конце 2010 года, реализуя это право, обратился к муниципалитетам с предложением передать эти полномочия с 1 января 2011 года на уровень субъекта Федерации. Соответствующие решения были приняты, в том числе и Смоленским городским Советом. К сожалению, при этом в Смоленске было передано только движимое имущество медицинских учреждений. В данном случае имеет место несоблюдение федерального законодательства, потому что, согласно федеральному закону, в случае передачи полномочий то имущество, в том числе недвижимое, которое необходимо для их реализации, также подлежит передаче. Это не первый случай, когда мы пытаемся найти компромисс. Со своей стороны горсовет принял решение о передаче недвижимого имущества учреждений здравоохранения, расположенных на территории города Смоленска, в безвозмездное пользование. Но в соответствии с той редакцией федерального закона об охране здоровья граждан, которая принята во втором чтении, всё равно в течение 2012 года недвижимое имущество, здания, сооружения должны быть переданы в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Раиса Дижиченко:
– Более шести тысяч врачей и 8-9 тысяч среднего медицинского персонала оказались заложниками данной ситуации. Цель модернизации здравоохранения – это улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышение качества медицинской помощи, увеличение зарплат медработников. Согласно региональной программе модернизации, в этом году в районы области должно поступить большое количество, я бы сказала, элитного медицинского оборудования. Такого, какое не получило ни одно учреждение города. В феврале-марте, когда эти вопросы были включены в повестку дня сессий горсовета, мы, медики, руководители учреждений здравоохранения, горячо отстаивали позицию: имущество ЛПУ должно быть единым имущественным комплексом и находиться по подчинённости в одних руках. Несмотря на это, не все наши коллеги-депутаты нас поддержали.
2-я поликлиника, которую я возглавляю, передана в ведение Смоленской области в достаточно неплохом состоянии. У нас есть элементарная база для выполнения стандартов. Однако мы можем и хотим дать лучшее качество, увеличить доступность медицинской помощи. Но в этом году подготовку к зиме главврачам прошлось проводить только на своём энтузиазме, с привлечением спонсорских денег, средств депутатских фондов.
Поэтому я благодарна и Наталье Леонидовне Аксёновой, и «Смоленской газете», что началась другая форма реализации этого противоборства. Я очень надеюсь, что ситуация выправится, здравый смысл победит. Не хотелось бы доводить дело до референдума, который, конечно же, разжалует горсовет. Решение о передаче медицинской недвижимости в собственность региона поднимет наш авторитет среди населения и перед государственной властью Смоленской области. В конце концов, мы сделаем хорошее доброе дело – и для медицинских работников, и для жителей Смоленска, которые нам доверяет свои судьбы.
Евгений Анцупов:
– Эту проблему нужно было решать ещё в начале года. Трудности, с которыми сталкиваются медицинские учреждения, не перечислить. Это и содержание здания, и много-много текущих проблем. Здания, которые не ремонтируются, у всех на виду. Притом контролирующих органов много, и они не дремлют. Моё учреждение – ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» – Ростехнадзор оштрафовал на 200 тысяч, потому что не смогли отремонтировать вовремя газовую трубу, т.к. на это не было средств.
Считаю, референдум нужно обязательно проводить, если горсоветом не будет принято здравое решение. Давайте всё-таки подходить по-государственному, не руководствуюсь какими-то амбициями. Меня удивляет очень мягкая позиция прокуратуры. Мы все видим, что нашему общему делу от этого только вред.
Олег Степаненко:
– Считаю показательным решение горсовета о передаче в собственность области 6-й поликлиники и больницы восстановительного лечения, где ведётся капитальное строительство. На протяжении года в адресной инвестиционной программе Смоленской области были заложены деньги на ремонт этих учреждений – соответственно 67 и 27 миллионов рублей. Но скоро зима, начать осваивать эти деньги мы уже не можем. Пришлось передать эти деньги на другие цели. Сейчас у нас 6-я поликлиника стоит без крыши. Ситуация патовая.
Если другого не дано, то я за референдум. Хотя думаю, что здравый смысл всё-таки возобладает и горсовет примет на ближайшей сессии решение о передаче объектов. Достаточно вспомнить, сколько получили средств наши учреждения в районах. Это около 187 миллионов на ремонты и порядка миллиарда 125 миллионов на закупку современнейшего оборудования. По городу единственное, что мы смогли сделать в этом году, – это выделить деньги на текущий ремонт роддомов, почти 600 тысяч на каждое учреждение.
