«Стать Джоном Ленноном»: напрасный труд
Великобритания, 2009 год. Режиссёр Сэм Тейлор-Вуд. В ролях: Аарон Джонсон, Томас Сангстер, Энн-Мэри Дафф, Кристин Скотт Томас.9 октября исполнится 70 лет со дня рождения выдающегося рок-музыканта Джона Леннона, одного из «Битлз». Нынешний год ознаменовался выходом художественного фильма «Nowhere Boy», получившего в нашем прокате название «Стать Джоном Ленноном». Когда, как не сейчас, сказать о нём несколько слов?
Фильм повествует о детстве и юности Джона вплоть до конца 50-х. Особое внимание, уверяет аннотация, уделяется отношениям юноши с его несчастной матерью. Вот тут-то, собственно, и зарыта собака.
Режиссёр фильма – женщина, и попытка разобраться в душе мужающего гения через рычаги и приводные ремни главных женщин его детства попахивает не только фрейдизмом, но и серой. Приведу очень далёкую аналогию. В кукольных театрах Средневековья охотно брались за истории, связанные с рождением Христа, и люди глядели аляповатые зрелища, однако имя этих самонадеянных шалманов стало нарицательным: вертепы. Ни кино, ни мультипликации, ни опере с балетом не отследить предпосылки того музыкального чуда, которое окрылило и свело с ума миллионы людей во всём мире. И не разобраться в этой дивной алхимии, когда вдохновение кладёт свою электрическую ладонь на твой лоб. Творчество – оно неисследимо, потому что талант – это голос Бога в человеке, как бы вы ни относились к Джону Леннону.
Любой меломан, интересовавшийся историей ливерпульской четвёрки, имеет своё представление о рождении группы, изменившей мир. Фильм унифицирует это сакральное знание, обработав его рубанком декораций и придуманных диалогов, снабдив фальшивым саунд-треком, инсценировав концерты. Молодой Леннон, пробующий свои силы в музыке, отныне будет ассоциироваться с актёром Аароном Джонсоном, что не смертельно для публики, но убивает легенду. Более того, Англия 50-х выглядит убогой и тривиальной, что хорошо для учебника истории, но плохо для мифа. «Битлз» росли не на помойке. Уважение к артистам неизбежно ведёт к уважению обстоятельств их жизни.
В общем, постулируем: есть личностные темы, браться за которые невозможно. Примерно эту мысль высказал на пресс-конференции в Смоленске глубокоуважаемый Станислав Говорухин.
Объективности ради нужно отметить, что это первый художественный фильм о лидере The Beatles, одобренный Фондом Йоко Оно. Картина сделана на эксклюзивной фактической основе – по книге сводной сестры Леннона Джулии Байярд.