Вопрос передачи имущества задевает не только программу модернизации, но и массу других вопросов. По федеральной программе помощи на дорогах тоже хотели бы закупить магнитно-резонансный томограф в больницу скорой медицинской помощи, сделать там новое отделение. На следующий год у нас большие планы по вступлению в другие программы. Здесь одно цепляется за другое. Если нужно что-то ремонтировать, у нас есть адресная инвестиционная программа, программа устойчивого функционирования зданий и сооружений. Сейчас верстается бюджет на следующий год, мы вынуждены выделять средства другим муниципалитетам, но не Смоленску.
Елена Косарева:
– Фактически всю медицинскую помощь, которую оказывают наши лечебно-профилактические учреждения, за исключением некоторых видов, в настоящий момент оплачивают страховые медицинские организации в соответствии со стандартами, утверждёнными департаментом. Но дело в том, что к каждому договору с лечебно-профилактическими учреждениями есть приложение, в котором прописаны очень серьёзные штрафные санкции. За невыполнение стандартов мы обязаны штрафовать. Очень многие лечебно-профилактические учреждения к выполнению этих стандартов не готовы.
Но за выполнение стандартов предусмотрены серьёзные надбавки к зарплате сотрудников. Нужно сделать всё для того, чтобы люди могли получать качественную медицинскую помощь и чтобы медицинские работники получали достойную зарплату.
Дмитрий Левант:
– На протяжении полугода все говорили о том, что невозможно проводить капремонт, если здание не передано в собственность области. Но в безвозмездном пользовании много лет находится здание физдиспансера на улице Кирова, и там проводился как текущий, так и капитальный ремонт за счёт средств федерального бюджета. И это не противоречило ни Бюджетному кодексу, ни модернизации, ничему. Почему, когда речь зашла о других зданиях, это стало камнем преткновения?
Если бы горсовет нарушал законодательство, прокуратура уже давно бы вынесла протест. Но у нас есть официальный ответ Счётной палаты Российской Федерации, где чёрным по белому написано, что при передаче основных фондов объектов недвижимости в безвозмездное пользование возможно проведение как текущего, так и капитального ремонта.
Почему большинство депутатов городского Совета в этом году было против передачи объектов недвижимости региону? В частности, потому, что очень много площадей в больницах и поликлиниках сдаётся в аренду. Около пяти миллионов рублей, полученных из этого источника, были внесены как в доходную, так и в расходную часть бюджета города.
Кто сказал вам, что горсовет против модернизации? Это же абсурд! Когда в подчинении муниципалитета были лечебные учреждения города, на 2010 год в сфере здравоохранения было утверждено семь целевых программ общей стоимостью 41 миллион 991 тысяча рублей. Помимо этого были ежемесячные доплаты отдельным категориям работников МЛПУ – работникам скорой помощи, травмпункта, медработникам детсадов и школ.
Просто в вопросе передачи недвижимости нельзя спешить. Мы неоднократно на сессиях горсовета говорили: давайте вернёмся к этому после выхода федерального закона по охране здоровья населения. Если в законе будет сказано, что это обязательно, мы передадим. Но сегодня в правовом поле находимся мы. И основание для этого – заключение Счётной палаты РФ.
Полностью с согласен, что и областной департамент, и Смоленский городской Совет в том, что касается вопросов здравоохранения, должны работать в одной связке в интересах населения. Но мы должны очень дозированно подходить к передаче объектов недвижимости. Если в какую-то поликлинику действительно будет приходить новейшее оборудование, для установки которого необходим капремонт, конечно, депутаты горсовета в одночасье примут решение.
О референдуме не может быть и речи, потому что это противоречит здравому смыслу и потребует дополнительных расходов. Призываю всех не рубить с плеча.
«СГ»:
– Общественность референдума не боится, его боятся некоторые депутаты. Инициатором проведения может быть Общественная палата, СМИ, группа избирателей, ведь ситуация критическая!
Александр Глушко:
– По поводу пяти миллионов. Администрация области была готова к диалогу по этому вопросу, мы соглашались рассмотреть вопрос о возмещении упущенных доходов.
Что касается заключения Счётной палаты, из него следует, что действительно могут быть расходы по содержанию лечебных учреждений, но при наличии государственных и муниципальных учреждений на территории МО. Это очень важно, потому что на территории области и города Смоленска муниципальных учреждений, которые участвуют в осуществлении госгарантий, нет. Если бы такие учреждения были, средства бы передали Смоленску. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субсидия из бюджета субъекта муниципалитету может предоставляться только в том случае, если речь идёт о софинансировании полномочий. Какие полномочия мы будем софинансировать, если они с 1 января переданы субъекту РФ?
В отношении прокуратуры. И Губернатор, и департамент, и главный федеральный инспектор в Смоленской области обращались в прокуратуру за разъяснением ситуации. Процитирую официальный ответ: «Уклонение органа местного самоуправления от передачи имущества, безрезультативность согласительных процедур свидетельствуют о необходимости решения вопроса о понуждении последнего к передаче объектов собственности в собственность органа государственной власти субъекта Российской Федерации».
Отвечу и на вопрос, почему мы не идём в суд. Только потому, что сегодня у нас есть возможность для диалога, в том числе посредством этого «круглого стола». Как только мы обратимся в суд, это может затянуться на годы. И, естественно, любой депутат Смоленского городского Совета засомневается: я сейчас приму решение, а суд рассудит по-другому. Поэтому только это нас останавливает от обращения в суд. Мы же хотим динамики.
Сергей Шевцов:
– Проясню ситуацию с физдиспансером. Частный случай. Это было возможно, но сегодня так не делают. Федеральным законодательством предусмотрена передача имущества вслед за разграничением полномочий.
Александр Власенков:
– Человеку неважно, в чьей собственности находится учреждение. Он хочет прийти в хорошее здание, где его качественно обслуживают, где выполняются стандарты. Сейчас поступает масса жалоб в Смоленскую врачебную палату, и их может стать больше. Пять миллионов за аренду в год – ничтожная сумма по сравнению с тем, в чём нуждаются больницы.
Валентина Олейникова:
– Наверное, нужно было раньше нас усадить за «круглый стол», а не пытаться заставить депутатов проголосовать так или иначе.
В программе модернизации прописано оборудование, которое должны получить городские медицинские учреждения. Так, детская городская больница – 36 миллионов, на следующий год – 28 миллионов. Но лечебным учреждениям не выделено оборудование, для установки которого необходима реконструкция и капремонт помещений. Вначале нужно создать условия, а потом планировать размещение техники. Например, в стационар №2 детской больницы нужно специальное оборудование для недоношенных. Но в связи с тем, что это отделение не попало под капитальный ремонт, мы не можем его запланировать.
Но я не хотела бы, чтобы всех депутатов Смоленского городского Совета представляли какими-то врагами народа. Профильная комиссия горсовета всегда отстаивала интересы здравоохранения совместно с управлением администрации. И сделано много. Хотелось бы, чтобы не отметали положительный опыт медицинских учреждений города. Чтобы депутатов проинформировали, в каких областных программах значатся учреждения города.
Горсовет вместе с администрацией города создавал условия, которые необходимы для оказания медицинской помощи. Но жизнь течёт, законодательство меняется. И если программа модернизации может быть расширена для лечебных учреждений города Смоленска при условии передачи недвижимого имущества, значит, надо принимать такое решение не медля.
28 октября состоится очередная сессия Смоленского городского Совета. Будет ли решён вопрос о медицинской недвижимости, смоляне узнают из
публикаций «СГ».
МНЕНИЕ
Также мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Смоленского городского Совета, заместителя главы города Смоленска Сергея ЩЕБЕТКОВА.
– Продолжается противостояние между областной властью и так называемой «группой Данилюка» в Смоленском горсовете. Заложниками ситуации стали жители областного центра – те, кто должен получать медицинскую помощь в Смоленске, - сказал Сергей Александрович. - По-моему, своим поведением глава города Александр Данилюк нарушает решения смоленского политсовета, а также фракции «Единой России» в городском Совете. Мне кажется, он ставит какие-то свои интересы выше потребностей горожан, ставя под удар возможность получения качественного медицинского обслуживания на территории областного центра. В начале ноября будет принят в третьем чтении закон «Об охране здоровья граждан». Объекты, о которых столько споров, так или иначе будут переданы в государственную собственность Смоленской области. Вопрос лишь в том, что, не передавая их сейчас, мы исключаем медицинские учреждения Смоленска из областной программы модернизации здравоохранения и лишаем их финансирования. Однако вызывает сомнения работа конгресс-системы, которая используется для голосования в горсовете. Возможно, она отражает не реальное положение дел, а то, что кому-то необходимо.
Я считаю, что Администрация области и политсовет партии «Единая Россия» должны приложить максимум усилий для того, чтобы принудить «группу Данилюка» принять решение о передаче недвижимости учреждений здравоохранения Смоленска в областную собственность.